Урок иностранного языка: структура, особенности, типы
методическая разработка по английскому языку (8 класс)

Кочнева Альбина Сергеевна

Урок является основной формой учебной деятельности и представляет собой систему действий учителя и ученика, направленную на решение конкретных образовательных и воспитательных задач. Урок иностранного языка отличается особыми целями и содержанием – это обучение коммуникативной речевой деятельности, которое носит комплексный характер (язык и речь изучаются в комплексе), применение наглядных пособий и т. д

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx47.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Методика обучения иностранному языку»

«Урок иностранного языка: структура, особенности, типы»

Исполнитель:

Кочнева Альбина Сергеевна

ФИО

Семенов 2019 год

Содержание                                                                                             c. 2

Введение                                                                                                  c. 3   

  1. Методическое содержание урока иностранного языка.            с. 4
  2. Типы уроков.                                                                                  с. 5      
  3. Структура уроков.                                                                          с. 8
  4. Специфика урока иностранного языка.                                      с. 12                                            

Заключение                                                                                            с. 14

Список литературы                                                                              с. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 Урок является основной формой учебной деятельности и представляет собой систему действий учителя и ученика, направленную на решение конкретных образовательных и воспитательных задач. Урок иностранного языка отличается особыми целями и содержанием – это обучение коммуникативной речевой деятельности, которое носит комплексный характер (язык и речь изучаются в комплексе), применение наглядных пособий и т. д[1].

Урок, как форма организации учебной работы, существует с семнадцатого века и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебновоспитательного процесса в школе. Классноурочная система, была наиболее полно разработана и описана Яном Амосом Коменским в его книге «Великая дидактика».

В наши дни специалисты в области дидактики, педагогики, психологии,
методики начинают исследовать «новый» современный урок, создавая теорию и практику современного урока. Приоритетную значимость приобрело обучение иностранному языку именно как средству общения и приобщения к духовному наследию изучаемых стран и народов
[2]. Сегодня классноурочная система по-прежнему занимает ведущее место в процессе предметного обучения в средней школе. Урок иностранного языка является неотъемлемой частью школьного образовательного процесса. Современность предъявляет все новые и новые требования к организации и проведению уроков по иностранным языкам, что вызывает необходимость разработки их новых форм и типов, изучение возможности применения на уроках самых современных технологий.

Целью работы является изучение различных типов уроков иностранного языка и их структуры, а также специфики урока иностранного языка на разных ступенях общеобразовательной школы.

  1. Методическое содержание урока иностранного языка.

Методическим содержанием современного урока должна быть коммуникативность. Содержание коммуникативности раскроем через ее признаки или требования, которым должна соответствовать познавательная деятельность:
1. Целенаправленный характер речевой деятельности, когда человек стремится своим высказыванием как-то воздействовать на собеседника или узнать что-то новое. 2. Мотивированный характер речевой деятельности, когда человек высказывается или читает потому что его побуждает на это внутреннее осознание необходимости достигнуть определенной цели коммуникации. 3. Наличие определенных взаимоотношений с собеседником, которые влияют и изменяют ситуацию общения. 4. Использование тех речевых средств, которые функционируют в реальном процессе общения. 5. Использование тех предметов обсуждения, которые действительно важны для данной группы учащихся
[3].

С позиции коммуникативности  методическое содержание урока определяется следующими основными положениями: 1. Индивидуализация — заключается в учете индивидуальных особенностей учащихся. Коммуникативное обучение предполагает прежде всего личностную индивидуализацию, которая выступает на первый план в процессе учебного процесса. Необходимо учитывать все индивидуальные свойства учащихся и их индивидуальное развитие (характер, память, темп речи и т.д.). Очень важен дифференцированный подход к учащимся. 2. Речевая направленность означает практическую ориентацию урока. Иноязычная речевая деятельность — основной фактор обучения. Наиболее эффективны уроки на языке, а не о языке. Каждый учащийся изучает язык с какой-то целью. Если ее нет, то следует помочь найти ее, сделать все для достижения этой цели. Речевая деятельность носит целенаправленный характер, как и система речевых упражнений. Речевая деятельность является абсолютным средством формирования и развития умения общаться, поэтому необходима постоянная речевая практика учащихся в общении. Все упражнения должны носить речевой целенаправленный характер; вся работа учащихся на уроке должна соотноситься с целью, которую ученик осознает; любое речевое действие учащегося должно быть мотивированным; использование той или иной фразы, темы должно нести в себе коммуникативную ценность. 3. Ситуативность — соответствие содержания коммуникации с теми взаимоотношениями и внешними обстоятельствами, в которых находятся собеседники. Таким образом, ситуация общения может быть создана в том случае, если она основана на взаимоотношениях субъектов общения. Ситуативность необходима не только при развитии, но и при формировании речевых умений. 4. Новизна — при формировании речевого умения необходимо постоянно варьировать речевую ситуацию; повторение речевого материала осуществляется благодаря его постоянному включению в материал урока; содержание учебных материалов должно вызывать интерес учащихся своей информативностью и практичностью[4].

