Педагогический кейс "Здоровье сберегающие технологии"
методическая разработка по английскому языку

Хасанова Гульнара Раисовна

Педагогический кейс "Инновационные формы и технологии обучения иностранным языкам: применение здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

 «Институт развития образования Республики Татарстан»

Отдел развития методической работы

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЕЙС

«Инновационные формы и технологии обучения иностранным языкам»

«Применение здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка»

Автор:

Хасанова Гульнара Раисовна,

учитель английского языка,

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия 7 имени Героя России А.В. Козина» Ново-Савиновского района г. Казани

Научный руководитель:

Газизова Альфия Ильдусовна

Куратор:

Иванова Л.Ф.. начальник отдела развития методической работы, к.п.н., доцент

ГАОУ ПО ИРО РТ

Проект допущен к защите:

«  20  »      апреля                      2018  г.

Казань, 2018

Цель: разработать педагогический кейс, позволяющий оценить  компетенции  учителя иностранного языка в  области   реализации эффективных инновационных  образовательных технологий  в   преподавании иностранного языка в условиях реализации ФГОС.

Задачи:

  1. Изучить отечественный опыт и нормативно-правовые документы регламентирующие введение инновационных технологий.
  2. Выделить алгоритм реализации технологии.
  3. Определить параметры эффективной данной технологии.

Целевая группа проекта: учителя иностранного языка.

Объект исследования: профессиональная компетентность учителя иностранного языка.

Предмет исследования: процессуальные аспекты (содержание и технологии) профессиональной деятельности учителя иностранного языка.

1. «Применение здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка»

Цель здоровье сберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

В настоящее время в нашем учебном заведение проводится работа, направленная на безопасность образовательной среды, в том числе создание условий, программ, методик и режимов обучения, благоприятно влияющих на работоспособность, функциональное состояние организма и состояние здоровья обучающихся.

Идея: создание системы методов, приемов по использованию здоровье сберегающих технологий и разработка критерий эффективности полученного результата.

Аспекты педагогической технологии

  1. Научный:

           Работа по использованию данной технологии проходит в несколько этапов, первый из которых – это самообразование, направленное на углубление профессионально-методических знаний и умений в данной области: повышение уровня компетентности по вопросам здоровье сберегающей и здоровье формирующей деятельности, ознакомление с современными научными исследованиями ученых в этой области, способствующих развитию здоровье сберегающей и здоровье формирующей педагогической деятельности; изучение прогрессивного опыта коллег по использованию здоровье сберегающих технологий.

            В разное время разработкой проблемы использования здоровье сберегающих технологий при обучении иностранному языку занимались Н.К. Смирнов, Б.Ф. Базарный, Л.Ф. Тихомирова, В.Н. Зайцев и другие ученые. Существует некоторое противоречие в определении, что же такое здоровье сберегающие технологии.

            Н.К. Смирнов представляет их как «здоровье формирующие образовательные технологии» - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

        Петров О.В. называет эти технологии – «здоровье сберегающие образовательные технологии», представляющие собой   систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входят:

1.   Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2.   Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности    и   т.д.    учащихся   данной возрастной группы.

3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

4. Использование    разнообразных    видов    здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

  1. Формально-описательный:

            Наряду с изучением материалов по проблеме использования особенностей здоровье сберегающих технологий, на подготовительном этапе ведется работа по следующим направлениям:

1)        Использование технологий, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия обучения.

            В этой связи нельзя забывать о материально-техническом обеспечении образовательного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями к кабинету:

1)        воздушно-тепловой режим: проветривание во время перемен;

2)         естественное и искусственное освещение класса и доски: в моем кабинете установлены светодиодные лампы по всему кабинету и над меловой доской;

3)        ученическая мебель расставлена в соответствии с ростом учащихся.

