Авторская программа "Культуроведение англоговорящих стран"
рабочая программа по английскому языку (10, 11 класс)

Чистякова Наталья Анатольевна

Авторская программа составлена к курсу "Культуроведение англоговорящих стран", основной целью которого является знакомство учащихся с культурой таких стран, как США, Австралия, Новая Зеландия, страны Африки, Карибского бассейна, Индии, Пакистана и Канады.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kulturovedenie.docx44.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 2 города Георгиевска Ставропольского края

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей иностранных языков

от 28.08.2018 №1,

директор МБОУ гимназии № 2

 Е. А. Гатальская

УТВЕРЖДАЮ

Протокол заседания

педагогического совета

учителей МБОУ гимназии № 2

от 29.08.2018 №1,

директор МБОУ гимназии № 2

 Е. А. Гатальская

Авторская программа

Культуроведение, 10-11 класс

общее образование, углубленное изучение

Срок реализации программы 2 года

Программа разработано на основе пособия «Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. Школа с углублённым изучением английского языка. II-XI классы» авторов О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, Н. В. Языковой – М.: Просвещение, 2010.

Составитель: Чистякова Наталья Анатольевна,

учитель высшей квалификационной категории

г. Георгиевск

2018 г.

Содержание.

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
  3. Содержание учебного предмета.
  4. Тематическое планирование.
  5. Учебно-методическое и материальное обеспечение.

Пояснительная записка к рабочей программе

для 10-11 классов

Рабочая  программа для учащихся 10-11 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 2 г. Георгиевска Ставропольского края  (далее МБОУ гимназия № 2) по английскому языку составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Базисного учебного плана МБОУ гимназии № 2, рассчитанного на шестидневную  рабочую неделю;
  • Пособия «Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. Школа с углублённым изучением английского языка. II-XI классы» авторов О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, Н. В. Языковой – М.: Просвещение, 2010.

Программа соответствует федеральному компоненту стандарта образования  третьей ступени обучения в гимназиях, школах с углубленным изучением английского языка, базисному учебному плану, Уставу образовательного учреждения. В учебном плане на этой ступени заложены условия углубленного изучения английского языка. При проведении занятий по иностранному языку осуществляется деление этого класса на две группы при условии количества учащихся в классе не менее 25 человек.

Основная цель обучения английскому языку как первому иностранному языку в МБОУ гимназии № 2 — развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент межкультурного общения в сфере школьного и послешкольного образования.

Данный курс рассчитан на учащихся 10-11 классов, учитывает их возрастные особенности, общеобразовательный уровень и языковую подготовку.

Обучение курсу «Культуроведение» в 10-11 классах осуществляется по УМК Джанет Камерон «Англоговорящий мир» (Janet Cameron “The English-speaking World” (издательство “Black Cat”, London), , учебным пособиям Элизабет Шерман “Культурные взаимосвязи» (Elizabeth Sharman «Across Cultures”, издательство “Longman”)  и Н. Л. Утевской «Английская и американская литература» (издательство «Антология» 2012 год) В УМК и указанных пособиях представлен большой выбор тем, отражающих интересы учащихся и поддерживающих высокую мотивацию в процессе обучения. Развитие речевых  умений осуществляется посредством интересных и разнообразных заданий, соответствующих возрасту учащихся.    

           В преподавании данного курса большая роль отводится межпредметным связям иностранного языка с такими курсами, как мировая художественная культура, география,  история, литература, в ходе изучения которых учащиеся знакомятся с историческими особенностями, географическим положением, литературой стран изучаемого языка.

Элективный курс предполагает выполнение учащимися проектов, что создает почву для подготовки учащихся к научно-исследовательской деятельности.

Цели и задачи обучения предмету

«Культуроведение»  – это элективный курс по страноведению и культуре англоговорящих стран  для 10 и 11 классов гимназий и школ с углубленным изучением английского языка, который обеспечивает  знакомство с историей, географией, культурными особенностями таких стран, как Австралия и Новая Зеландия, страны Африки и Карибского бассейна, Соединенные Штаты Америки и Канада, Индия и Пакистан, а также изучение литературы Великобритании и США  и способствует комплексной реализации целей обучения иностранному языку: воспитательной, образовательной, развивающей и практической.