  1. Типы уроков.

Тип урока, модель построения урока иностранного языка – это определенный набор и типичная последовательность обучающих действий учителя и учебных действий учащихся на уроке в процессе овладения иноязычными навыками и умениями. В процессе обучения иноязычной речевой деятельности материал усваивается всегда определенными дозами. Владение каждой такой дозой должно быть доведено до уровня умения. Чтобы достичь этого уровня нужно пройти определенные этапы овладения материалом. Процесс овладения не может уложиться в один урок, как правило, он занимает не менее 3 - 5 уроков, т. е. целый цикл. Следовательно, на каждом из уроков имеет место тот или иной этап. Учитывая, что каждый этап специфичен по своей цели, то критерием выделения типов уроков можно считать цель данного этапа становления речевого умения.

 Можно выделить следующие типы уроков:

  • уроки изучения нового учебного материала;
  • уроки совершенствования знаний, умений и навыков;
  • уроки обобщения и систематизации;
  • комбинированные уроки;
  • уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков[5].

Моделируя урок любого из вышеуказанных типов, современному учителю следует придерживаться следующих правил:

1.Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы. Рождение любого урока нужно начинать с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем переходим к установлению средств - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определяем способы - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

2. Следующий шаг - отбор учебного материала (определение его содержания и объема, установка связи с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание). При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха.

3. Продумать формы организации работы учащихся на уроке. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов.

4. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. Современный урок сегодня невозможно построить без использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. При использовании современных технологий у обучающихся формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

5. Определить формы контроля за учебной деятельностью учащихся. Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные навыки. При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу услышанного (сначала на русском языке с постепенным переходом на английский). В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ[6].

6. Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап - продумать форму подведения итогов урока. Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния учащихся. Этот этап на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке.

Любой тип урока может быть максимально результативным, если реализуются следующие условия:

  1. На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.
  2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся и их мотивацию к учебной деятельности.
  3. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать творчески.
  4. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.
  5. Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.
  6. Учитель обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.
  7. Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие успехи.
  8. На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками[7].

«Высшим пилотажем» в проведении урока и идеальным воплощением новых стандартов на практике будет урок, на котором учитель, лишь направляя учащихся, дает рекомендации в течение урока. Поэтому ученики ощущают, что ведут урок сами.

  1. Структура уроков.

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность[8]. Под структурой учебного занятия понимается логическое взаиморасположение и связь его элементов, обеспечивающая целостность урока.

Структура урока изучения нового материала:

  • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
  • указание на то, что учащиеся должны запомнить;
  • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
  • сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
  • первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
  • контроль результатов первичного запоминания;
  • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
  • внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
  • частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения[9].

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков: →сообщение учащимся цели предстоящей работы; → воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий; → выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений; → проверка выполнения работ; → обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; → задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков:→ постановка цели урока; → повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой; → проведение проверочных упражнений; → ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования; → упражнения на их освоение; → упражнения на их закрепление; → тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции; → упражнения на перенос в сходную ситуацию; → упражнения творческого характера; → итог урока; → задание на дом.

Структура урока повторения:

→ организация начала урока; → постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач; → проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной); на предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание; → подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке; →задание на дом[10].

Структура урока проверки знаний:

  • организация начала урока: здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку; учащиеся не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет их готовность к дальнейшему изучению материала;
  • постановка задачи урока: учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать; просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими при работе; напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
  • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т. п.), при этом следует помнить, что задания по объему и степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика;
  • подведение итогов урока: учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
  • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений[11].

