Статья: " Лексическая работа на уроках английского языка в аспекте требований ФГОС"
статья по английскому языку

Завадская Марина Владимировна

Методика работы с лексикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_1.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                         Завадская М.В., учитель английского языка  

                                                                                                                         ГБОУ СОШ № 591 Невского района 

                                                                                                                                                         Санкт-Петербурга  

Лексическая работа на уроках английского языка в аспекте требований  ФГОС.

              Согласно ФГОС ООО целью обучения иностранному языку является овладение иноязычным общением на уровне элементарной коммуникативной компетенции как минимум в говорении, аудировании, письме и чтении.. Однако, изучая иностранный язык учащиеся не всегда справляются с проблемой коммуникациии на иностранном языке на должном уровне. Они сталкиваются с трудностями при чтении, аудировании, письме и, особенно, при говорении. Это может происходить из-за того, что учащиеся владеют ограниченным количеством лексики на иностранном языке.  Успешное развитие умения читать, говорить или понимать со слуха невозможно без прочных знаний и умений в области лексики, ибо с её помощью происходит приём и передача информации. В связи с этим на занятиях иностранным языком необходимо уделять серьёзное внимание работе над лексикой. Центром общения всегда является передача мысли для выражения которой нужно не только знать слово, но и владеть им. Данное обстоятельство обуславливает актуальность решения проблемы эффективного развития иноязычной лексической компетенции у учащихся. Лексическая компетенция является основной при обучении иностранному языку поскольку  это составная часть коммуникативной компетенции.  Развитие лексических навыков отвечает требованиям в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Процесс формирования лексических навыков у учащихся является длительным и трудоемким. Но при этом важно его строить, чтобы весь учебный процесс был ориентирован на личность ученика, на его развитие, самостоятельность. Для одних учащихся нужно создавать условия для более быстрого продвижения, другим дать возможность для повторения и тренировки.

Для запоминания лексики очень важно активное участие всех видов памяти: зрительной, которая тренируется путем чтения и написания слов; слуховой, которая развивается при восприятии иностранного языка на слух и в процессе устной речи; моторной, участие которой связано с работой органов речи и актом письменной фиксации слов, и, наконец, логической, при помощи которой происходит полное осмысление и всестороннее продумывание усвоенного материала.

    На мой взгляд, одним из основных средств формирования лексического навыка у    учащихся остается использование специальных упражнений.

Лексические упражнения

Психологами установлено, что усвоение новых слов достигается лишь после того, как учащиеся употребят их в различных упражнениях не менее шести-восьми раз. Поэтому упражнения должны быть разнообразными и способствовать применению лексических значений в речевой практике учащихся.

Среди многообразия лексических упражнений, представленных в учебниках и дополнительных учебных пособиях, каждый найдет соответствующие конкретным речевым задачам.

Остановлюсь подробнее на некоторых лексических упражнениях, пользующихся особым спросом у моих учащихся.

Диктант

  • Диктант –эффективная форма работы с большими группами учащихся.

Учитель может давать диктант учащимся один на один, но в отличие от большинства форм работы, диктант осуществим при работе с группами в 20, 60 или 200 человек. В мировой практике имеется масса подобных примеров.

  • Диктант – один из немногих подходов в обучении языку и изучении языка в большой группе, который имеет возможность вовлечь учащихся в активное использование языка.
  • Диктантом можно охватить группы с разными языковым способностями/ умениями (дифференцированное обучение)

Выбирается текст довольно простой для большинства учащихся. Они выполняют диктант без какой-либо помощи. Новички же получают на руки текст с выпущенными 10-15 словами. Их задача, в то время, как остальные пишут под диктовку, внимательно слушать, стараться понять основной смысл и вставить пропущенные слова. Уровень сложности текста, количество пропусков могут меняться в зависимости от целей. Подобные упражнения помогают учителю не только охватить группу целиком, но и эффективно развивать языковые умения.

  • Диктант дает доступ к интересным текстам.

Многие учителя встречаются с текстами, которые могли бы заинтересовать учащегося. Учитель, обладающий разнообразными приемами, связанными с диктантом, сумеет использовать эти тексты, чтобы связать учебные потребности с умениями учащихся.

Виды диктантов

Для формирования слуховых ассоциаций и установления устойчивой связи между предметом или понятием и фонетической формой слова, его обозначающего, я использую различные диктанты

Текстовый диктант

Учитель диктует текст, который был отработан с учащимися на уроке, или незнакомый текст с проработанной лексикой. Учащиеся записывают текст по возможности точно. После текста можно предложить дополнительные лексические или грамматические задания

Переводной диктант-квиз

Учащие записывают на английском языке фразы или связный текст, который учитель диктует по-русски. Текст должен быть известен учащимся. В продвинутых группах можно давать незнакомый текст, содержащий изученные речевые обороты.

Выборочный диктант

Учитель читает предложение, учащиеся вслушиваются. Предложение читается повторно, а учащиеся в это время выписывают из него слова (или словосочетания) с новой лексикой.

Графический диктант

Учитель читает вопросы, на которые можно ответить да/нет. Учащиеся отвечают на вопросы, рисуя вместо «да» значок ^, а вместо «нет» - . Получается линия
^-^-^----^-^--^- Проверяются подобные задания очень быстро, а проверку можно доверить учащимся любого класса.

Диктант «будь внимателен»

Этот приём работы развивает слуховую память, а без неё невозможно развитие речевых навыков. Учитель читает текст целиком, затем по одному предложению (каждое предложение произносится один раз) и за ним делается пауза, чтобы записать предложение. Учащиеся записывают то, что запомнили. После записи всего текста они меняются тетрадями и подсчитывают друг у друга, сколько слов в предложении им удалось запомнить. Исправляются орфографические и пунктуационные ошибки.

