Внеурочная деятельность по английскому языку как фактор формирования социокультурных компетенций младших школьников
методическая разработка по английскому языку

В данных методических рекомендациях освещаются вопросы современных возможностей внеурочной деятельности по английскому языку при обучении младших школьников с целью достижения образовательных результатов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Внеурочная деятельность как фактор формирования социокультурных компетенций младших школьников»

        В последние годы происходят значительные изменения в характере образования, его направленности, целях, содержании. Данные изменения, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностного и социально интегрированного результата.

        На первый план выходит использование внеурочной деятельности. Это определяется тем, что в России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное, развивающее и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих, а также других источников информации зачастую является доминирующим в процессе социокультурного воспитания и развития.

        Реализации целей современного начального образования наравне с ведущей учебной деятельностью способствует введенная в новый стандарт внеурочная деятельность школьников, объединяющая «все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации».

        Существуют следующие виды внеурочной деятельности в начальной школе:

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. туристско-краеведческая деятельность.

        Внеурочная деятельность младших школьников предполагает достижение учащимися тех или иных уровней социокультурной компетенции:

        Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, включающих овладение общественными нормами, познание об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения, что значит понимание социальной реальности и повседневной жизни.  

        Для достижения данного уровня образовательных результатов особое значение приобретает взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

        Второй уровень результатов – приобретение школьниками культурных знаний, формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура, ценностного отношения к социальной реальности в целом.  

        Для достижения данного уровня результатов на первый план выходит равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ученик получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

        Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социокультурного действия. В достижении данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

        Важно учитывать, что для младшего школьника выход в социокультурное пространство должен быть оформлен как выход в дружественную среду. Задачей учителя становится становиться ограничение ученика от свойственной современной ситуации конфликтности и неопределенности.

        На основании выше сказанного приведем формулировку трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:

        1-ый уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

        2-ой уровень – школьник ценит общественную жизнь;

        3-ий уровень – школьник самостоятельно действует в социокультурной среде.

        При достижении всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивается вероятность появления образовательных эффектов данной деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

  • формируется коммуникативная, этническая, социальная и гражданская компетентность младших школьников;
  • у детей формируется социокультурная идентичность: страноведческой (в особенности российской), этнической, культурной и гендерной.

        Выделение трех уровней результатов внеурочной деятельности позволит учителю: во-первых, разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четкими и внятными представлениями о результатах; во-вторых, использовать такие формы работы внеурочной деятельности которые гарантируют  достижение результата определенного уровня. Также это даст возможность выстроить логику перехода от  результатов одного уровня к другому и возможность диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности.

        Благодаря внеурочной деятельности учитель может создавать условия для повышения уровня социокультурной компетенции личности младшего школьника, исходя из его индивидуальных особенностей.

        Таким образом, базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр и т.д., а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Внеурочная деятельность послужит одновременно фактором, с одной стороны, формирующим социокультурную компетенцию младших школьников, с другой, позволит учителю оценить качество той или иной программы внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В данной статье рассматривается активное использование лингвострановедческого материала при обучении английскому языку  на начальном этапе. Формирование у школьников социокультурной  компете...

Проект серии урочных занятий по английскому языку, направленных на формирование социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения общеобразовательной школы

Проект серии урочных занятий по английскому языку, направленных на формирование социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения общеобразовательной школы...

Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...

Презентации для формирования социокультурной компетенции у школьников при изучении английского языка.

Эта работа представляет собой сборник коротких презентаций, которые я использовала на уроках для того, чтобы поближе познакомить учеников с культурными, социальными, политическими реалиями стран изуча...

КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье говорится о важности кружковой работы по ИЯ на начальном этапе обучения и рассказывается об опытно-практическом обучении в 3-х класах....

КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

в статье говорится о важности кружковой работы на начальном этапе обучения ИЯ и рассказывается об опытно-практическом обучении в 3-м классе, о созданнии программы кружка....