            Количество рабочих мест для обучающихся не превышает вместимости учебного кабинета. Каждый обучающийся обеспечен рабочим в соответствии с его ростом, т.к. неправильно устроенная или не соответствующая росту парта может быть причиной ухудшения зрения, искривления позвоночника у учащегося. Дети с нарушением слуха и зрения парты рассажены на ближних к классной доске парты. Дети, часто болеющих ОРЗ, простудными заболеваниями, рассаживаются дальше от наружной стены. Поэтому мною ведется специальный журнал здоровья, составленный совместно с медицинскими работниками нашего учебного заведения. В этом журнале представлен мониторинг состояния здоровья обучающихся :

1)        группы здоровья: основная, подготовительная или специальная;

2)        динамика состояния здоровья обучающихся по показателям здоровья в течении всего учебного года;

3)        зрительный режим: какая парта рекомендована учащемуся.

            К материально-техническому обеспечению образовательного процесса относятся технические средства обучения, устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. К ним относятся, аудиовопроизводители, интерактивная доска, персональные компьютеры и компьютерные системы (классы). Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. И наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему.

             Использование интерактивной доски в ходе объяснения нового материала позволяет представить ученикам наглядную информацию об изучаемом вопросе, схематично отобразить сложные моменты урока. Это облегчает понимание и усвоение темы, особенно для детей с преимущественно зрительной памятью. К тому же, представление сложных процессов в виде схем или графических изображений позволяет значительно сократить время для объяснения новой темы. «Разбавление» лекционного материала презентациями позволяет снять монотонность урока, переключить внимание школьника, это стимулирует активность мозговой деятельности ребенка.

             Современные дети, уже с первого класса неплохо владеющие компьютерной техникой, сами с удовольствием делают доклады с мультимедийным сопровождением, и учебный процесс из рутины превращается в занимательную работу. Еще одним плюсом использования технических средств обучения является возможность быстрой корректировки материала и сохранение его на электронном носителе. То есть всегда есть возможность донести информацию до школьника, даже если он отсутствовал во время объяснения: приболевший школьник может получить лекцию по электронной почте.

             Но технические средства обучения оптимизируют учебный процесс только в том случае, если обеспечено их рациональное использование. Опасен следующий факт: интерес детей к работе с компьютером настолько маскирует утомление, школьники настолько увлекаются, что не замечают признаков утомления. Как результат - мы получаем появление психосоматических расстройств и распространенность проявлений стресса у школьников.

            Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста обучающихся, учебного предмета и необходимости их использования. Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: обучающиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у обучающихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. Правильное чередование различных средств может предотвратить это явление.

            Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на интерактивной доске, на уроке не должна превышать:

- для обучающихся в I - IV классах - 15 мин.;

- для обучающихся в V - VII классах - 20 мин.;

- для обучающихся в VIII - IX классах - 25 мин.

2)        Организационно-методическое планирование урока.

            Среди гигиенически оптимальных условий обучения важное место занимает работа с нормативными актами: разработка основной образовательной программы по английскому языку на основе примерной основной образовательной программы общего образования, в соответствии в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по иностранному языку, одной из цели которого является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.

             В рабочей программе должно быть отражено содержание учебного предмета, включающее тему «Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек».

             При использовании здоровье сберегающих технологий необходимо обратить особое внимание на темы в календарно-тематическом планировании, позволяющие осмыслить содержание "здорового образа жизни", его основные принципы и положения, такие как "Распорядок дня" (Dailytime), "Еда" (Meals), "Продукты" (Food), "Здоровье" (Health). Это позволит учащимся не только изучить лексику перечисленных тем, но и они получают возможность ознакомиться с основными принципами и положениями "Здорового образа жизни", получают информацию о правильном питании, необходимости вести регулярный образ жизни, заниматься спортом и физкультурой. Начиная с 3-го класса на уроках английского языка вводится тема "Здоровье", где учащиеся получают информацию о правильном питании и о пользе утренней зарядки. Тема "Еда" (Meals) на уроках английского языка подробно изучается учащимися, начиная с текста, где дается описание правильного и неправильного питания, и заканчивая монологической речью, где учащиеся имеют возможность высказать свое мнение о правильном питании. В старших классах вводятся другие понятия, характеризующие "здоровый образ жизни", такие как, понятие о "диете", об отсутствии вредных привычек (smoking) как необходимое условие здоровья и "здорового внешнего вида" человека.

              В рабочей программе также должны быть отражены общеучебные умения и универсальные способы деятельности, в результате овладения которыми школьники должны уметь вести здоровый образ жизни.

              В календарно-тематическом планировании должно быть рассчитано количество видов учебной деятельности: говорение, письменная речь, чтение, аудирование. Норма – 4-7 видов за урок: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы   на вопросы, рассматривание, списывание и т.д.

              Предмет «Английский язык» – один из наиболее трудных предметов в школе: интенсивные занятия требуют от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. При планировании учебного занятия нужно учитывать, что эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока различается. При организации правильного режима урока выделяют три основных этапа с позиций здоровье сбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

учащихся

1 этап

Врабатывание (привыкание к учителю и учебному предмету)

5 –7 минут

Низкая

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение.

2 этап

Максимальная

работоспособность

10 – 15 минут (начальная школа)

20-25 минут

(5 – 11 класс)

Максимальная, устойчивая

работоспособность

Продуктивная, творческая.

Изучение нового материала.

3 этап

Конечный

порыв

10-15 минут

Снижение уровня работоспособности, или работоспособность носит неустойчивый характер

Репродуктивная.

Повторение.

              Во избежание усталости учащихся, используется постоянная смена видов работы на уроке. Учитель на любом уроке должен следить за правильной позой учеников, поэтому смена видов деятельности требует смены позы учеников. Средняя продолжительность и частота чередования деятельности через 3-10 минут. Смена различных видов должна проводиться из следующего расчета: возраст ребенка плюс 2-3 минуты. Такая смена способствует развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Снижению усталости способствует и многообразие видов и форм преподавания: фронтальная, парная или групповая работа, словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа. При этом все виды деятельности должны соответствовать возрастными, половыми, индивидуальными особенностям обучающихся.

              Говоря о нормативных актах, календарно-тематический план должен соответствовать санитарным нормам СанПина, что позволяет реально разгрузить содержание образования, определив объем домашнего задания. Вопрос о домашнем задании занимает одно из основных мест в процессе обучения учащихся. Этот вопрос напрямую связан со здоровьем ребенка. Естественно, что любой учитель прикладывает максимум сил для того, чтобы его ученики получили глубокие и прочные знания. Но при всей важности знаний необходимо признать, что главным, «первичным» является здоровье ребенка, а всё остальное, в том числе и знания, «вторично».

             Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье учащихся. Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, контролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока.

            Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок. Следует помнить, что домашнее задание разъясняется и задаётся до звонка с урока и предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, зачем и как делать дома, а также они должны знать четкие критерии оценивания домашнего задания.  Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки. Задание должно быть посильным для большинства, не очень простым для сильных учащихся. Рекомендуемое гигиенистами время приготовления уроков не должно превышать: во 2-м - 3-м - 4-м -1,5 ч,  в 5 - 6- м - до 2 ч,   в 7 – 8 - м -2,5 ч,   в 9 – м - 3ч, 10 -  11 - м – 3,5 ч.  При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей. Объём домашнего задания по английскому языку должен составлять 4-5 часть всего времени, которое ученик затрачивает на подготовку уроков.

               По моему мнению, качество успеваемости учащегося во многом зависит от системы оценивания учебных достижений в целом, с которой учащиеся должны быть знакомы. Оценивание деятельности учащихся производиться согласно школьным образовательным стандартам в РФ и программным требованиям программы по предмету, в которой представлена таблица оценочных критериев для оценивания учащихся по английскому языку по всем видам речевой деятельности. Данные оценочные критерии оправдывают себя тем, что позволяют в значительной степени справедливо оценить речевой продукт ученика, снимают психологическую напряжённость от потенциальной неудовлетворённости отметкой, чтобы ученик чётко знал, за что и почему ему поставлена та или иная отметка. Эти критерии представлены на информационном стенде в кабинете, а нормы выставления отметок обсуждаются с учащимися перед выполнением текущих и оценочных работ. На своих уроках, я использую европейскую шкалу оценивая выполненной работы по 100-бальной системе, затем эти баллы пересчитываются и соотносятся с 5-балльной системой и выставляются именно в таком виде в журнал:

«5» - 100 – 85 % правильно выполненных заданий

«4» - 84 – 70 % правильно выполненных заданий

«3» - 69– 55 % правильно выполненных заданий

«2» - 54 и менее % правильно выполненных заданий              

  1. Процессуально – действенный: практическое применение здоровье сберегающих технологий в педагогической практике.

