Статья "Роль игры на начальном этапе обучения иностранному языку".
статья по английскому языку

Шилова Ирина Анатольевна

Сегодня игра занимает одно из ведущих мест среди эффективных методик по изучению различных иностранных языков. И это неслучайно. Ведь школьник в начальных классах средней школы наилучшим образом усваивает информацию, если она подается привычным для него способом, а именно через игру. Кроме того, нестандартного подхода к обучению требует сама жизнь, ее динамичный ритм.

Скачать:


Предварительный просмотр:


РОЛЬ ИГРЫ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Сегодня игра занимает одно из ведущих мест среди эффективных методик по изучению различных иностранных языков. И это неслучайно. Ведь школьник в начальных классах средней школы наилучшим образом усваивает информацию, если она подается привычным для него способом, а именно через игру. Кроме того, нестандартного подхода к обучению требует сама жизнь, ее динамичный ритм.

А без хорошего знания иностранного языка, а в идеале сразу нескольких, без беглого владения им, человек уже не получает того спектра возможностей для своего дальнейшего развития, каким обладают те, кто обладает такими навыками и умениями.

Квалифицированный преподаватель становится таковым только при совпадении целого ряда факторов, одним из которых, безусловно, является применение современных методик обучения, в частности, игры как инструмента изучения иностранных языков. Почему именно игра имеет настолько большое значение? С ее помощью вполне реально заложить все необходимые основы для дальнейшего успешного постижения лингвистических нюансов.

Кроме того, благодаря игре как методу, укрепляется, развивается и сохраняется интерес ребенка к изучению языков, вне зависимости от сложности материала. А устойчивый интерес помогает достичь серьезных положительных результатов уже на начальном этапе обучения, что, в конечном итоге, станет весомым стимулом для совершенствования и поступательного развития лингвистических способностей ребенка. Именно в этом нам видится одна из самых главных задач компетентного, квалифицированного современного учителя.  

В то же время, разнообразие этих игр дает возможность уже на начальном этапе обучения увидеть сильные и слабые стороны каждого конкретного ребенка и определить степень его предрасположенности к изучению языков. Это, в свою очередь, помогает учителю найти индивидуальный подход к ученику, дать ему максимум знаний и полезной информации. А поскольку обучение происходит через игру, то это значительно облегчает данную непростую задачу.

        Цель данной статьи – изучение роли игры в процессе обучения различным иностранным языкам.

Для достижения обозначенной цели необходимо:

- понять роль игры на уроке по изучению иностранного языка

- выявить степень влияния игры на процесс овладения иностранным языком в школе.

        Собственно, именно это и является основными задачами нашей статьи.

        В том, что она действительно актуальна, нет сомнений. Ведь ритм и скорость современной жизни не позволяет останавливаться на достигнутом. Чтобы быть по-настоящему конкурентоспособным в нашем мультилингвистическом обществе важно не отставать. Основы знаний закладываются  в первые годы обучения. И от того, насколько будет занимательной игра, как инструмент обучения, во многом зависит итоговый результат.  

Существуют различные определения понятия игра. Одно из них гласит:

Игра — это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Для игры характерны следующие особенности: наличие определенных правил, состязательность, непредсказуемость очередных ситуаций и др. В педагогике различают следующие виды игр: ролевые, развивающие, тренирующие, воспитывающие, деловые и другие. Особое значение игра имеет в воспитании детей

Однако для того, чтобы учащиеся младших классов действительно тянулись к изучению иностранного языка, их необходимо увлечь, а еще точнее, вовлечь в процесс. В противном случае ребенок теряет сначала интерес к предмету, затем концентрацию внимания. В результате неизбежно попадает в разряд отстающих. Предмет становится по-настоящему трудным для изучения, и, как следствие, не любимым. А для успешного изучения любого иностранного языка требуется даже в отсутствие природной предрасположенности, сосредоточенность, внимание к деталям, системный подход и личная заинтересованность ученика. Если все остальное можно воспитать или привить, то интерес необходимо пробудить и удержать. Именно игра дает такой шанс, особенно в первые годы обучения.  

Между тем, и это признают многие, современная система  образования отличается, в частности, усложнением учебных программ и увеличением объема информации, поступающей из разных источников, и, как следствие, увеличением количества стрессовых ситуаций, что неизбежно приводит к психологическим и эмоциональным перегрузкам учеников, в том числе в начальной школе.

Добавьте к этому, уже упомянутые выше изменение ритма жизни и серьезную конкуренцию в обществе (а школа является его неотъемлемой частью и в ней, как в зеркале, отражаются все процессы, происходящие в действительности), и станет ясно, почему эксперты советуют, а, точнее, настоятельно рекомендуют, строить обучение с учетом этих особенностей. Надежной основой для успешного изучения предмета может стать так называемое интегративное обучение.  Это позволит не только разнообразить саму систему преподавания, но и снизит утомляемость учеников от унылой похожести происходящего день ото дня, даст реальную возможность сохранить целостность восприятия мира.

