Формирование компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности на уроках английского языка
учебно-методический материал по английскому языку

Выступление на педагогическом совете школы на тему "Формирование компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности на уроках английского языка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности на уроках английского языка.

Учитель английского языка Чукина О.В.

Отличительные для нашего времени изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Современному ученику недостаточно просто получить определенную сумму знаний, умений и навыков. Время требует от него умения самореализовываться, саморазвиваться, максимально использовать свои потенциальные возможности, мыслить творчески, выходя за рамки одного предмета.  В связи с этим обновляющейся школе потребовались новые  методы обучения (деятельностные,  игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные).

В   образовательных стандартах второго поколения подчёркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающихся определённой суммы знаний, но и на развитие  личности, познавательных и созидательных способностей.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
       Концепция компетентностного подхода в российском  образовании – идея сравнительно новая.

Компетентностный подход имеет много точек соприкосновения с системой развивающего обучения.

Сама же необходимость перехода не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является изменение результата: выпускник должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим», что и призван обеспечить компетентностный подход.
Ценностно-смысловая компетенция - это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
       Формирование ценностно-смысловой компетенции – очень важное условие становления личности, развития её качеств. Уроки иностранного языка, в частности, английского – благодатная почва для этого, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир во всех его проявлениях. Учащиеся овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков. Вот несколько примеров подобных заданий.
       

9 класс. Тема «Права человека. Бедность: причины и следствия».

Учащиеся ведут дискуссию, отвечая на вопрос «Как бы ты решал проблему бедности, если бы ты разрабатывал целевые программы и определял приоритеты в этой области?»

8 класс. Тема «Телевидение в нашей жизни».

Задание. Ты – член дискуссионной группы, находящейся на связи с телепередачей на тему «Насилие на телевидении». Вырази свою точку зрения по этой проблеме.

В практике педагогической работы учитываются индивидуальные особенности учеников, их способности и склонности. Чтобы результат обучения был действительно качественным, ученик должен двигаться по индивидуальной образовательной траектории.

Если  интересы ученика выходят за пределы программного материала в плане лексики и грамматики, кроме того он интересуется историей, учитель разрабатывает для него индивидуальную траекторию обучения.
Овладение общекультурной компетенцией позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом всё возрастает, выработать у себя толерантность. Вот тематические задания, которые можно выделить как типичные.

10 класс.  Тема « Семья. Семейные праздники и традиции».  

В рамках компетентностного подхода  предлагается  рассмотреть взгляд  современного человека  на  праздники – от языческих (Ивана Купалы) до христианских (Рождество Христово, Пасха).
Задание. Прочти интервью, взятое у разных людей. Реплики перемешаны. Определи, кому принадлежат слова. Охарактеризуй их отношение к празднику Рождества. Что ты знаешь  о праздновании  Рождества в католической (англиканской) традиции?

Тема «Семейный обед».

Прослежены общекультурные традиции приёмов пищи с первобытных времён до современности. Учащиеся узнают об исторически сложившихся обычаях поведения за столом в викторианской Англии.
 Задание.  Прочти текст и сделай сообщение по двум вопросам: отношение к детям во время семейных трапез в викторианской Англии; отношение детей к этим обедам.

Как ты думаешь, изменились ли отношения между членами семьи во время семейных обедов в настоящее время? Каковы ваши семейные традиции за столом?
         Огромную духовную ценность несут в себе пословицы и  поговорки. Дети имеют возможность познакомиться с большой группой английских  пословиц, к которым они с интересом подбирают русские эквиваленты, убеждаясь, что разные народы разными словесными образами, часто имеющими исторические корни, выражают одни и те же идеи.
The early bird catches the worm. Кто рано встает, тому Бог подает.
A friend in need is a friend indeed. Друг познается в беде.
Man proposes, God  disposes. Человек предполагает, а Бог располагает.
When in Rome, do  as  the  Romans do. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. и т.д Безусловно, важны уроки и мероприятия в игровой и развлекательной форме приобщающие детей к обычаям и традициям страны изучаемого языка, праздник английской  поэзии и др.