Цели курса:

  • Расширение    кругозора   учащихся    за    счет    сведений    о    странах изучаемого языка, их  культуре, искусстве, истории народа, литературе;
  • Знакомство с классическими литературными произведениями стран изучаемого языка;  
  • формирование целостного,  социально ориентированного взгляда  на мир  в его органичном единстве и разнообразии природы,  народов,  культур и религий;
  • формирование уважительного отношения  к  иному   мнению,  истории и культуре  других  народов
  • Развитие интеллектуальных умений школьников при сборе, обработке и интерпретации различных видов культуроведческой информации;
  • Развитие исследовательских учебных действий;
  • Стимулирование   школьников к осознанию себя как носителя определенных социокультурных взглядов.

Обучение иностранному языку как средству международного общения тесно взаимосвязано с его активным использованием как инструмента познания мировой культуры, национальных культур стран изучаемого языка.

Планируемые результаты освоения учебного курса.

Личностными результатами являются:

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,  традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов  мира, творческой деятельности эстетического характера;

• формирование мотивации изучения иностранных языков и стремления к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;

• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;

• формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих  гражданской  идентичности личности;

• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;

• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию;

• готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные результаты:

• развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание текста  по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и  преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных  задач;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять

цели, распределять функции и роли  участников, использовать способ взаимодействия учащихся и общие методы работы; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической  контекстной речью;

• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и  выделение нужной

информации, обобщение и фиксация информации;

• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Предметные результаты:

1) расширение представлений о культуре стран изучаемого языка,

2) знакомство с лучшими образцами литературы стран изучаемого языка;

3)  сформированность навыков чтения, обсуждения и выражения собственного мнения с использованием изучаемого иностранного языка

В  ходе изучения курса  планируемые результаты соотносятся со следующими содержательными линиями:

1)  коммуникативные  умения   в основных видах  речевой деятельности: аудирование,  говорение, чтение  и письмо;

2)  языковые средства и навыки  пользования ими;

3)  социокультурная осведомлённость;

4)  общеучебные и специальные учебные умения.

 Социокультурная осведомленность в данном курсе является основной содержательной линией.  В процессе обучения учащиеся знакомятся:

 

1) с  основными  сведениями  о  США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, странах Африки и Карибского бассейна, историческими, географическими фактами

2) с  особенностями  быта, касающимися их жилища, еды,  праздников, досуга;

3) с элементами   фольклора,  героями  литературных произведений, некоторыми популярными песнями;

4) с известными людьми,  историческими личностями

Развитие социокультурной осведомленности происходит через развитие  коммуникативных умений: говорение, аудирование, чтение и письмо.

Говорение: составление         монологических высказываний, изложение основного содержания прочитанного с опорой на  текст; пересказ содержания, выражение собственного мнения по прочитанному материалу, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения

В  русле  аудирования: восприятие и  понимание речи  носителей языка; восприятие и понимание аудиозаписи    монологических  высказываний  и  диалогов,      песен, ;понимание основного содержания небольших видеофильмов.

В  русле  чтения:

Чтение вслух

Чтение вслух и понимание  текстов, построенных на  изученном  языковом  материале,  с  соблюдением  правильного  ударения в  словах,  фразах;  смысловое  ударение в  предложениях  и  небольших  текстах;   интонация  различных типов  предложений (утверждение, различные виды  вопросов, побуждение,  восклицание);  выразительное и  фонетически правильное чтение  текстов  монологического характера, стихов, сонетов

Чтение про  себя

Чтение про себя и понимание отрывков из классических произведений английских и американских писателей и поэтов, содержащих   единичные незнакомые слова,  о  значении  которых можно догадаться по контексту или на основе  языковой догадки (ознакомительное чтение);

понимание  и  выделение основных смыслов и главной идеи  текстов,  отрывков или  целого  рассказа;  

нахождение в  уже  прочитанном  тексте  необходимой информации.  

Содержание курса

(70 часов)

Введение. Культура народов Австралии и Новой Зеландии

(9 часов)

Открытие Австралии и Новой Зеландии.

Достопримечательности.

Культурные особенности.

Известные люди.

Аборигены Австралии.

Культура англоязычного населения Африки

Культура и языки народов Южной Африки.

Страны Восточной и Западной Африки.

Культура народов Северной Америки

(11 часов)

Из истории открытия Америки.

Музыка, кино.

Достопримечательности.

Канада.

Культура народов, населяющих страны Карибского бассейна (5 часов)

Ямайка

Бермудские острова

Мальта

Гонконг

Культура народов Индии и Пакистана (4 часа)

Обычаи, традиции

Достопримечательности

Известные люди

Национальная кухня

Литература Великобритании  (23 часа)

Рассвет литературы Великобритании

Средневековая литература

Эпоха просвещения

Романтизм

Реализм

Литература XIX века

Современная литература

Литература Соединенных Штатов Америки (12 часов)

Предпосылки появления литературы

Романтизм

Реализм

Американская литература первой половины XX века

Современная американская литература

Тематическое планирование.

Пояснительная записка.

Тематический план элективного курса «Культуроведение» для 10-11 классов составлен в соответствии с авторской программой   «Культуроведение»  (автор Н. А. Чистякова),  утверждённой решением педагогического совета МБОУ гимназии № 2.

        Материал рассчитан на 70 учебных часов (1 урок в неделю). В ходе проведения элективного курса учащиеся знакомятся с культурными особенностями,  историей, географией, литературой таких стран, как Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Австралия и Новая Зеландия, Канада, страны Африки, Индия, Пакистан, что способствует комплексной реализации целей обучения иностранному языку: воспитательной, образовательной, развивающей и практической.

 Обучение курсу «Культуроведение» в 10-11 классах осуществляется по УМК Джанет Камерон «Англоговорящий мир» (Janet Cameron “The English-speaking World” (издательство “Black Cat”, London), , учебным пособиям Элизабет Шерман “Культурные взаимосвязи» (Elizabeth Sharman «Across Cultures”, издательство “Longman”)  и Н. Л. Утевской «Английская и американская литература» (издательство «Антология» 2012 год) В УМК и указанных пособиях представлен большой выбор тем, отражающих интересы учащихся и поддерживающих высокую мотивацию в процессе обучения.

        В качестве дополнительного источника используются учебные сайты (список прилагается)

        

        

Дата

Тема урока

Учебный материал

Домашнее задание

Введение (2 часа)

Из истории развития английского языка

C. Janet “The English-speaking world”, p. 5-11

Упр. 1,2, стр 11

Расцвет Британской империи

Стр.  12-13

У. 4, стр. 13

Тема «Культура народов Австралии и Новой Зеландии»(7 часов)

Открытие Австралии

Стр 14-17

С. 15-16 пересказ

Путешествие по Австралии

Стр. 18-19

У. 1, с. 25

Современная жизнь в Австралии

Стр. 20-21

У. 2, с. 26

Новая Зеландия. Рельеф, животный мир

Стр. 22

Упр. 3, с. 27

Новая Зеландия: люди, места

Стр. 23-26

С. 23-25, пересказ

Проект: планируем путешествие по Австралии и Новой Зеландии

Стр. 27

У. 4, с. 27

Аборигены Австралии

Стр. 28-32

У. 1, с. 32

Культура англоязычного населения Африки (10 часов)

Южная Африка: немного истории

Стр. 33-35

У. 1, 2, с.33

Животный мир

Стр 36-38

Презентация

Культура и языки народов Южной Африки

Стр. 39-40

С. 39-40 пересказ

Страны Южной Африки

Стр. 41-43

С. 41-43

Страны Восточной и Западной Африки

Стр. 44-45

Стр. 44-45

пересказ

Восточная Африка: Кения, Уганда

Стр. 46-47

Стр. 46-47

Судан, Нигерия

Стр. 48-50

Стр. 48-50

Западная Африка: Гана, Гамбия

Стр. 51-52

Стр. 51-52

Либерия, Сьерра-Леоне

Стр. 53-54

Стр. 53-54

Проект: мое путешествие по странам Африки

Стр. 55-56

проект

Культура народов Северной Америки (7 часов)

Соединенные Штаты Америки: немного истории

Стр. 57-59

У.1,2, с. 57

Современная Америка.

Стр. 60-61

У.1, с. 69

Развитие киноиндустрии, музыки в США

Стр. 62-64

У. 2, с. 70

Крупные города.

Стр. 65-66

У. 3, с. 71

Канада

Стр. 67-68

презентация

Канадцы и американцы

Стр. 69-70

У. 4, с. 71

Моя жизнь в другой стране: к чему нужно быть готовым.

Стр. 71

У.5, с. 72

Культура народов, населяющих страны Карибского бассейна (5 часов)

Страны Карибского бассейна

Стр. 72-73

У. 1, 2, с. 72

Ямайка, Бермуды, Багамские острова

Стр. 74-76

У. 1, с. 79

Мальта, Гон-Конг

Стр. 77-79

У.2, с. 79

Как спланировать путешествие.

У. 4, с. 80

Настоящие пираты Карибского моря.

Стр. 80-83

У. 3, с.80

Индия и Пакистан (4 часа)

Индия. Земля и люди

Стр. 84-87

У. 1, 2, с. 85

Культура народов  Индии

Стр.88- 89

У.1, с.94

Пакистан

Стр. 90-94

У.2, с.94

Проект: что посетить в Индии и Пакистане?