            Урок – основная единица образовательного процесса. Поскольку в школе учащиеся проводят большую часть своего времени, необходимо, чтобы содержание урока, формы организации учебной и внеучебной деятельности являлись бы источником информации о здоровье, здоровом образе жизни.

           В календарно-тематическом планировании седьмого класса есть тема HEALTHY BODY, HEALTHY MIND (В здоровом теле – здоровый дух), поэтому, чтобы вовлечь учащихся в активное обсуждение и понимание необходимости здорового образа жизни, практически на каждом уроке я использую приём сопоставления.  Например, при введении в эту тему детям предлагается сравнить две картинки: на одной – подросток, ведущий здоровый образ жизни, а на другой – подросток, страдающий ожирением. Затем учащиеся должны выбрать какую фотографию они бы вы выбрали и почему. Затем учитель задаёт учащимся проблемный вопрос «What do we need to be healthy?». Чтобы добиться активной мыслительной работы учащихся, необходимо вызвать у них потребность в знаниях, которая возникает в тех случаях, когда на пути ученика появляются препятствия, затруднения, преодолеть которые без необходимых для этого сведений на первый взгляд очень сложно. Последним этапом работы по этой теме – научить учащихся систематизировать полученные знания и умения. Для этого класс был разделен на команды по четыре человека: каждой команде было выдано задание:

  1. создать презентацию в рамках темы «HEALTHY BODY, HEALTHY MIND» - «Healthy skin», «Health threats», в которой они должны были представить, весь материал, изученный по этой теме;  
  2. интеллект – карта «How to be fit and healthy», автором которой является американский ученый Тони Бьюзен, которая способствует более эффективному обобщению лексико–грамматического материала, являющегося основой для устно – речевого высказывания по предложенной теме, а также неким началом работы над проектом по данной теме.
  3. Создание видео “Flash Mob” по данной теме.

            Таким образом, дети научились не просто пересказывать “книжные” знания, но и внедрять активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира, а также получили положительно - эмоциональный настрой на уроке - положительное отношение к предмету, повышение интереса и мотивации школьников к учебе.

            На мой взгляд, одной из главных задач учителя английского языка — это обеспечение максимально благоприятной и комфортной обстановки на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. В этом случае у педагога есть целый арсенал приемов. Прежде всего это внешний вид учителя, его настроение, состояние здоровья – все это на сознательном и бессознательном уровне фиксируется учениками. Большое значение на создание благоприятного психоэмоционального климата на уроке оказывают ряд характеристик самого педагога: спокойная речь, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор.                

            Одним из важных методов здоровье сберегающих технологий на уроках, снижающий утомление, можно выделить метод оздоровительного воздействия с помощью физической активности, т.е.  использование разнообразных видов двигательной активности. На уроках английского языка на начальном этапе при изучении английского алфавита, учащимся раздаются буквы алфавита. Сначала они должны найти свою пару букв – заглавная и прописная, затем выстроиться в алфавитном порядке. Затем каждый ученик находит звук, соответствующий каждой букве. Можно это задание усложнить: каждой букве соответствует свое слово, на которую оно начинается. На парте разложены карточки с изображением этих слов, ученики должны выбрать свою карточку. Затем учащиеся выстраиваются в алфавитном порядке. В заключении, исполняется песня «A is for apple, apple, apple» и т.д.  