При организации обучения на уроках иностранного, в частности, английского, языка можно проводить интегративные занятия следующих видов.

Урок английского языка плюс музыкальная деятельность (пение, музыка, ритмика и т.д.). Не менее эффективны и такие занятия как рисование, аппликация, лепка) и, конечно, различные игры.
Надо сказать, что игра традиционно и по праву считается важной частью обучающего процесса. Причем на всех этапах обучения ребенка в школе.  И это отнюдь не случайно, ведь именно игра давно оказывает серьезное влияние на процесс обучения и его качество.  

Кроме того, хорошо известно, что игра — это средство, эффективный инструмент  изучения окружающего мира. А, учитывая различные нюансы и  особенности психологического развития младшего школьника (речь в данном случае идет о том, что эмоциональная сфера превалирует над интеллектуальной) стоит принимать во внимание и реально оценивать  потенциальные возможности игры как эмоционального фактора.

"Игры на уроках иностранного языка должны являться неотъемлемой частью методической организации урока. Все мы хорошо знаем, что, придя домой из школы, младшие школьники, прежде всего, направляются к своим игрушкам. Сюжеты игр самые незатейливые, однако, детям такая игра доставляет ни с чем несравнимое удовольствие. Эту особенность следует учитывать и широко использовать в учебном процессе, особенно при обучении иностранному языку, так как она апеллирует в основном к памяти учащихся. Память младших школьников непроизвольная, они быстро и без труда запоминают то, что ему нравится.

На уроке мы имеем дело с особым видом игр – языковыми играми. Существуют разные виды так называемых языковых игр. В данном случае речь идет о  лексических, грамматических и фонетических играх. Атмосфера увлеченности, радости, ощущения посильности заданий – все это благотворно сказывается на результатах обучения. Легче усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворенности .

Игры имеют следующую классификацию: фонетические,  лексические, грамматические, аудитивные, речевые и игры по обучению чтению.

Так, например, для фонетических игр это:

•        тренировать учащихся в произношении английских звуков;

•        научить учащихся громко и отчетливо читать стихотворения;

•        формирование навыков фонетического слуха.

Систематичность применения специальных фонетических имитационных упражнений, фонетически направленных игровых заданий способствует формированию основ фонетических навыков.

Среди фонетических игр, используемых на начальном этапе обучения, можно выделить игры-загадки, игры-имитации, игры-соревнования, игры с предметами, игры на внимательность, игры-лото со звуками.

В свою очередь, цели лексических игр:

•        тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

•        активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

•        развивать речевую реакцию учащихся;

•        познакомить учащихся с сочетаемостью слов.

Если говорить о целях грамматических игр, то они формулируются следующим образом:

-       научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

-       создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

-       развить речевую активность и самостоятельность учащихся

Разумное использование грамматических игр, как надёжное средство формирования грамматических навыков, реализуется учителями английского языка на практике.

Есть свои цели и у аудитивных игр, а именно:

  • научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
  • научить учащихся выделять главное в потоке информации;
  • развить слуховую память учащихся.

Данные игры представляют собой восприятие информации учениками на слух.

Тогда как для речевых игр это:

  • научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности;
  • научить учащихся практически и творчески применять полученные речевые навыки;
  • обучить учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.

Самый эффективный вид игры для обучения говорению – это сюжетно-ролевая игра. С её помощью дети учатся переносить действия из одних условий в другие, начинают одушевлять неживую природу, создавать элементы нового. Так развиваются воображение, мышление, творческие способности, речь, воспитываются нравственно-волевые качества личности, интерес к личности другого.

Более того, благодаря сюжетно-ролевым играм происходит формирование критического мышления, т. е.

  • комплекс когнитивных навыков и умений;
  • открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт;
  • отражение оценочных и рефлексивных свойств мышления;

У учащихся формируются когнитивные навыки и умения:

  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, корректно;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать мнения других;
  • оценить информацию;
  • уметь задавать вопросы;
  • объяснить изученное  и применить в практике.

Цели игр для обучения чтению:

  • быстро и точно устанавливать букво-звуковые соответствия;
  • правильно озвучивать графический образ слова и соотносить его со значением, т.е. понимать читаемое;
  • читать по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;
  • читать в естественном темпе текст, построенный на знакомом языковом материале, с пропущенными словами или рисунками вместо слов;
  • выразительно, с правильным ударением и интонацией читать вслух (парное обращенное чтение).

Игровые упражнения для обучения чтению – это упражнения на закрепление буквенно-звуковых связей, творческие задания на установление соответствия предлагаемых рисунков содержанию текста.

Взаимосвязь чтения с другими коммуникативными навыками и умениями может осуществляться посредством изобразительной деятельности.

Таким образом, игры способствуют выполнению важных методических задач:

  • созданию психологической готовности детей к речевому общению;
  • обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Естественно, у обучающих игр есть свои существенные отличия от остальных. Так, например, они имеют второй план У них не только и не столько развлекательная, сколько узко методическую цель, поскольку  как утверждают эксперты, обучающие игры на уроках и внеклассных занятиях способствуют выполнению важных методических задач.

