"Использование современных образовательных технологий на уроках иностранного языка как средство развития компетенции учащихся"
статья

Макарова Ирина Сергеевна

Выступление на методическом семинаре-практикуме учителей иностранных языков муниципальных общеобразовательных организаций городского округа Саранск 09.04.2019г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий на уроках иностранного языка как средство развития компетенции учащихся

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления «Использование современных образовательных технологий на уроках иностранного языка как средство развития компетенции учащихся»

Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку, обучение английскому языку преследует две основные цели:

  1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции.
  2. Развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка.

В связи с новыми требованиями к содержанию образования кардинально пересматривается урок в педагогическом процессе, взаимосвязь «учитель- ученик». Появляются понятия  «современный учитель», «современный ученик», «современный урок»,

Что такое современный урок? Это урок, позволяющий достичь поставленных целей и задач в соответствии с новыми  стандартами. Урок, раскрывающий интеллектуальные, творческие, духовно-нравственные возможности каждого ученика. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь ребенку найти себя, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе человеком.

Как достичь поставленных целей и соответствия предъявляемых современных требований к результатам обучения иностранному языку в начальной, основной и старшей школе? В этом учителю поможет использование современных образовательных технологий.

   Образовательная технология — это комплекс методов, правил и педагогических приемов, которые воздействуют на обучение, развитие и воспитание детей школьного возраста. Современные образовательные технологии на уроках английского языка – это четко сформулированный процесс взаимодействия педагога и ученика, необходимый для достижения определенной цели.

   Преподавание иностранного языка в современных условиях требует от учителя не только знания, но и активного применения различных технологий. Сегодня мы имеем широкий спектр современных  технологий и использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создаст максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска учителя.

Рассмотрим подробнее применение некоторых образовательных технологий на уроках иностранного языка.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком. Они работают со справочной литературой, словарями, компьютером.

Работа над проектом — процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством преподавателя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Например: Моя семья, Моё любимое время года, Моё любимое блюдо, Британские праздники, Экологические проблемы, Мой родной город, Путешествие по странам изучаемого языка, и многие другие.

    Жизнь в современном обществе требует от школьников развития таких важных познавательных навыков, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенноТехнология развития критического мышления учащихся предполагает постановку вопросов учащимися и понимание проблемы, которую нужно решить. Критическое мышление носит индивидуальный самостоятельный характер, каждый генерирует свои идеи, формулирует свои оценки и убеждения независимо от остальных, находит собственное решение проблемы и подкрепляет его разумной, обоснованной и убедительной аргументацией. Критическое мышление носит социальный характер, так как всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Собственная активная жизненная позиция ученика особенно проявляется при сравнении имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными. Существует различные формы работы, предусматривающие развитие критического мышления учащихся: эссе, сочинение-рассуждение, дискуссия, диалог, ролевая игра и т. д.

 

   Высокий уровень компьютеризации общества и рост значения сети интернет как средства хранения и передачи информации требуют от современного учителя иностранного языка внедрения в свою образовательную практику информационно-коммуникационных технологий.  Применение этих технологий – это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Их использование  на различных этапах урока позволяют мне не только повысить эффективность урока, эффективно использовать время, но и стимулировать обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка. При объяснении нового материала,  для наглядности использую компьютерные презентации (в том числе и созданные самими моими учениками, после предварительной проверки учителем). Видеоролики с сайта www.Youtube.com , учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов, электронные приложения к УМК делают урок намного интереснее и продуктивнее. На этапе закрепления лексики, а так же при повторении — интерактивные задания, при контроле – интерактивные тесты, при защите проектов- компьютерные презентации.

   Как один из компонентов работы с одарёнными и творчески ориентированными детьми особое место  в учебном процессе занимает исследовательская деятельность учащихся. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:

- развитие творческих способностей учащихся и выработку у них исследовательских навыков;

- формирование аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

-    выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

- воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;

- самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

Несомненно , эти задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Необходимо, чтобы научно- исследовательская деятельность стала для ученика интересным, захватывающим и важным процессом.

   Каждый  из юных исследователей получает свой диплом или грамоту, но это не самое главное в исследовательской деятельности для детей. Лингвистами они могут  не стать, а навыки, полученные в работе над исследовательским проектом, помогут и в дальнейшем, по мнению выпускников, успешно справляться с учебными задачами, в частности с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, овладевать навыками конструктивного общения. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе. В конечном итоге это предоставляет им возможность успешно реализовывать свой личностный и творческий потенциал одарённого человека.

  Английский язык- серьёзный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим  технологиям. Смена видов работ способствует развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.

На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки или игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку, чтобы создать у детей положительный эмоциональный настрой на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия каких-либо отрицательных воздействий на организм школьника и учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету.

   Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников. Все это повышает статус предмета «Иностранный язык» как  учебной дисциплины.

   Организация учебно-воспитательного процесса на основе новейших образовательных технологий и с учетом психо-физиологических особенностей и личных интересов обучающихся позволяет добиваться высоких результатов учебной деятельности. Освоение и применение эффективных технологий обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе - это на сегодняшний день требование времени.

К. Д. Ушинский «Ребёнок устаёт не от деятельности, а от односторонности и однообразия…»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"

В данной статье описаны современные методы и педагогические технологии, используемые  учителем Зуботаревой Е.Н.в обучении английскому языку...

«Современные образовательные технологии на уроке иностранного языка как средство достижения планируемых результатов.»

В данной статье представлены современные образовательные технологии обучения иностранному языку...

Современные ИКТ-технологии на уроке иностранного языка как средство индивидуализации и интенсификации обучения

Проектная работа  слушателей в рамках образовательной программы   «Системно-деятельностный подход: творческие задания на уроках иностранного языка»Оглавление1....

"Активизация учебной деятельности учащихся с использованием современных образовательных технологий на уроках английского языка"

При проведении уроков английского языка, для повышения эффективности образовательного процесса используют разные образовательные технологии,учитывая возрастные особенности детей. В данной статье рассм...

Статья на тему « Изучение и освоение современных педагогических технологии в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся».

  В процессе обучения английскому языку использую следующие современные технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, коллективную систему обучения, ...

Обобщение опыта по теме: "Использование современных образовательных технологий на уроках английского языка - одно из средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся».

тема выбрана мною в связи с изменениями в программах в соответствии  ФГОС.  Новые образовательные технологии позволяют  практически каждому преподавателю добиваться  положительных ...

Курсовая работа слушателя курсов по немецкому языку Колабкиной В.В. на тему:"Использование современных педагогических технологий на уроке немецкого языка как средство формирования коммуникативных компетенций»

В работе  рассказывается: о использовании игровых технологий и метода проектов в учебной деятельности ;приводятся примеры конкретного применения методов и приемов на уроках немецкого языка....