            Физическая активность на уроке - хорошая форма отработки грамматических конструкций. Например, при изучении вопросительных предложений с глаголом «have got»

  1.  детям раздаются карточки: «We», «have», «got», «books», «.», «?». Дети должны выстроиться в правильном порядке, чтобы получилось предложение «We have got books.»  Затем, выстроиться, чтобы получился вопрос «Have we got books?» Такой прием можно использовать в начальных классах при изучении любого грамматического материала.
  2. Это задание можно усложнить, заменив подлежащие именем существительным или раздать учащимся карточки с картинками, и они должны описать картинку использую правильную форму глагола «have got», например “A boy has got a car.”
  3. При изучении грамматического материала во втором классе форм глагола «to be – краткие ответы на вопросы» детям раздаются карточки с вопросами «Are you a cowboy?» и т.д. - на обратной стороне карточки написан правильный  ответ « No, I’m not.». Дети по очереди задают вопрос, написанный на карточке друг другу, ели оппонент отвечает правильно, тогда оппонент задает свой вопрос, если он отвечает неправильно, тогда то, кто задал вопрос должен научить как правильно ответь на этот вопрос. Затем они меняются карточками и ищут нового партнёра.
  4. Также в начальной школе при изучении числительных – очень важно знать и называть числительные не по порядку, для этого используются метапредметные учебные действия – детям предлагается посетить урок математики и решить математическую задачу “Solve a problem”.

Это задание можно усложнить “Solve a problem and colour the picture”.

            Данный метод можно использовать и при формировании навыков аудирования и чтения. В четвертом классе, в разделе «Домашнее чтение», представлен текст «Robinson Crusoe», чтобы не превратить работу с текстом в скучное «чтение – перевод - выполнение заданий по тексту», я активно использую метод оздоровительного воздействия с помощью физической активности. В начале урока, детям представлена одна картинка из этой истории, задача учащихся ответить на следующие вопросы: What is the name of this story? Who is the author? Have you read or watched this story?  Затем ученики работают в двух командах: каждой команде раздаются 8 карточек с изображением истории, задача – каждый из членов команды держит своё изображение, команде нужно воссоздать историю в правильном порядке. Выстраиваясь, дети одним или двумя предложениями описывают свою картинку.

            После этого, учитель включает аудио запись, дети проверяют правильность воссоздания истории. Затем, ученики продолжают работать в своих командах: на экране

Задача: подобрать предложение к картинке.

            Одним из важных приемов здоровье сберегающих технологий на уроках, чтобы снизить утомление -  прием переключения внимания учащихся с одного вида учебной деятельности на другой вид деятельности. Продолжая работать с картинками к тесту, можно предложить снова прослушать аудио запись к тексту и выполнить следующее задание:

И чтобы сменить вид деятельности на уроке, дети открывают учебники и находят подтверждение в тексте, почему утверждения верны или неверны. Этот прием позволяет разнообразить процесс учебной деятельности учащихся: гармонично сочетать устные виды работы с чтением или письменной работой, игровые приемы обучения с объяснением учителя.

            Следующим приемом метода оздоровительного воздействия с помощью физической активности – являются физкультминутки, которые позволяют снять утомляемость, для гармонизировать весь организм ребенка. Но это не просто зарядка, а инсценировка песни, представленная в учебнике при изучении определенной темы.  Не для кого не секрет, что песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения, а также способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Инсценировка песни — это не просто элемент двигательной активности для переключения внимания на другой вид деятельности, но и реально возможный фактор формирования здоровья, что принципиально отличается по характеру воздействия -  способствуют предотвращению утомления, положительно влияют на работу мозга, улучшают кровоснабжение. Например, в первом классе при изучении цветов, мы исполняем песню:

             Look, a parrot, red and yellow,

             Look a parrot – green and blue,

             Red, yellow, green and blue,

             Red, yellow, green and blue.

Исполняя эту песню, при словах «Look, a parrot» - дети изображают попугая, «red» - трогают себя за нос, «yellow» - поднимают руки над головой, изображая солнце, «green» - приседают, как бы дотрагиваясь до травы, «blue» - встают показывают волну, изображая воду (море, океан). Говоря о физкультминутках, дети очень любят игру “Simon says…” которая позволяет не только эмоционально разгрузить урок, а также развивает внимание и, отчасти память. Эта игра связана с изучением лексических единиц и фраз урока. Например, тема «Части тела», учитель говорит “Simon says – Touch your nose”, ученики должны дотронуться до носа и т.д. Но в этой игре есть условие, если учитель не сказал “Simon says…”, ученики не должны дотрагиваться до той части тела, которую назвал учитель. Вместо “Simon says…” можно использовать любые утверждения, например “I’m in a good mood today” – задание выполняем, “I’m in a bad mood today” – действие не выполняем, таким образом активизируется новые фразы, а также новая лексика по теме.

