Особенности составления технологической карты урока по ФГОС
статья

Васильева Нина Сергеевна

   Технологическая карта урока по ФГОС представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_sostavleniya_tk.25.98 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Байкальская СОШ»

Педагогический совет №3 от 17.11. 2016

«ФГОС ООО: актуальность, проблемы, перспективы внедрения»

Практикум «Особенности составления технологической  карты урока  по ФГОС»                                Васильева Н.С., учитель английского языка,

заместитель директора по УВР

      В стандартах нового поколения к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока или с технологической карты (ТК) учебного занятия.

   Технологическая карта урока по ФГОС представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Обучение с использованием ТК позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (УУД). ТК предназначена для  проектирования учебного процесса по темам.

   Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы, позволяющей структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Это могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм.

Структура ТК включает:

- название темы;

- цель освоения учебного содержания;

- планируемый результат (информационно - интеллектуальную компетентность и УУД);

-  основные понятия темы;

- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.

Создание ТК позволяет учителю:

- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением; определить возможности реализации межпредметных знаний;

- определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

- соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.

Преимущества ТК;

- использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы; 

- освобождается время для творчества;

- обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;

- снимаются организационно - методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

- обеспечиваются повышение качества образования.

Использование ТК обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

- учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

- используются эффективные методы работы с информацией;

- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально – познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. С помощью ТК можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока. Например, реализацию учителем целей урока, использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся, осуществление оценивания и контроля.

Приведем  сравнительную характеристику ТК урока по ФГОС и конспекта традиционного урока.

Технологическая карта урока по ФГОС

Конспект урока

Позволяет демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками.

Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя.

 

 

Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процесса каждого учебного действия.

Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке.

Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс.

Указываются только общие цели всего урока.

Уроки ФГОС деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
1) уроки «открытия» нового знания;
2) уроки рефлексии; 
3) уроки общеметодологической направленности;
4) уроки развивающего контроля.

Рассмотрим структуру каждого типа урока, которая должна отражаться в ТК.

Уроки «открытия» нового знания»  имеют следующую структуру:

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Уроки рефлексии  имеют следующую структуру:

1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидуальных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

Уроки развивающего контроля  имеют отличия от предыдущего 8 и 9 пунктами:

1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидуальных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап решения заданий творческого уровня;
9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.
Отдельные теперь уже предметные уроки должны быть посвящены формированию представлений о методах наук.

Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. Приведем несколько рекомендаций и образцы технологической карты урока по ФГОС. 

1. Необходимо оформлять «шапку» технологической карты. Например:

Предмет: 

Тема урока: 

Тип урока: урок открытия нового знания.

Прогнозируемые результаты

личностные:

  • учить проверять себя;
  • учить давать оценку своим действиям;
  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

метапредметные:

  • учить анализировать и выделять общее;
  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

предметные:

  • вспомнить понятие однокоренные и родственные слова;
  • дать уточненное определение термина «корень»;
  • учить находить корень слова;
  • учить подбирать родственные слова разных частей речи.

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы и другие

Оборудование: цветные стикеры, сигнальные карточки, шаблоны деревьев и листочков для групповой работы, макеты снежков, шаблоны смайликов, цветов, яблок для оценивания  и др.

2. Не стоит излишне «раздувать» технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование во время занятия. Оптимальным вариантом является образец, который будет включать такие разделы:

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

 

 

 

 

 

При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.

4. В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.

5. Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

6. Следует не забывать, что урок должен иметь также воспитательный и развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …».

7. После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.

8. Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.

При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты. 

    В качестве примера предлагается технологическая карта урока английского языка в 4 классе по УМК «Enjoy English» Биболетовой М.З. (приложение1), образцы технологических карт уроков онз и урока рк (приложение 2,3)

Список литературы и источников:

1. Биболетова М.З., Трубанева Н. Н., Enjoy English, 4 класс. – Обнинск: Титул, 2014.

2. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Стандарты второго поколения, М. Просвещение, 2011;

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. 

4.. Логинова О. Б. Планируемые результаты начального общего образования, М, Просвещение, 2010;

5. http://infourok.ru Технологическая карта урока по ФГОС. Образец ТК.

 6. Федеральный государственный образовательный стандарт.

http://standart.edu.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности составления технологической карты урока английского языка.

Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивщий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения осно...

«ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА НА ПРИМЕРЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ»

1. Рекомендации по составлению технологической карты 2. Основные пункты и требования аспектов анализа урока 3. Этапы составления технологической карты урока...

Составление технологической карты урока как одна из составляющих готовности учителя к ФГОС

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования. Системно - деятельностный подход, как основа разработ...

Организация и проведение урока в рамках требования ФГОС. Составление технологической карты урока.

Представлена технологическая карта урока в рамках требовани ФГОС. Клетка как структурная основа живых организмов. 10 класс....

Курсовая работа СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКА ПО УРОКАМ ОБЖ В 6-7 КЛАССЕ

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКА ПО УРОКАМ ОБЖ В 6-7 КЛАССЕ...

Статья "Особенности составления технологических карт внеурочного занятия по Робототехнике"

В статье приводятся выдержки из нормативных документов по составлению технологических карт. Дан  пример готовой технологической карты занятия по Робототехнике....

Методические рекомендации по планированию урока и составлению технологической карты урока.

Даны методические рекомендации по составлению технологической карты урока....