Стр. 95

проект

Литература Великобритании (23 часа)

У истоков английской литературы

Н. Л. Утевская «Английская и американская литература», стр. 7-12

С. 30-33

Средневековая литература. Джеффри Чосер «Кентерберийские рассказы»

Стр. 27-29

С. 39-40

Английская литература XV века. Баллады о Робине Гуде

Стр. 35-37

с.60-61

Вильям Шекспир. Сонеты.

Стр. 50-51

С. 71-73

Гамлет.

Стр.65-70

С.86-87

Эпоха Просвещения. Даниэль Дефо.

Стр. 82-88

С. 93-94

Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»

Стр. 88-94

С.120-121

Романтизм в английской литературе. Джордж Байрон.

Стр. 114-130

С.154-155

Английская литература середины XIX века. Чарльз Диккенс.

Стр.145-156

С.169-171

Сестры Бронте.

С. 165-164

С.163-164

Английская литература конца XIX века. Льюис Кэролл.

С. 181-184

С.192-194

Роберт Стивенсон.

С. 188-194

С.198-199

Оскар Уайлд.

С.195-202

С.214-217

Начало XX века. Бернард Шоу.

С. 206-217

С.220-222

Герберт Уэльс.

С. 217-222

С.228-230

Джон Голсуорси.

С. 223-226

С.238-240

Сомерсет Моэм.

С. 233-240

С.241-242

Литература начала XX века. Агата Кристи

С. 245-260

С.260

Джон Толкиен. «Властелин колец»

С. 260-263

С.262

Современная английская литература

С. 263-270

С.264

Джордж Оруэлл. Роман-антиутопия «Скотный двор»

С. 264-268

С.267

Уильям Голдинг «Повелитель мух»

С. 272-275

С.274

Обобщение изученного

Американская литература (12 часов)

Исторические предпосылки появления литературы в Америке.

С. 280-281

С.282

Романтизм. Вашингтон Ирвинг.

С. 284-290

С. 286

Реализм. Марк Твен.

С. 308-318

С.321-324

Рассказы О. Генри

С. 318-325

С. 332-333

Творчество Джека Лондона.

С. 325-335

Американская литература первой половины XX века. Теодор Драйзер.

С. 336-340

С. 351-352

Эрнест Хэмингуэй

С. 345-355

С.355

Маргарет Митчел «Унесенные ветром»

С. 355-358

С.357

Американская литература послевоенного периода. Джером Сэлинджер.

С. 359-362

С.361

Джон Апдайк.

С. 365-366

С.366

Проект «Английская и американская поэзия в русских переводах

С.368-372

Перевод стихотворения

Обобщение изученного

Учебно-методическое и материальное обеспечение.

  1. УМК Джанет Камерон «Англоговорящий мир»  Janet Cameron “The English-speaking World” , издательство “Black Cat”, London
  2.   Элизабет Шерман “Культурные взаимосвязи» Elizabeth Sharman «Across Cultures”, издательство “Longman”  
  3.  Н. Л. Утевская «Английская и американская литература» (издательство «Антология» 2012 год)

Учебные сайты :

http://countrystudy.ru/

https://www.britannica.com/art/American-literature

http://www.caribbeantraveler.com/caribbean-culture.html

https://www.britishcouncil.ru/?_ga=2.56850218.1697555764.1535532026-383713085.1531534431


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Рождество в англоговорящих странах"

Разработка данного урока может использоваться в рамках изучения темы "Праздники" с целью обобщения материала по данной теме и сравнения культуры собственной страны с особеностями культуры стран изучае...

презентация "англоговорящие страны"

Презентация содержит информацию об англоговорящих странах: описание, фото, символы англоговорящих стран....

элективный курс "английский язык и культуроведение англоговорящих стран"

Курс нацелен на воспитание у учащихся чувства уважения к истории, культуре, традициям и обычаям других народов, готовности к достижению взаимоотношения, нахождению взаимных интересов в межкультурном о...

Выдающиеся деятели культуры англоговорящих стран

В данной презентации содержится краткая информация о представителях культурной и полититческой элиты англоговорящих стран....

Постеры для классного уголка "Англоговорящие страны"

США, Канада, Австралия, Новая Зеландия. 4 красочных постера отличного качества, которые можно напечатать в большом размере. Выполнил в фотошопе для классного уголка. Англию не делал, т.к. в моем кабин...

Методическая разработка: "По странам изучаемого языка, англоговорящие страны."

Полезное пособие для учителей на разных этапах обучения английскому языку....