            Еще один прием метода оздоровительного воздействия с помощью физической активности - это гимнастика для глаз. В моем кабинете парты расставлены в центре кабинета, имеются две доски – интерактивная и меловая, расположенные на разных стенах, что дает возможность мне, учителю, и учащимся свободно перемещаться по кабинету во время урока. Это помогает как переключить внимание учащихся, а также проводить гимнастику для глаз. Я связываю эту зарядку с темой урока. Например, в начальном и среднем звене прошу учеников посмотреть в окна и задаю вопрос “What’s the weather like today?”, затем перемещаюсь в противоположную сторону класса и прошу ответить на следующие вопросы, например, “What’s this (that)?”. Потом снова перехожу к другой стене и задаю вопрос “How many flowers (posters, red books) can you see?”. Помимо этого, я передвигаюсь по классу и задаю вопрос: Can you see me? При этом дети дают краткий ответ: Yes, I can. No, I can’t. Таким образом, мы еще и закрепляем краткие ответы с глаголом «can». Главное условие выполнения этого задания, с которым знакомы ученики, они должны сидеть прямо и следить за мной только глазами не двигая головой.

            В качестве психологической разрядки я использую метод музыкотерапии. Музыка обладает способностью настраивать человека на позитивный лад и повышает его мотивацию к работе. Исследования показывают, что у учащихся, которые во время учебы слушают музыку определенного рода, значительно повышается академическая успеваемость. Благодаря слушанию приятной музыки при выполнении сложных заданий последние воспринимаются как более легкие. Так, например, в начальной школе, учащиеся, выполняя письменные задания “Trace”, “Colour”, или тесты, слушают детские песни на английском языке. Тем самым, рутинная работа погружает учеников в эмоционально положительный процесс, они выполняют задание, а также поют песни на английском языке, которые не по программе.  В среднем и старшем звене учащиеся   выполняют письменные задания под классическую музыку. Классическая музыка усиливает способность вспоминать то, что сохраняется в головном мозге в форме воспоминаний. Сильные доли такта заставляют волны головного мозга синхронизироваться с ритмом музыки, таким образом, повышая уровень концентрации и остроту ума. Также музыка помогает головному мозгу привыкать по мере необходимости легко менять скорость обработки информации.

           

            В заключение хотелось бы отметить, что использование здоровье сберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения играет большую роль в жизни каждого учащегося, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения. Учит детей жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.

Литература:

  1. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – Москва : Аркти, 2006. – 320 с. – ISBN 5-89415-432-4.
  2. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.
  3. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.
  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.: Вако, 2007.
  5. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
  6. Тынбаева Г.С.,  Жантуганова А.С. «Использование ТСО в обучении Иностранным языкам».
  7. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
  8. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования.
  9. Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
  10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""
  11. 1. Безруких М.М, Ефимова С.П. Как помочь хорошо учиться? М., 2003.

Схема анализа ситуации

  1.  Достаточно ли Вам информации для построения гипотезы и выбора путей коррекции? Да
  2. Проблема, как Вы её понимаете:

В современной школе уделяется огромное внимание вопросам здоровьесбережения. На сегодняшний день, основной целью образования становиться развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природсообразности. Закон РФ «Об образовании» определяет охрану здоровья обучающихся как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения, администрация которого должна обеспечивать условия безвредного и безопасного обучения и воспитания, организацию и проведение постоянного мониторинга влияния этих условий на организм учащихся на протяжении всего периода их обучения. Модернизация содержания сопровождается внедрением различных образовательных программ и технологий воспитания и обучения. Одной из разновидностей педагогических технологий являются Здоровьесберегающие технологии.

3. Психологическая концепция, в рамках которой можно ввести данную технологию. Её основные положения, принципы.

1)        обеспечить учащихся высоким уровнем реального здоровья, вооружив их                                необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения              здорового образа жизни;

2)        воспитание культуры здоровья у учащихся, как фактора формирования здоровье сберегающей среды школы;

3)        разработать систему условий адаптивной образовательной среды на основе освоения и реализации технологий здоровье сбережения в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;

4)        разработка рабочей программы по предмету с использованием здоровье сберегающих технологий;

5)        создать комфортную среду для развития творческих способностей каждого учащегося;

6)        внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования потребности здорового образа жизни у учащихся;

7)        повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения здоровье сберегающих технологий;

8)        разработка критерий эффективности полученного результата (Приложение 1);

9)         разработка критерий памятки для родителей «Режим ученика 5 класса» (Приложение 2);

10)     разработка критерий памятки детей «Как правильно выполнять домашнее задания по английскому языку» (Приложение 3).

4.  Перечислите основные методические приемы, которые Вы станете использовать в данном конкретном случае.

Приём сопоставления, метод оздоровительного воздействия с помощью физической активности (физкультминутки, игры на внимательность, гимнастика для глаз), прием переключения внимания учащихся, прием – музыкотерапия.

5. К какому результату Вы хотите прийти? По каким показателям Вы оцените свое продвижение к цели?

Ожидаемые результаты:

1)        внедрение здоровье сберегающих технологий в процесс обучения на уроках английского языка;

2)        овладение обучающихся знаниями в области здорового образа жизни;

3)        осознание обучающимися того, что здоровье – главная составляющая качества жизни, что наше здоровье – богатство страны;

4)        создание комфортной среды для развития развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

6.  С какими другими учителями – предметниками необходимо взаимодействовать для решения проблемы?

Прежде всего – медицинский персонал гимназии, школьный психолог, администрация гимназии, учителя физкультуры.

Оценка решения

Оценка (баллы)

Критерии оценки

1

0 баллов

Ответ отсутствует или предложенное решение не имеет отношение к сути предложенной технологии.

2

1 балл

Предложено решение, но не самое конструктивное из возможных. Обоснование выбранного решения отсутствует.

3

2 балла

Предложено верное решение. Его обоснование и аргументация не убедительны и требуют доработки.

4

3 балла

Дан верный и конструктивный вариант решения. Его обоснование и аргументация убедительны и не требуют доработки



Предварительный просмотр:

    Приложение 1 Критерии оценивания профессионального уровня учителя по эффективности

                             использования здоровьесберегающих технологий на уроке

Параметры

2

1

0

1.Обстановка и гигиенические условия в классе или кабинете, такие как температура и свежесть воздуха, рациональность освещения помещения и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей

2.Количество видов учебной деятельности, таких, как опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач и т.д. (норма: 4-7 видов за занятие)

3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: 7-10 мин. на каждый вид учебной деятельности)

4.Количество видов преподавания, таких, как словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. (норма: не менее 3 за урок)

5.Чередование видов преподавания (согласно возрастным особенностям учащихся.)

6.Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся

7.Место и длительность применения ТСО. Умение педагога использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

8.Поза учащихся во время занятия, чередование позы (наблюдает ли педагог за посадкой учащихся, чередуются ли позы в соответствии с видами работы)

9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на занятии. Соответствие условий в кабинете для проведения таких форм работы

10.Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни

11.Наличие мотивации деятельности учащихся на занятии (оценивается наличие внешней – оценка, похвала, поддержка и внутренней – стремление узнать больше, интерес к изучаемому материалу и другие мотивации)

12.Психологический климат на занятии (оцениваются взаимоотношения на занятии, как между педагогом и учащимися, так и между учащимися)

13.Наличие на занятии эмоциональных разрядок, таких как шутка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, музыкальная минутка и т.д.

