Образовательный проект «Применение здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка»
статья по английскому языку

Хасанова Гульнара Раисовна

Статья "Образовательный проект - Применение здоровье сберегающей технологии на уроках английского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 «Применение здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка»

Автор: Хасанова Гульнара Раисовна, учитель 1 квалификационной категории

В современной школе уделяется огромное внимание вопросам здоровье сбережения, т.к. более 70 % времени его бодрствования связаны с пребыванием в учреждениях образования. На сегодняшний день, основной целью образования становиться развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природсообразности. Закон РФ «Об образовании» определяет охрану здоровья обучающихся как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения, администрация которого должна обеспечивать условия безвредного и безопасного обучения и воспитания, организацию и проведение постоянного мониторинга влияния этих условий на организм учащихся на протяжении всего периода их обучения. Модернизация содержания сопровождается внедрением различных образовательных программ и технологий воспитания и обучения. Одной из разновидностей педагогических технологий являются Здоровьесберегающие технологии.

Меня привлекло это направление потому, что одна из первых задач педагога – научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье.  Реализация этой задачи возможна с помощью технологий здоровье сберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

          Работа над этим образовательным проектом проходит в несколько этапов, первый из которых – это самообразование, направленное на углубление профессионально-методических знаний и умений в данной области: повышение уровня компетентности по вопросам здоровье сберегающей и здоровье формирующей деятельностию

         Наряду с изучением материалов по проблеме использования особенностей здоровье сберегающих технологий, на подготовительном этапе ведется работа по следующим направлениям:

  1. Использование технологий, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия обучения.

            В этой связи нельзя забывать о материально-техническом обеспечении образовательного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями к кабинету:

воздушно-тепловой режим: проветривание во время перемен; естественное и искусственное освещение класса и доски; ученическая мебель расставлена в соответствии с ростом учащихся.        

             Мною ведется специальный журнал здоровья, в котором представлен мониторинг состояния здоровья обучающихся (группы здоровья; динамика состояния здоровья обучающихся по показателям здоровья в течении всего учебного года; зрительный режим: какая парта рекомендована учащемуся.)

            К материально-техническому обеспечению образовательного процесса относятся технические средства обучения, устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения: аудио-вопроизводители, интерактивная доска, персональные компьютеры и компьютерные системы (классы). Но технические средства обучения оптимизируют учебный процесс только в том случае, если обеспечено их рациональное использование. Опасен следующий факт: интерес детей к работе с компьютером настолько маскирует утомление, школьники настолько увлекаются, что не замечают признаков утомления. Как результат - мы получаем появление психосоматических расстройств и распространенность проявлений стресса у школьников. Таким образом, использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: правильное чередование различных средств может предотвратить это явление.

  1. Организационно-методическое планирование урока.

            Среди гигиенически оптимальных условий обучения важное место занимает работа с нормативными актами: разработка основной образовательной программы по английскому языку на основе примерной основной образовательной программы общего образования, в соответствии в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по иностранному языку, одной из цели которого является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.

             В рабочей программе должно быть отражено содержание учебного предмета, включающее тему «Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек». Необходимым приемом здоровье сберегающих технологий является включение в календарно-тематическое планирование темы, позволяющие осмыслить содержание "здорового образа жизни", его основные принципы и положения, такие как "Распорядок дня" (Dailytime), "Еда" (Meals), "Продукты" (Food), "Здоровье" (Health). Это позволит учащимся не только изучить лексику и грамматику перечисленных тем, но и они получают возможность ознакомиться с основными принципами и положениями "Здорового образа жизни", получают информацию о правильном питании, необходимости вести регулярный образ жизни, заниматься спортом и физкультурой.

              В рабочей программе также должны быть отражены общеучебные умения и универсальные способы деятельности, в результате овладения которыми школьники должны уметь вести здоровый образ жизни.