         Большой потенциал может быть  заложен в мероприятиях ,проводимых в рамках Недели иностранных языков. Цель  данной Недели - повысить интерес к стране изучаемого языка, обогатить словарный запас учащихся лексикой, выходящей за рамки программного материала; углубить знания обычаев и традиций разных исторических периодов Великобритании, о жизни и быте разных слоёв общества в разные исторические эпохи, об истории королевских династий.  Уроки английского языка  стали строиться с широким применением компьютерных технологий, учащиеся вовлекаются  в исследовательскую и проектную деятельность. Качественная результативность уроков значительно повысилась. В будущем планируется проведение уроков английский+ география, история, литература.  Будущее школы – это не отдельно взятые предметы, а включение учащихся в создание межпредметных исследовательских проектов, в ходе которых решаются предметные интегрированных задачи.  
«Кто выбирает друзей для подростка: родители или он сам», « Местное рукотворное чудо» ( 10класс); «Что нужно учитывать при выборе карьеры?», «Есть ли будущее у клонирования?», «Как интернет влияет на твою жизнь?» (11класс) - вот названия некоторых проектов, выполняемых учащимися  на уроках английского языка. После изучения определенного блока уроков  учащиеся выходят на такой вид деятельности, как электронный проект. Ребята работают в сотрудничестве по поиску информации в сети Интернет, отбору и переработке материала, созданию компьютерных презентаций. С каждым годом количество  и качество проектов растет, так как учащиеся успешно осваивают не только компьютерные технологии выполнения проекта, но и умеют находить, анализировать, адаптировать информацию на английском языке.  Очень  важно  то, что посредством иностранного языка дети раскрывают свою личность, мысли, побуждения и мечты. 

Компетентностный подход- это технология интерактивного обучения, т.е. обучения во взаимодействии. Я использую различные приемы моделирования ситуаций реального общения и организую работу учащихся в паре, в группе. Работая в группе,  сильные учащиеся помогают слабым, а слабые учащиеся не испытывают страха за невыполненное задание, так как вместе с другими учащимися ребенок сможет его выполнить. Ребенок лучше запоминает материал, если обсуждает его со сверстниками, учится доказывать свою точку зрения, учится высказываться аргументировано. Личностно-ориентированные технологии, обучение в сотрудничестве, ролевые игры  предполагают учет индивидуальных особенностей ребенка, способствуют развитию его интеллектуальных способностей, а, следовательно, являются здоровьесберегающими технологиями.

Обучение иностранному языку даёт достаточно возможностей для формирования информационной компетенции учащихся. К примеру, работая над написанием эссе на тему «Личность, которой я восхищаюсь», учащиеся 8 класса пользуются Интернетом, где есть масса биографических сведений о жизни знаменитых людей.

Информационные  технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности и мотивации. 

Работа над  коммуникативной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную.  
Прежде всего, каждый человек должен уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определённые сведения, заполнить анкету, на старшей ступени обучения написать резюме и деловое письмо.

Обучение английскому языку – взаимосвязанная система начальной, средней и старшей ступеней, поэтому переход с одной ступени на другую не является для ребёнка стрессом. Учащиеся с удовольствием учат язык, поскольку в процессе работы находят применение своим талантам и склонностям. На каждой ступени обучения выстраивается учебный процесс так, чтобы дать детям возможность реализовать себя.

Сегодня перед  учителем иностранного языка стоят следующие задачи: 

  • Усилить практическую направленность образования: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков.
  • Расширить применение интерактивных и коммуникативных форм работы; приблизить изучаемый материал к проблемам повседневной жизни.
  • Развить навык самостоятельной работы учащихся.
  • Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
  • Поддерживать и развивать талантливых и одарённых детей, строить работу по индивидуальным учебным планам и индивидуальной образовательной траектории.
  • Развить у обучающихся навык рефлексии.

Задачей школы и учителя является  создание таких условий, которые бы обеспечивали "запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения успеха.


Литература:

  1. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык 5-9 классы. М, «Просвещение», 2011 г.
  2. Программа курса английского языка «Еnjoy English» 2-11 классы. М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева. Обнинск: издательство «Титул», 2011 г.
  3. http://vk350.ucoz.ru/publ/stati_uchitelej_krasnogvardejskogo_rajona/formirovanie_osnovnykh_kompetencij_uchashhikhsja_na_urokakh_anglijskogo_jazyka/2-1-0-13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование знаниевой компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей).  Одним из самых обобщенных умений является ...

План самообразования воспитателя МБОУ «СОШ-интернат для одаренных детей» Шамсутдиновой Л.Т.по теме: «Повышение мотивации познавательной деятельности на уроках английского языка» на 2014-2017 учебные годы.

План самообразования воспитателя МБОУ "СОШ-интернат для одаренных детей" Шамсутдиновой Л.Т. по теме: "Повышение мотивации познавательной деятельности на уроках английского языка" на 2014-2017 учебные ...

Приемы активизации познавательной деятельности на уроке английского языка

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Я выделила три основных приема, которые могут активно использоваться на уроках английского язык...

Познавательная деятельность на уроках английского языка

Формирование познавательной деятельности на уроках английского языка...

Активизиация познавательной деятельности на уроках английского языка

Необходимо научить понимать смысл высказываний Научить выделять главное в услышанном Развивать слуховую память и слуховую реакцию...

Игра как один из видов учебно-познавательной деятельности на уроках английского языка

Игра как один из видов учебно-познавательной деятельности на уроках английского языка...