14. Плотность занятия, т.е. количество времени, затраченного учащимися на учебную работу (норма: не менее 60% и не более 75%-80 %)

15. Отслеживание педагогом момента наступления утомления у учащихся и снижение их учебной активности

16. Личные качества педагога, оказывающие позитивное воздействие на здоровье учащихся и психологический климат на уроке

17. Объем домашнего задания соответствует нормам, определенные СанПИНом

18. Учащимся объяснены критерии оценивания домашнего задания

19. Учащиеся ознакомлены с критериями полученных отметок

20. Темп окончания занятия:

2 - Своевременное завершение занятия

1 - «Скомканность»

0 - Задержка учащихся после звонка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГАОУДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» Отдел развития методической работы ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЕЙС «Инновационные формы и технологии обучения иностранным языкам» «Применение здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка» Автор: Хасанова Гульнара Раисовна , учитель высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия 7 имени Героя России А.В. Козина» Ново-Савиновского района г. Казани Научный руководитель: Газизова Альфия Ильдусовна

Слайд 2

Определение Система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. ЦЕЛЬ Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни. Ожидаемые результаты 1 ) внедрение здоровье сберегающих технологий в процесс обучения на уроках английского языка; 2) овладение обучающихся знаниями в области здорового образа жизни; 3) осознание обучающимися того, что здоровье – главная составляющая качества жизни, что наше здоровье – богатство страны; 4) создание комфортной среды для развития развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Слайд 3

Ознакомление с современными научными исследованиями ученых в этой области Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями к кабинету Специальный журнал здоровья, составленный совместно с медицинскими работниками нашего учебного заведения Уровень работоспособности учащихся Критерии оценивания ответов учеников Разработка основной образовательной программы: содержание учебного предмета, общеучебные умения и универсальные способы деятельности, количество видов учебной деятельности Здоровье сберегающие технологии Требования к использованию ТСО Организация правильного режима урока Объем домашнего задания, в соответствии с санитарными нормам СанПина

Слайд 4

Организационно-методическое планирование урока «Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек» Рабочая программа 7 класс HEALTHY BODY, HEALTHY MIND (В здоровом теле – здоровый дух) Прием сопоставления Compare and describe two boys What picture do you like most? Why? What do we need to be healthy?

Слайд 5

HEALTHY BODY, HEALTHY MIND (В здоровом теле – здоровый дух), ПРЕЗЕНТАЦИЯ Healthy skin Health threats MIND-MAP How to be fit and healthy VIDEO FLASH MOB ОБОБЩЕНИЕ

Слайд 6

Внешний вид учителя

Слайд 7

Метод оздоровительного воздействия с помощью физической активности A a

Слайд 8

Метод оздоровительного воздействия с помощью физической активности We have got books . got Have we books ?

Слайд 9

Метод оздоровительного воздействия с помощью физической активности

Слайд 10

Домашнее чтение What is the name of this story? Who is the author? Have you read or watched this story? Put the pictures in order to tell a story Choose and write

Слайд 11

Метод оздоровительного воздействия с помощью физической активности Физкультминутка Look, a parrot, red and yellow, Look a parrot – green and blue, Red, yellow, green and blue, Red, yellow, green and blue. Игра


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии на уроках математики

применение здоровье сберегающих технологий на уроках математики...

здоровье сберегающие технологии в работе методиста, учителя

обобщение опыта работы по здоровье сберегающим технологиям. как минимально снизить колличество травм на уроке.  как спользовать принцып "не навреди". всё это за долгие годы работы, выведено опытн...

Здоровье сберегающие технологии по ритмике и хореографии

В этом конспекте рассказывается о сохранении здоровья детей от 4 до 7 лет методами ритмики и хореографии....

«Здоровье сберегающие технологии и профилактика утомляемости на уроках технологии»

Текст выступления на РМО по теме: «Здоровьесберегающие технологии и профилактика утомляемости на уроках технологии»...

здоровье сберегающие технологии на уроках технологии

Презентация к докладу "Здоровье сберегающие технологии на уроках технологии "...

Внедрение современных педагогических технологий на уроках географии. Здоровье сберегающие технологии.

  Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Это политика, в которой наше будущее. Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Ч...

Принципы здоровье сберегающих технологий на уроках технологии и других дисциплинах.

В статье описывается как проживать различные эмоциональные состояния, такие как гнев, страх, радость и горе, экологичным способом, а также несколько идей игровых практик на занятиях....