              В календарно-тематическом планировании должно быть рассчитано количество видов учебной деятельности: говорение, письменная речь, чтение, аудирование. Норма – 4-7 видов за урок: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы   на вопросы, рассматривание, списывание и т.д. 

             Говоря о нормативных актах, календарно-тематический план должен соответствовать санитарным нормам СанПина, что позволяет реально разгрузить содержание образования, определив объем домашнего задания. Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье учащихся.

               

  1. Практический.  Практическое применение здоровье сберегающих технологий в педагогической практике.

            Урок – основная единица образовательного процесса. Поскольку в школе учащиеся проводят большую часть своего времени, необходимо, чтобы содержание урока, формы организации учебной и внеучебной деятельности являлись бы источником информации о здоровье, здоровом образе жизни.

            На мой взгляд, одной из главных задач учителя английского языка - это обеспечение максимально благоприятной и комфортной обстановки и создание у учащихся положительной эмоциональной настроенности на уроке. В обстановке психологического комфорта повышается успешность детей и самого учителя. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

                От соблюдения гигиенических, психолого-педагогических условий проведения урока зависит функциональное состояние школьников и их способность подолгу поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, предупреждая преждевременное переутомление и стрессы. Утомление - это временное ухудшение состояния человека, выраженное в снижении его работоспособности. О развитии утомления свидетельствуют:

  1. увеличение количества ошибок в ответах учеников:
  2. отвлечения внимания, рассеянность;
  3. шум в классе.            

              Урок английского языка начинается с “Warming up” (Разогрев), то есть различного рода лексических, фонетических или лексико-грамматических «зарядок». Сделать этот этап более привлекательным и задающим тон всему уроку совсем несложно, если превратить его в маленькую игру или соревнование. В начальных классах, урок начинается с песни, исполняя которую учащиеся приветствуют друг друга, сначала в партерном по плече, затем с партнером напротив тем самым с первых минут урока все ученики вовлекаются в активное взаимодействие друг с другом. В среднем или старшем звене я начинаю урок с фотографии, в соответствии с темой которую дети сами должны будут в дальнейшем назвать. Этот этап происходит в виде маленького соревнования между командами. Например, какая группа, ряд, пара, учащихся за одну минуту вспомнит и запишет больше ключевых слов или ассоциаций с предложенной картинкой; или кто или какая группа построит большее количество предложений по картинке.

              Одним из важных приемов здоровье сберегающих технологий на уроках, снижающий утомление, можно выделить прием переключения внимания учащихся с одного вида учебной деятельности на другой вид деятельности. Этот прием позволяет разнообразить процесс учебной деятельности учащихся: гармонично сочетать устные виды работы с чтением или письменной работой, игровые приемы обучения с объяснением учителя; следить за правильной позой учеников. Средняя продолжительность и частота чередования деятельности через 3-10 минут. Смена различных видов должна проводиться из следующего расчета: возраст ребенка плюс 2-3 минуты. Такая смена способствует развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.

              Помимо традиционных физкультминуток, необходимый элемент урока для переключения внимания на другой вид деятельности, целесообразно использовать гимнастику для глаз. В моем кабинете парты расставлены в центре кабинета, имеются две доски – интерактивная и меловая, расположенные на разных стенах, что дает возможность мне, учителю, и учащимся свободно перемещаться по кабинету во время урока. Это помогает как переключить внимание учащихся, а также проводить гимнастику для глаз. Я связываю эту зарядку с темой урока. Например, в начальном и среднем звене прошу учеников посмотреть в окна и задаю вопрос “What’s the weather like today?”, затем перемещаюсь в противоположную сторону класса и прошу ответить на следующие вопросы, например, “What’s this (that)?”. Потом снова переходу к другой стене и задаю вопрос “How many flowers (posters, red books) can you see?”. Главное условие выполнения задания, с которым знакомы ученики, они должны сидеть прямо и следить за мной только глазами не двигая головой.