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

 → организация начала урока (психологический настрой учащихся); → сообщение темы урока и его задач; → изучение новых знаний, необходимых для формирования умений; → формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - аналогии; → упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях; → творческое применение знаний и умений; → упражнение по отработке навыков; → домашнее задание; → итог урока с оценкой проделанной учащимися работы

Структура повторительно-обобщающего урока:

→ организационный момент; → вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока; → выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений; → проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости); → формулирование выводов по изученному материалу; → оценка результатов урока; → подведение итогов; → задание на дом (не всегда)[12].

Структура комбинированного урока:

→ организация начала урока; → проверка домашнего задания, постановка цели урока; → подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т. е. актуализация знаний и практических и умственных умений; → изучение нового материала, в т.ч. и объяснение; → закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым; → обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными; → подведение итогов и результатов урока; → задание на дом; → подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда)[13].

  1. Специфика урока иностранного языка.

Особенность урока иностранного языка заключается в том, что иноязычная речь служит и целью, и средством обучения одновременно. Планируя урок, на первое место ставится активность, творчество и самостоятельность учащихся. Современный урок должен характеризоваться высокой активностью каждого ученика. Ученик на уроке должен превратиться из объекта обучения в субъекта учебной деятельности[14]. Это одно из основных требований современной дидактики. Тогда ученик будет учиться, а не подвергаться обучению. К.Д. Ушинский писал: «Настоящий урок начинается не со звонка, а с того момента, когда вспыхивает детская мысль». Именно поэтому важно так планировать урок, чтобы ученик был активен и действовал самостоятельно.

Выделим особенности урока иностранного языка на разных ступенях общеобразовательной школы.

Начальная ступень. Закладываются основы владения иностранным языком: формируются фонетические навыки, усваиваются основной лексический, грамматический и речевой материал, формируются навыки техники чтения, графики и орфографии, развиваются элементарные умения аудирования, говорения, чтения. Для прочного усвоения учебного материала важным являются умения учителя  наглядно демонстрировать функционирование языковых средств с помощью изобразительной наглядности, действий,  организовывать тренировку с опорой на образец, создавать игровые ситуации, использовать стихи, рифмовки, песенки[15].

Средняя ступень. Возрастает образовательная и развивающая ценность предмета, уравновешиваются цели обучения устному общению и чтению про себя, возрастает осознанность изучения иностранного языка, увеличивается роль самостоятельной работы, усложняется содержание текстов для чтения и аудирования и речи учащихся, начинается систематизация грамматических явлений[16].

Старшая ступень. Основной задачей становится обучение зрелому чтению аутентичных текстов разной типологии, совершенствуются умения аудирования, расширяется активный словарь, обеспечивается регулярное повторение ранее изученного материала, обобщается и систематизируется грамматический материал, содержание речи учащихся становится более аргументированным, проблемным, большое место занимает самостоятельная работа[17].

Заключение.

На основании рассмотренных различных структур уроков иностранного языка разных типов, можно сделать вывод о том, что структура урока создается в тесной связи с постановкой основной дидактической цели. Она всегда целесообразна, никогда не может и не должна быть постоянной и превращаться в шаблон. Очень важно на всех этапах обучения иностранному языку заинтересовать обучающихся, сделать их учебную деятельность интересной и занимательной. Для этого необходимо, как можно чаще проводить комбинированные, нестандартные уроки, на которых полезно применять различные виды игр и игровых ситуаций, во время которых можно объяснить ученику новый материал, проверить полученные знания, сформированные межпредметные умения и навыки.

Для реализации современного урока в него должны быть включены следующие элементы: планирование воспитательной функции урока; комплексное планирование задач урока; помощь учащимся в раскрытии личностного смысла изучаемого материала; опора на связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний; практическая направленность учебного процесса; включение в содержание урока упражнений творческого характера; выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения; сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными; осуществление дифференцированного подхода к учащимся; создание условий для проявления самостоятельности учащихся; рациональное использование средств обучения; дифференциация домашних заданий; знание и применение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий; общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося, соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми[18].

Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дает возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.

Список литературы:

  1. Ительсон Е.И. Условия эффективности методических приёмов  // ж. «ИЯШ» № 6, 2012г. – С. 26.
  2. Казичева А.Е. Развитие умений метапредметного характера в процессе обучения английскому языку на переходном этапе из начальной школы в основную // ж. «ИЯШ»  № 9, 2012г. – С. 65.
  3. Конаржевский Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. – Издво «Центр «Педагогический поиск», 2013. – С. 240.
  4. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. – М., 2010. – С. 640.
  5. Рогова Г.В., Рожкова Ф.М. Обучение связному высказыванию //  ж. «ИЯШ» №6,2012г. – С. 31.
  6. Светачева А.М., Современный урок иностранного языка. – М., 2008
  7. Соломатина А.Г. Развитие умений говорения и аудирования посредством учебных  подкастов  // ж. «ИЯШ» № 9, 2012г. – С. 7.
  8. Чуракова Р.Г. Анализ урока в начальной школе / Р.Г. Чуракова. – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2013. – С. 120.
  9. Шамов А.Н.  Учебная деятельность на уроках иностранного языка и её специфика //  ж.  «ИЯШ» № 9, 2012г. – С. 9.

Интернет-ресурсы:

  1. [Электронный ресурс]. URL: http://refleader.ru/jgemerqasatybew.html (Дата обращения 15.11.2017).


[1] Ительсон Е.И. Условия эффективности методических приёмов  // ж. «ИЯШ» № 6, 2012г. – С. 23.

[2] Шамов А.Н.  Учебная деятельность на уроках иностранного языка и её специфика //  ж.  «ИЯШ» № 9, 2012г. – С. 9.

[3] Шамов А.Н.  Учебная деятельность на уроках иностранного языка и её специфика //  ж.  «ИЯШ» № 9, 2012г. – С. 9.

[4] Рогова Г.В., Рожкова Ф.М. Обучение связному высказыванию //  ж. «ИЯШ» №6,2012г. – С. 31.

[5]  [Электронный ресурс]. URL: http://refleader.ru/jgemerqasatybew.html (Дата обращения 15.11.2017).

[6] Соломатина А.Г. Развитие умений говорения и аудирования посредством учебных  подкастов  // ж. «ИЯШ» № 9, 2012г. – С. 7.

[7] Казичева А.Е. Развитие умений метапредметного характера в процессе обучения английскому языку на переходном этапе из начальной школы в основную // ж. «ИЯШ»  № 9, 2012г. – С. 65.

[8] Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. – М., 2010. – С. 325.

[9] Конаржевский Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. – Издво «Центр «Педагогический поиск», 2013. – С. 240.

[10] Конаржевский Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. – Изд-во «Центр «Педагогический поиск», 2013. – С. 130.

[11] Конаржевский Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. – Изд-во «Центр «Педагогический поиск», 2013. – С. 135.

[12] Там же. С. 136.

[13] Ительсон Е.И. Условия эффективности методических приёмов  // ж. «ИЯШ» № 6, 2012г. – С. 26.

[14] Светачева А.М. Современный урок иностранного языка. – М., 2008. – С. 165.

[15] Чуракова Р.Г. Анализ урока в начальной школе / Р.Г. Чуракова. – 2е изд. –
М.: Академкнига/Учебник, 2013. – С. 120.

[16] Соломатина А.Г. Развитие умений говорения и аудирования посредством учебных  подкастов  // ж. «ИЯШ» № 9, 2012г. – С. 7.

[17] Светачева А.М. Современный урок иностранного языка. – М., 2008. – С. 215.

[18] Казичева А.Е. Развитие умений метапредметного характера в процессе обучения английскому языку на переходном этапе из начальной школы в основную // ж. «ИЯШ»  № 9, 2012г. – С. 65.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка

Система работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка....

Особенности построения урока иностранного языка в младшей школе с учетом индивидуально-психологических особенностей детей

В стандарте начального общего образования по иностранному языку говорится о том, что изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение таких целей, как разв...

Методическая разработка по дисциплине «Иностранный язык» на тему: «Возрастные особенности учебной деятельности на уроках иностранного языка»

План Введение Возрастное своеобразие юности Умственное развитие старшего возраста Развитие самосознания Трудности и конфликты старшего школьного возраста Развитие социально активной позиции ли...

Особенности обучения письму, грамматической и произносительной сторонам речи младших школьников на уроке иностранного языка.

ВВЕДЕНИЕ    В настоящее время статус ИЯ как средства общения и взаимопонимания становится все более значимым, что связано, прежде всего, с расширением экономических, политических ...

Типы уроков иностранного языка

В данной презентации дано краткое описание типов современного урока....

Типы самостоятельных работ на уроках иностранного языка

Организация самостоятельной работы, руководство ею это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности и необходимо рассматривать как составную часть воспитан...

Типы уроков иностранного языка

В материале рассмотрены различные типы уроков, которые помогут при планировании урока...