Творческий диктант

Учитель диктует слова и словосочетания по изученной теме. Учащиеся записывают слова, составляют с ними предложения. Продиктуйте слова, чтобы ученики их записали. вариант 1:придумать и рассказать историю, чтобы слова употреблялись в продиктованном порядке; вариант 2:записать историю и прочитать. Рассказы часто получаются неожиданными, веселыми, и лексика легко запоминается. 3: написание короткого текста (лучше анекдота) на русском языке с включением слов на английском, подходит для слабых учеников.

 Secret words (Миролюбов А.А.)

Интересный способ лучшего запоминания лексики предлагает А.А. Миролюбов. Учащимся сообщается несколько «секретных слов» с транскрипцией и переводом, которые будут нужны им на следующем уроке. Учащиеся должны их выучить дома для того, чтобы потом пользоваться ими на уроке. Ученики любят тайны и поэтому выучивание лексики превратиться для них в увлекательное дело. Даже самые ленивые будут стараться запомнить эти слова, чтобы оказаться в выигрышном положении на следующем уроке (ситуация успеха). Я иногда немного усложняю задание: выдаю листы с секретными словами, но в некоторых местах вместо транскрипции или перевода рисую кляксы или дождевые капли, как будто испорченное послание. Детям приходится самостоятельно восполнить пробелы.

 Лексические игры

Представляют собой ситуативно-вариативные упражнения, в которых создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью и целенаправленностью воздействия.

Лексические игры сосредотачивают внимание учащихся на лексическом материале, имеют целью помочь им в приобретении и расширении словарного запаса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в ситуациях общения.

Лексически направленные упражнения в форме игры способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса, помогают созданию благоприятного психологического климата на уроке. Хочу привести некоторые примеры лексических игр.

Memory game

Ход игры:

Учитель пишет на доске слова или словосочетания, которые надо закрепить. Учитель просит отвернуться или закрыть глаза и стирает одну ЛЕ. Ученики должны догадаться, какой ЛЕ не хватает и правильно записать ее на доске.

Champion Game

Ход игры:

начиная игру, учитель называет первое слово. Каждый последующий ученик должен назвать все предыдущие слова в том порядке, в каком они включались в игру, и сказать новое слово. Если кто – то забыл слово или перепутал порядок, он выбывает из игры.

"Цепочка слов"

На уроке начните цепочку, произнеся например такое словосочетание: 'an old house'. Затем предложите первому студенту заменить в нём прилагательное, например: 'a beautiful house'. Далее попросите второго студента заменить в новом словосочетании существительное, например: 'a beautiful girl' и т.д. Учащийся, не нашедший подходящего слова, выбывает из игры, а цепочку продолжает следующий участник. Задание продолжается до тех пор, пока в нём не останется один победитель.

Кроссворд и word search

Кроссворд на английском языке – это головоломка, представленная в виде сетки слов, пересекающих друг друга по горизонтали и вертикали. Отвечая на вопросы или описательные определения кроссворда, учащиеся получают слова, которые и вписывают в сетку. По правилам, ответами могут быть только существительные в именительном падеже и единственном числе. Но в настоящее время можно встретить любые новшества в этой игре со словами. На сайте http://a4esl.org/ имеются кроссворды любой сложности с подсказками.

 Для обучения лексической стороне речи можно также использовать песенный материал, стихи. Яркость, образность, фантазия в стихах и песнях пробуждают у учащихся  интерес к иностранному языку. Разучивание стихов и песен это активный прием пополнения словарного запаса учащихся. Ритмический и мелодический рисунок, четкая рифма и повторяемость языковых единиц значительно облегчают и ускоряют процесс усвоения и закрепления лексики.    

Заключительный этап работы с лексикой- это контроль усвоенного. На данном этапе  можно применять различные виды диктантов, тестов, контрольных работ и зачетов. Здесь также можно использовать большое количество ОНЛАЙН-тестов различного уровня и тематики.

Использованная литература:  

1. Практикум по методике преподавания иностранных языков в средней школе / Под общ. Ред. К.И. Саломатова, С.Ф. Шатилова. М.: Просвещение, 1985 . – 224 с.

2. Назаретова А. В. Что такое креативность и как ее развивать на уроках // Образование. – 2011. - №6. – С. 72-78  

3. Кирпиченкова Е.П. Роль стихотворений и песен в изучении английского языка // Иностранные языки в школе. 1997. №5. С. 45-46


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколения

В настоящее время все чаще говорится о необходимости введения новых форм организации учебного процесса. Среди них называют межпредметные уроки, уроки-семинары, уроки-тренинги, урок-презентация, урок-м...

"Современный урок русского языка в аспекте требований ФГОС»

Разработка  контрольно-диагностических заданий для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 7 классе по теме «Морфология.Предлог»...

Статья на тему:"Современный урок английского языка в контексте требований ФГОС."

Предмет «Иностранный язык» способствует формированию представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя как носителя культуры и духовных ценностей своего народа, национальной идент...

Лексическая работа на уроках английского языка в аспекте требований ФГОС

Центром общения всегда является передача мысли для выражения которой нужно не только знать слово, но и владеть им. Данное обстоятельство обуславливает актуальность решения проблемы эффективного развит...

Статья: "Урок английского языка в контексте требований ФГОС"

В помощь учителю английского языка, что представляет собой урок английского языка в констексте требований ФГОС...

«Лексическая работа на уроке английского языка в аспекте требований ФГОС»

СТАТЬЯ НА ТЕМУ «Лексическая работа на уроке английского языка  в аспекте требований ФГОС»...

Статья на тему "Лексическая работа на уроках английского языка в аспекте требований ФГОС"

Основной целью изучения иностранного языка по ФГОС является формирование коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме), ограниченной тематикой и ...