             В качестве психологической разрядки я использую музыкальные средства.              Музыка несет в себе гораздо мощный эмоциональный заряд, поэтому на своих уроках я использую музыкотерапии. Исследования показывают, что у учащихся, которые во время учебы слушают музыку определенного рода, значительно повышается академическая успеваемость. Благодаря слушанию приятной музыки при выполнении сложных заданий последние воспринимаются как более легкие. Так, например, в начальной школе, учащиеся, выполняя письменные задания “Trace”, “Colour”, или тесты, слушают детские песни на английском языке. Тем самым, рутинная работа погружает учеников в эмоционально положительный процесс.

                Среди самых распространенных средств, применяемых в здоровьесберегающих технологиях, можно указать на средства оздоровительного воздействия с помощью физической активности. К ним относятся разнообразные виды двигательной активности. Так на начальном этапе при изучении английского алфавита, учащимся раздаются буквы алфавита. Сначала они должны найти свою пару, затем выстроиться в алфавитном порядке, тем самым в движении они запоминают алфавит.

               Говоря об уроке английского языка, обязательным условием успешности учителя и учащихся – это формирование и повышение мотивации к познанию (к изучению английского языка), поэтому на своих уроках я использую метод проблемного обучения. При изучении курса английского языка анализ и синтез являются необходимыми элементами всякого действия, направленного на рассмотрение любого языкового явления. Приём сопоставления может присутствовать на каждом этапе урока, позволяя ученикам принимать активное участие в работе. Например, при изучении темы «Health» (Здоровье). Поиск решения данной проблемы осуществлялся через "Warming up». Детям предлагается сравнить две картинки: на одной – подросток, ведущий здоровый образ жизни, а на другой – подросток, страдающий ожирением. Затем учащиеся должны выбрать какую фотографию они бы вы выбрали и почему. Затем учитель задаёт учащимся проблемный вопрос «What do we need to be healthy?». Чтобы добиться активной мыслительной работы учащихся, необходимо вызвать у них потребность в знаниях, которая возникает в тех случаях, когда на пути ученика появляются препятствия, затруднения, преодолеть которые без необходимых для этого сведений на первый взгляд очень сложно. При решении проблемных заданий на этапе контроля обучающимся было предложено применить полученные на занятиях знания через создание интеллект – карты «MindMap», автором которой является американский ученый Тони Бьюзен. Из анализа проведенных уроков, можно сделать вывод, проблемное обучение вносит в образовательный процесс новые приемы, оживляет и активизирует их, исключает бездумное заучивание и пересказ “книжных” знаний, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира и развитие коммуникативной компетенции.

            Пропаганда здорового образа жизни - комплексное проведение различных мероприятий, нацеленных на формирование позитивного отношения обучающихся к информации о здоровье и здоровом образе жизни: участие в научно-исследовательских, учебных и социальных проектах, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

            В заключение хотелось бы добавить, что использование здоровье сберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения играет большую роль в жизни каждого учащегося, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения. Учит детей жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии на уроках английского языка

Современный человек обязан с детства учиться быть здоровым,овладевать для этого различными умениями. навыками и хорошими привычками. Задача учителя- помочь ему в этом.Здоровое поколение - здоровая Рос...

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка

Здоровье сберегающие технологии используются для снятия напряжения  на уроках....

Доклад для МО учителей иностранного языка по теме: Использование здоровье – сберегающих технологий на уроках английского языка в начальных классах.

Доклад. В нем рассматриваются проблемы здоровья детей, психические особенности школьников, проблема здоровьезбережения....

Здоровье-сберегающие технологии на уроках английского языка.

Здоровье-сберегающие технологии на уроках английского языка.               (из опыта работы учителя английского языка Калинки...

Здоровье сберегающие технологии на уроках английского языка

Здоровье сберегающие технологии на уроках английского языка...

Здоровье сберегающие технологии на уроках английского языка

Применение здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка...