Организация работы в группе на уроке английского языка (из опыта работы)
статья по английскому языку (7 класс)

Артемьева Ольга Геннадьевна

Статья об использовании различных приемов групповой формы работы на уроках английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артемьева О.Г., учитель английского языка

ГБОУ школы № 23 Невского района

с углубленным изучением финского языка

Санкт-Петербурга

Статья на тему:

Организация работы в группе на уроке английского языка (из опыта работы).


«Умение учиться — это новообразование в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества». Но для того, чтобы это учебное сотрудничество было плодотворным, нужны активные формы организации деятельности учащихся: работа в парах, группах, так как групповая форма организации учебного процесса вырастает из общей потребности человека к активному обмену информацией, необходимой для выработки и принятия решений, и в максимальной степени содействует активному участию самого ученика в процессе усвоения знаний. Не секрет, что ученик усваивает быстро и качественно то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим. Знания в этом случае актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются. Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек думает не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом. Следовательно, обучение в сотрудничестве создаёт условия для позитивного взаимодействия между детьми в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определёнными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей).

Коммуникативная компетенция    ребенка эффективно формируется в специально организованной групповой работе на основе кооперации.  В последнее время в школьном образовании уделяется большое внимание кооперативным способам обучения.   Следовательно, вовлечение учащихся в учебное кооперирование будет способствовать формированию их коммуникативной компетенции.

Основные принципы обучения в сотрудничестве:

1. Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:

- единой цели, которую можно достичь только сообща;

- распределённых внутригрупповых ролей, функций;

- единого учебного материала;

- общих ресурсов;

- одного поощрения на всех.

2. Личная ответственность каждого.

Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.

3. Равная доля участия каждого члена группы.

Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.

4. Рефлексия – обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.

Индивидуальная работа в команде, совместная работа, направленная на достижение общих целей — всё это способствует формированию коммуникативной компетенции.

В своей работе я использую несколько видов организации групповой работы.

Обучение в малых группах   возможно использовать на любой ступени обучения. Группа, как правило, состоит из 4 человек разного уровня подготовленности. Типичная структура урока выглядит так:

- Работа в группах: общее для группы и одинаковое для всех групп задание выполняется по частям или по «вертушке» с комментарием вслух, выполнение комментируется группой.

-Индивидуальная проверка выполненного задания.

Чаще всего используется при отработке грамматических навыков, употребления таких конструкций как there is/are.

Обучение в сотрудничестве чтению

Работа может быть организована по-разному:

  • В группе из четырёх человек ученики разбиваются на пары. Пока учитель работает с одной парой чтецов, другие самостоятельно читают друг другу, составляют план пересказа, излагают прочитанное друг другу, выделяя главные мысли, пишут ответы на вопросы по тексту, работают со словарём;
  • Если класс не делится на однородные группы, то все учащиеся во всех группах работают совместно, стараясь определить главную идею текста и понять общий смысл рассказа при ответах на проблемные вопросы к тексту. Ребята трудятся единой командой. Вся деятельность в группах осуществляется под контролем учителя. Тексты даются ученикам только тогда, когда учитель убеждается, что ребята готовы к нему.

Пила Jigsaw применяется тогда, когда учебный материал можно естественным образом разбить на фрагменты. Причём число таких фрагментов должно совпадать с числом участников группы. Как правило, группа при использовании метода «пила» включает 5-6 человек. Тогда каждый участник назначается ответственным (экспертом) за свой фрагмент учебного материала. Его задача – не просто изучить свой фрагмент материала, но и добиться, чтобы все участники группы усвоили его.  Классический вариант метода «пила» предполагает, что после групповой работы учитель организует встречу экспертов за одним столом, чтобы поделиться информацией друг с другом. После возвращения экспертов в свои группы, групповая работа продолжается еще какое-то время, затем организуется индивидуальная проверка знаний. Это может быть как тестирование по карточкам, так и устные ответы на вопросы учителя, адресованные любому члену группы по выбору педагога, или совместный доклад, подготовленный группой. Как обычно, при обучении сотрудничеству, группа получает одну оценку на всех.

Составление диалогов. Наиболее распространенный вид групповой работы на уроках английского языка.

Все эти хрестоматийные варианты организации обучения сотрудничества способствуют формированию коммуникативной компетенции школьников: стимулируют желания учащихся расширить свои знания по изучаемому предмету; развивают интерес к творческой работе по изучаемому предмету, исследовательские способности; формируют  умение работы в группе, способствует преодолению неуверенности в своих учебных умениях и силах; создаёт условия для комфортного пребывания каждого ученика любой творческой группе.

Большинство методистов и учителей-практиков рекомендуют чередовать работу в группах постоянного и сменного состава (чтобы учащиеся не привыкали к одним и тем же партнерам и не боялись вступать в контакт с незнакомыми собеседниками). Число групп (их может быть от 2 до 5) зависит от количества учащихся конкретного класса и предлагаемого им задания. Собственный опыт работы в школе подтверждает, что методически оправданно:

  • включать в одну группу учащихся с разным уровнем языковой подготовки, чтобы в каждой группе были свои консультанты, способные взять инициативу в речевом взаимодействии и оказать посильную помощь застенчивым или отстающим учащимся этой группы;
  • делать состав групп подвижным, чтобы учитель мог легко поменять местами некоторых учеников;
  • назначать разных учащихся лидерами групп, чтобы не было завышенной / заниженной самооценки у отдельных учеников;

Говоря о приоритетах группового взаимодействия на уроке иностранного языка, следует отметить, что в современных технологиях групповая работа используются как средство интенсификации и оптимизации учебного процесса, при котором ярко выражены межличностные процессы, отсутствующие при индивидуальной работе: общение, высокое доверие, взаимное влияние, поддержка, эффективное использование ресурсов каждого учащегося, взаимопомощь.

Литература

  1. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб.: Изд-во “Русско-Балтийский информационный центр “БЛИЦ”, ‘Cambridge University Press’, 2001.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Сост. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 2000.
  3. Психолого-методические особенности развивающих методов обучения иностранному языку. - Иваново, 1999
  4. Gazda G. M. Group procedures with children: A developmental approach // Councelling children in groups / Ed. By M. M. Ohlaen. N. Y. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие критического мышления на уроках английского языка из опыта работы учителя английского языка МОБУ СОШ № 100 Кунаховой Марины Александровны

В связи с переходом на новые стандарты образования. Возникла необходимость применения современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС. На мой взгляд, одной из таких технологий являе...

Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)

Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...

Статья " Организация работы в группе не уроке английского языка: вопросы взаимодействия педагога и обучающихся"

Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем английского языка в современной школе-обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности учащихся  на ...

«Организация работы в группе на уроке английского языка: вопросы взаимодействия учителя и обучающихся»

СТАТЬЯ НА ТЕМУ «Организация работы в группе на уроке английского языка: вопросы взаимодействия учителя и обучающихся»...

Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроке английского языка (из опыта работы)

В данной статье приведена структура (этапы) уроков открытия нового знания  на примере урока из УМК Spotlight 7, Module 1 - Lifestyles, 2c Hanging out....

Организация групповой работы обучающихся на уроках английского языка (из опыта работы)

В статье отмечена важность использования групповой работы на уроках английского языка и даны примеры и рекомендации ее использования. Более того, групповую форму работы можно рассматривать в качестве ...

Исследовательская работа в 9 классах по теме «История средств массовой информации» на уроках английского языка. Из опыта работы учителя английского языка Александровой Ирины Владимировны.

Исследовательская деятельность, это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, ...