Система заданий, направленная на формирование грамматических навыков при изучении времен Present Perfect и Past Simple с использованием речевых упражнений в 7 классе.
статья по английскому языку (7 класс)

Степанова Марина Сергеевна

Как показывает практика, многие учащиеся затрудняются при различении грамматических форм, дифференциации грамматических явлений. Наибольшую сложность вызывает выбор и употребление грамматических форм в зависимости от ситуации общения. Таким образом, представляется очевидной необходимость создания системы упражнений, направленной на формирование коммуникативной компетенции учащихся 7 класса при изучении времен Present Perfect и Past Simple.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

Система заданий, направленная на формирование грамматических навыков при изучении времен Present Perfect и Past Simple

 с использованием речевых упражнений в 7 классе.

Степанова Марина Сергеевна,

учитель английского языка

ГБОУ школа №404,

Колпинского района, г. Санкт-Петербург

Грамматическая сторона речи является важным компонентом речевой деятельности, а грамматические навыки являются обязательным компонентом коммуникативной компетенции. Формирование грамматических навыков осуществляется поэтапно, основывается на формировании умственных действий и проходит три этапа: ориентировочно-подготовительный, ситуативно-стереотипизирующий, ситуативно-варьирующий. Учащиеся испытывают большие трудности при изучении грамматического материала, это несовпадение систем видо-временных форм английского и русского языков ведет к возникновению интерференции со стороны родного языка, и связанным с этим трудностям в овладении видо-временными формами английского глагола.

Как показывает практика, многие учащиеся затрудняются при различении грамматических форм, дифференциации грамматических явлений. Наибольшую сложность вызывает выбор и употребление грамматических форм в зависимости от ситуации общения. Таким образом, представляется очевидной необходимость создания системы упражнений, направленной на формирование коммуникативной компетенции учащихся 7 класса при изучении времен Present Perfect и Past Simple.

Оба времени выражают прошедшее действие, закончившееся до настоящего момента, и соответствуют в русском языке прошедшему времени глагола, а особенную сложность учащиеся испытывают, употребляя грамматические формы в устной речи.

Разработанная система заданий включает в себя задания коммуникативного характера на употребление времен Present Perfect и Past Simple, среди которых преобладают условно-речевые задания и делится на два вида: подготовительные и коммуникативные.

Подготовительные задания

На подготовительном этапе учащиеся выполняют четыре упражнения, которые направлены на повторение видо-временных форм Present Perfect и Past Simple, благодаря чему осуществлялся первый этап формирования грамматических навыков (ориентировочно-подготовительный). Упражнения выполнялись либо в группах по 3-4 человека, либо в парах. Все упражнения данной группы имеют речевую направленность.

Задание №1 направлено на формирование уровня владения грамматической формой времен Present Perfect и Past Simple, а также на соотнесение значения грамматической формы со смыслом контекста. Подберите к началу предложения из левой колонки окончание из правой колонки.

1.

Did she often…

a)

…finished my work.

2.

I’ve already…

b)

…arrived yet.

3.

Bill went home…

c)

…go away?

4.

Have you ever…

d)

…were you  last night?

5.

William Shakespeare lived…

e)

…for 6 years but now we live in Singapore.

6.

Did you …

f)

…ten minutes ago.

7.

The letter hasn’t…

g)

…I’ve lost it.

8.

We lived in Glashow…

h)

…been to Spain?

9.

I can’t find my key…

i)

…see Ann on Tuesday.

10.

I was looking for you. Where…

j)

…from 1564-1616.

Задание №2 направлено на идентификацию видо-временных форм Present Perfect и Past Simple. Учащимся необходимо соотнести грамматическую форму с указателем времени.

1.

Ann went home

a)

…ever…

2.

I lost my key

b)

… for five years.

3.

Have you … been to Italy?

c)

… yesterday.

4.

We’ve lived in Moscow…

d)

…just…

5.

What did you do…

e)

…ten minutes ago.

6.

We arrived …

f)

… last night?

7.

Did you go to Greece …

g)

… last summer?

8.

She has…bought a new hat.

h)

…last week.

Задание №3 направлено на применение грамматического навыка употребления видо-временной формы Past Simple. Каждая группа получает набор картинок.  Опираясь на иллюстрации, учащиеся должны описать историю, которая произошла в прошлом. Учащиеся работают в группах по 4-5 человек, где обсуждают, придумывают, догадываются о событиях в прошлом. После предварительной подготовки (5-7 минут) каждая группа выступает по очереди и рассказывает о своих предположениях по картинке.

Например:

This is the story about Ben! One day he woke up on an island. He didn’t know why he was there. He thought that he lost, but suddenly found binocular. He was very surprised to see people on the boat! Then he saw a beautiful woman who was water skiing. Ben was so happy to see that every second she and the boat were closer to him, but quickly felt himself not well. She went by so quickly that he couldn’t say a word…

В качестве дополнительного задания необходимо записать глаголы, которые звучат в историях у других команд. Поэтому во время выступления одной группы все остальные записывают глаголы, которые услышали.

Например, в этой истории это глаголы: woke, know, was, thought, found, surprised, saw, were, went.

Задание №4 направлено на тренировку Past Simple путем употребления вопросно-ответных форм. Учащиеся работают в мини-группах по три человека. Каждая группа получает набор картинок, которые кладутся в центр стола, лицевой стороной вниз. На картинках изображены различные памятники культуры разных стран: Англии, России, Франции, Австралии и т.д. Каждый ученик вытаскивает картинку, никому ее не показывает. Дети должны угадать, у кого какая карточка в руках, то есть, кто где побывал на каникулах.

Try and guess where the player holding the card went for his/her holiday. Например:

- Did you see many buildings there?

- Yes, I did.

- Did people speak there in English?

- No, they didn’t.

- Did you they speak Russian?

- Yes, they did.

- Was it Russia?

- Yes, it was!

Задание №5 направлено на дифференциацию видо-временных формы Present Perfect и Past Simple в зависимости от ситуации общения. Учащимся необходимо заполнить пропуски в диалоге репликами используя видо-временные формы Present Perfect и Past Simple. Например:

A: …(you/ever/be) to Florida?

B: Yes, we …(go) there on holiday two years ago.

A: …(you/have) a good time?

B: Yes, it … (be) great.

A: Have you ever been to Florida?

B: Yes, we went there on holiday two years ago.

A: Did you have a good time?

B: Yes, it was great.

Задание №6 направлено на тренировку видо-временных форм Present Perfect в различных ситуациях общения в форме логического завершения к восклицаниям, предложенным на карточках. Задание выполняется в группе от трех до четырех человек. Для этого учащиеся получили набор карточек на свою мини-группу, на которых указаны различные восклицания, такие как Oh! What? Welcome! Один из участников команды должен доставать карточку, озвучивая то восклицание, которое ему досталось, обращаясь к другой команде. В это время другая команда пробует подобрать логическую реплику для данного восклицания. Вопрос ко всем восклицаниям один и тот же What has just happened? 

Например:

Team 1: Oh!

Team 2:  She has had a surprise.

Team 2: What?

Team 3: I haven’t done my homework!

Team 3: Welcome!

Team 4: We’ve just come.

Задание №7 направлено на выработку автоматизма в употреблении грамматических времен. Учащимся необходимо составить вопросительные предложения из предложенных слов, адресуя их собеседнику, начиная предложение со слов have you heard that… Задача собеседника правильно ответить на вопрос.  

Например:

1) - Have you heard that Bill has just found a wallet!

- Yes, I have. He’s so lucky!

2) – Have you heard that they watched this film last week?

- No, I haven’t. I thought they went to the Mall last week.

Задание №8 направлено на формирование грамматических навыков в заданных ситуациях общения. Задание выполняется в парах. Каждая пара получает карточку, на которой предложены ситуации из жизни. По очереди учащиеся зачитывают друг другу ситуацию. Необходимо подобрать логический ответ, используя в качестве опоры глаголы в скобках. Например,

Student 1: You’re having a drink. You put it down for a minute and then the waiter takes your glass away. What do you say?

Student 2: Excuse me! ….. (not finish)

Коммуникативные задания

Задание №1 направлено на тренировку форм грамматических времен Present Perfect и Past Simple в вопросно-ответной форме, а также в монологической речи.

Первый этап упражнения выполняется дома. Каждый ученик получает 10 карточек, на каждой из которых нужно написать ответ на вопрос «What important things happened to you in the past?». Обязательно указать месяц и год.  На втором этапе в классе учащиеся работают по трое. Они обмениваются между собой карточками и проверяют предложения на наличие ошибок, при этом учитель помогает учащимся справиться с заданием. Затем каждая тройка получает лист бумаги и кубик. Задача учащихся расставить действия/карточки в хронологическом порядке. Учащиеся кидают кубик, отсчитывают номер карточки, соответствующий номеру на кубике. Тот ученик, кому принадлежит карточка с предложением, начинает рассказывать об указанном событии в течение 1 минуты.  И так далее каждый по очереди кидает кубик, двигаясь от предыдущей карточки до конца списка. Во время выполнения упражнения учитель наблюдает за работой в группах, при необходимости оказывает помощь, исправляет ошибки.  

После выполнения задания учитель задает учащимся вопрос «What have you learnt about your classmates?» Например: Today I’ve heard that 3 years ago Dima visited Spain with his parents. После того, как один из учащихся ответил, он обращается к одному из одноклассников и задает тот же вопрос, например: «What have you learnt about Ann today?» и так далее.

Задание №2 направлено на развитие способности применять нужную видо-временную форму на основе опор. Данное упражнение выполняется в парах. Каждому учащемуся выдается карточка, в которой указаны имена героев, слова-указатели времени, действия, которые они выполняли. В верхней части таблицы представлены временные отрезки, благодаря которым учащиеся определяют в какой промежуток времени осуществляется действие. Но не все события, происходящие с героем, отражены в таблице. Проблематика задания состоит в том, чтобы узнать -  что произошло с героями карточки, а что ещё не случилось. Задавая друг другу вопросы, предложенные на доске, учащиеся заполняют пропущенные клеточки в своих карточках и узнают всю последовательность событий из жизни героев. Предложения в таблице умышленно записаны в настоящем времени, чтобы учащиеся показали знания видо-временных форм. Слова-указатели помогают в выборе правильного грамматического времени.  

Student 1

January – June 1986

July – December 1986

January – June 1987

Yet

Alex

Meet Don in Chicago

Adopt a child

Myra

Have a baby, November

Go to New York

Student 2

January – June 1986

July – December 1986

January – June 1987

Yet

Alex

Pay Myra $1 m, New York

Meet Myra New York, March

Myra

Stay in the house in Chicago

Spend money

Например:

S1: What did Myra do in June 1986?

S2: She stayed in the house in Chicago.

S2: What did Alex do in January 1986?

S1: Alex met Don in Chicago.

Учащиеся выполняют задание, пока не заполнят все пропуски в карточках.

Задание №3 направлено на развитие умения сообщать информацию при ответе на вопрос и передавать полученную информацию в форме монологической речи. Задание выполняется в парах. Учащимся предстоит ответить на вопросы, заранее подготовленные на карточках. Каждый должен записать ответы своего собеседника. Затем учащиеся должны рассказать друг о друге с помощью полученной информации, с минимальной опорой на план.

Student 1

Questions

Answers

Have you ever been abroad?

When and where did you go?

Did you travel by plane or by train?

How long did you stay there?

Did you like it there?

What was your best impression?

Student 2

Questions

Answers

Have you ever been to any English – speaking country?

When was it?

Did you go there on a tour?

How long did you stay there?

What did you see?

Пример выполнения задания:

Questions

Answers (Maxim)

Have you ever been to any English – speaking country?

Yes, he was.

When was it?

It was in 2013

Did you go there on a tour?

Yes he went on holidays with his parents.

How long did you stay there?

We were there for 2 weeks.

What did you see?

He saw beautiful landscapes, exotic animals and famous theatre in Sydney.

Student’s answer: Maxim was in an English-speaking country in 2013. He went to Australia with his parents. They were there for 2 weeks. He saw some beautiful landscapes, exotic animals and a famous theatre in Sydney. He liked it there.

Задание №4 способствует развитию умения употреблять видо-временные формы Present Perfect и Past Simple в вопросно-ответных диалогических единствах. Учащимся необходимо выбрать водящего, перед которым лежит набор карточек. Каждая карточка начинается со слов Find someone who… Ученик выходит к доске, тянет карточку и читает задание вслух. Предложения написаны во временах: Present Perfect и Past Simple. Водящий задает вопросы до тех пор, пока не узнает, кто совершал/совершил те или иные действия, не отступая от контекста и выбирая грамматические формы адекватные речевой функции.

Например: Find someone who has ever had a car accident.

  • Have you ever had a car accident?
  •  No, I haven’t. 

Когда водящий находит того, кто действительно совершал те или иные действия, или с которым произошло событие, указанное на карточке, он должен записать предложение на доске. Затем ответивший утвердительно должен кратко рассказать несколько предложений об этом событии, используя время Past Simple. Например: Dan has had an accident. Dan played with his friends last week. They were cycling. He fell off a bike.

Задание №5 способствует развитию умения дифференцировать видо-временные формы глагола в монологической речи. Задача учащихся – ответить на вопросы о действиях, которые они (не) совершали вчера и сегодня. Время подготовки две-три минуты.

Think about something that you didn’t do yesterday but have done today. What didn’t you do yesterday? What have you done today?

Например: Yesterday I didn’t walk my dog because I came home late. I didn’t help my mother to cook an apple pie, my favourite. The worst thing I didn’t do was my history home work. I was so tired.

BUT today I’ve walked my dog and done all homework. It’s great!

Задание №6 направлено на использование грамматических структур Past Simple и Present Perfect в диалогической речи. Учащимся предлагается разыграть ситуацию: Two friends are going to the cinema. One of them has seen a poster with his other friend, Stephen, in it. He asks his friend if he knows Stephen. The friend has known Stephen for 10 years. The other friend met him last week. Say when, where and when you met Stephen for the first time.  

Например:

A: Do you know Stephen?

B: Yes, we are good friends. I’ve known him for more than 10 years.

A: Really? I met him for the first time last week.

B: How did it happen?

A: I was in the bookshop near my house. I wanted to buy a new bestseller by Watson and couldn’t find the right shelf. I saw Stephen with this book and he helped me.

B: Oh, I see!

A: And you? When did you first meet him?...

Задание №7 направлено на овладение грамматическими умениями путем логического анализа ситуации и трансформации предложенного текста. Задание предполагает чтение текста и краткий пересказ с изменением видо-временных форм настоящего времени Present Simple на времена Past Simple и Present Perfect. Задача учащегося передать информацию о событиях прошлого, о том, как изменилась жизнь женщины спустя 5 лет. В ходе устных ответов учащиеся могут задавать наводящие вопросы, чтобы помогать друг другу. Время на подготовку пять минут.

Например:

Отрывок из текста

Примерный ответ

I usually get up at 7 o’clock and have breakfast. I walk to work, which takes me about half an hour…

She usually got up at 7 o’clock and had breakfast. She walked to work, which took her about half an hour…

Задание №8 направлено на формирование речевых навыков в условиях максимально близких к условиям реального общения с использованием времен Present Perfect и Past Simple. Тема: «Job interview». Учащимся предлагается представить себя в роли работодателя или человека в поисках работы. На начальном этапе работы с заданием учащиеся предлагают вопросы, которые можно задавать при приеме человека на работу. В ходе обсуждения доминирующими являются времена Present Perfect и Past Simple. Затем класс делится на группы по 4-5 человек. В группах каждый получает карточку, где указана его роль, например, работодатель (employer) или человек в поисках работы (job-seeker). Затем те, кто играют роль кандидатов на работу, получают своё «личное дело», с которым нужно ознакомиться и отвечать на вопросы работодателя в соответствии с предложенной информацией.

Пример выполнения задания:

  • Good afternoon.
  • Good afternoon, come in, sit down.
  • Thank you.
  • What is your name?
  • My name is Jock.
  • What is your specialization?
  • I’m good at social studies.
  • What have you done for this year?
  • I’ve spend a year working round the world.
  • Are you married?
  • No, I got divorce
  • Are you interested in any social groups?
  • Yes, I’ve become a part of local youth group.
  • Thank you for coming. We’ll call you later.

Задание №9 нацелено на составление монологического высказывания с целью тренировки видо-временных форм Present Perfct и Past Simple. Работа над упражнением осуществляется в парах в качестве домашнего задания. Учащиеся выбирают понравившуюся картинку, составляют историю, используя времена Past Simple и Present Perfect. Основная задача учащихся – продемонстрировать умение употреблять изучаемые грамматические формы. Перед этим учитель помогает учащимся составить правильный план работы. Look at the picture. What did the character do in his/her/their lifetime before this picture was taken? Главная задача учащихся написать историю так, чтобы она заканчивалась словами: Our life is an amazing adventure!

For example: This is a family. This is Ben, Sandra and Kathy. They lived in Paris, but a few years ago they moved to Australia. Kathy always dreamed about a little sister or brother who can be your best friend. That’s why her parents decided to buy her a dog. We see that a lot of things change in our life: somebody has changed their place of living, somebody has just bought a dog. Our life is an amazing adventure!

Ответ каждой пары не должен быть более 5 минут.

Задание №10 направлено на воссоздание реальной ситуации общения, на основе предложенной ситуации с использованием видо-временных форм глагола. Учитель озвучивает установку упражнения: Imagine you are a scientist at the Loch Ness Research Centre. You are going to interview someone who says that they have seen the monster for several years. Учащиеся выполняют упражнение в парах, один это очевидец, другой журналист. Журналист составляет примерный список вопросов, затем задает их очевидцу. Prepare for the interview. Write questions you would like to ask this person, like this: How many times have you seen the monster? Have you taken any photographs of it?  Work with the partner and act out an interview.

Данная система заданий учитывает поэтапность формирования умственных действий, начиная с подготовительных заданий, и заканчивая собственно коммуникативными. Процесс формирования грамматических навыков Present Perfect и Past Simple осуществлялся по следующим направлениям: образование и подбор грамматических форм и конструкций в зависимости от ситуации общения, различие и дифференция грамматических форм, прогнозирование грамматических форм в зависимости от контекста, понимание значения грамматической формы и ее использование в речевом общении.

Применяя различные формы работы: индивидуальную, парную, групповую, усвоение грамматических явлений проходит успешнее. Работая  в парах учащиеся обращают внимание на ошибки друг друга, помогают их избегать или исправлять в процессе подготовки ответов. Также парная и групповая формы работы обеспечивают возможность применить грамматические навыки в действии, использовать их в моделируемых на уроке ситуациях общения на английском языке.

Задания расположены таким образом, чтобы форма грамматического явления усваивалась бы в связи с ее значением и речевой функцией.  Результатом выполнения предложенной системы заданий является осмысленное употребление данных видо-временных форм.Учащиеся с интересом выполняют задания, предложенные в статье, активно участвуют на уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание, направленное на формирование орфографических навыков

Задание содержит текст и таблицу, котрую необходимо заполнить примерами их текста....

Формирование грамматического навыка употребления Present Perfect и Past Simple

Презентация для учеников 5 класса. Отработка и усовершенствование навыков диалогической речи. Разбор употребления Past Simple  и Present Perfect в определённых ситуациях общения....

упражнения на закрепление времен Present Simple, Present Continuous, Present Perfect, Present Perfect Continuous, Past Simple, Past Continuous

Данное упржнение помогает повторить времена глаголов английского языка...

«Система заданий, направленных на формирование логических УУД на уроках русского языка и литературы в 5-7 классах»

Сегодня  многие учителя основной школы , согласно требованиям ФГОС,  работают над формированием универсальных учебных действий на своих уроках. Я предлагаю вниманию методическую разработку, ...

Технологическая карта урока Ознакомление с совершенным длительным временем Present Perfect Continuous. Работа над использованием данной временной формы в устной и письменной речи.

Открытый урока на тему : Ознакомление с совершенным длительным временем Present Perfect Continuous. Работа над использованием данной временной формы в устной и письменной речи....

Сравнение времен Present Perfect и Past Simple

Презентация по теме Сравнение времен Present Perfect и Past Simple...

Системы заданий, направленных на формирование логического мышления школьников

Современное общество нуждается в творческой, социально активной личности, которая формируется в процессе обучения в школе. Развитие мыслительных способностей учащихся становится одним из результатов п...