Говоря о них, следует назвать следующие:

  • Создание психологической готовности детей к речевому общению;
  • Обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала;
  • Тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.

Как уже говорилось ранее,  благодаря применение в учебном процессе таких игр, удается развивать у школьников  игр можно развивать внимание, логическое мышление, память.

Для школьников игра – путь к познанию, так как играя ученики без особых усилий, с удовольствием включаются в процесс обучения, забывая, что идёт урок. С радостью играют ученики всех возрастов (дети, подростки, юноши), особенно если игра принимает форму соревнования, требующего смекалки, быстрой реакции, хорошего знания предмета.

Игра имеет большое значение в воспитании, в обучении и развитии детей как средство психической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Она позволяет преподавателю организовать деятельность учащихся, сделать ее более активной, заинтересовать их в изучении предмета и в поиске дополнительных средств для получения информации – то есть создать мотивацию, которой так часто не хватает нашим ученикам. Игра способствует развитию таких качеств как самостоятельность".

Однако надо понимать разницу в восприятии игры учителем и учеником. Так, если для ученика игра — это прежде всего развлечение (и в меньшей степени тренировка тех или иных навыков и получение знаний), то для квалифицированного учителя игра в учебном процессе — в первую очередь тренировка.

По ее словам, одним из наиболее удачных вариантов игры на уроке иностранного языка в младших классах являются игры с игрушками. Учитель может собрать целый набор игрушек и хранить их в шкафу. Обычно их используют только при введении новой лексики как наглядный материал, а ведь с ними можно играть, тем более, что названия игрушек (кукла, медведь, лиса и т. д.) дети запоминают быстрее и без труда.

Нужно помнить, что место игры на уроке и отводимое ей время зависит от ряда факторов: подготовки обучающихся, изучаемого материала, конкретных целей, условий урока. Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением пройденного материала, а также разрядкой на уроке. Другие игры могут быть эффективными при введении нового материала.

В играх ученики овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника момент, согласиться с его мнением или опровергнуть его, целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. Практически все учебное время в играх, так же как в иноязычной речевой деятельности, отведено на речевую практику, при этом максимально активны не только говорящий, но и слушающий.

В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-нибудь роль, лучше неглавную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под его руководством.

Помимо программной лексики вводятся новые слова, которые в игре легко запоминаются.

Через игру обучение любому иностранному языку проходит гораздо эффективнее. Материал легче и быстрее усваивается учениками. Они не чувствуют психологического давления, что особенно важно, учитывая изменившееся программы, повышенные требования к школьникам, в том числе начальных классов  и связанное с этим серьезное эмоциональное и физическое напряжение.

Обучение языкам через игру помогает не только увлечь школьников процессом, но и сохранить к нему интерес. В результате, повышается концентрация внимания, развивается память, что, в конечном итоге, способствует достижению высоких результатов.

Каждая игра, принадлежащая к той или иной группе, способствует развитию определенных навыков ученика, является серьезным стимулом для изучения иностранных языков, помогает расширению общего кругозора и позволяет школьнику получить столь важные в современном мире коммуникативные и речевые навыки. Не менее важно и то, что все это происходит естественным путем, в привычной для ученика обстановке, что также можно считать дополнительным фактором успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность иноязычной коммуникативной компетенции школьников на начальном этапе обучения иностранному языку

Коммуникативная компетенция охватывает языковые и речевые способности межкультурной компетенции школьников в обучении иностранному языку.   Термин «коммуникативная компетенция» во...

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье поднимаются актуальные вопросы современных требований к учителю, которому предстоит обеспечивать требуемый новыми стандартами результат обучения, используя всю мощь педагогической наук...

Фольклор как средство формирования слухо-произносительных навыков на начальном этапе обучения иностранному языку

В статье идет речь об использовании фольклора на уроках иностранного языка (песен, стихов, скороговорок) для развития слухо-произносительных навыков на начальном этапе обучения....

методическая разработка" Игры на начальном этапе обучения иностранному языку"

Игры в обучении английскому языку на начальном этапе.Данная работа представляет собой статью об играх ( цели, задачи, классификация. Рекомендации по проведению), а также сборник игр, рекомендуемых для...

методическая разработка"Ролевая игра как средство формирования речевых умений и навыков на начальном этапе обучения иностранному языку»

Введение………………………………………………………………………….Глава І.  Понятие интереса и мотивации к обучению в педагогике………….71.1. Теоретические подходы к пониманию интереса и его роли в обучении...71.2. Основные тео...

курсовая работа на тему: "Аудирование как средство обучения монологической речи на начальном этапе обучения иностранному языку"

Здесь представленаМоя курсовая работа на тему "Аудирование как средство обущения монологической речи на начальном этапе обучения иностранному языку"...

Система упражнений обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку

В данной статье  приводится система упражнений для обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку...