«Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках английского языка»
учебно-методический материал по английскому языку

Колесникова Елена Михайловна

Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках английского языка»                                                                                                                

Проектно-исследовательская деятельность — это технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога.

Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на уроках, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.

- Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты).

- Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия.

- Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход.

- Одним из методов реализации данного подхода является проектно-исследовательская деятельность.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Цель проектно - исследовательской деятельности учащихся в рамках новых ФГОС ООО: формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь:

- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например «Знакомство», «Генеалогическое древо», «Экскурсия по школе», «Дом моей мечты», «Мой друг», « Распорядок дня», «Письмо английскому другу», «Новогодняя открытка» и другие.  Ученики делают  творческие презентации о себе по пройденным темам, используя свои фотографии, картинки, ключевые слова, фразы. Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность английского языка как языка общения.

Одна из увлекательных форм работы – составление различных коллажей: например: «Я и мои родители», «Мы и наши питомцы», «Сохраним нашу природу». С удовольствием ребята выполняют и такие проекты, как ролево - игровые: это инсценировка сказок и песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.

В 7-8 классах продолжается работа над информационным типом проекта. Повышается уровень языковой компетенции, развивается аналитическое, ассоциативное и системное мышление. Усиливаются межпредметные связи, расширяется общий кругозор. Выбирая тему реферата или исследовательской работы, учащиеся руководствуются своими желаниями и интересами. В конце работы учащиеся представляют творческие отчеты. Формы могут быть различны: выпуск газеты, школьного журнала, буклета, защита реферата или презентация.

Изучая тему «Путешествие», учащиеся получают схемы автобусных маршрутов, фотографии достопримечательностей и, используя иностранный язык, обсуждают как лучше добраться до того или иного места, используя в диалогах лексику по данной теме.

Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки, работать с разными источниками информации. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать или быстро находить информацию в интернете.

Проект, который делают  ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.

Подготовка проекта включает разные уровни деятельности. Возможно, учащимся потребуется задавать вопросы своим товарищам или искать информацию в справочнике. Это может вызвать «рабочий» шум. Однако считаю, что это не является препятствием, такая активность способствует работе. Совместная работа над подготовкой проекта – это прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его важному жизненному навыку: умению работать в команде.

На уроках  при работе над проектами я часто использую работу в паре или в группах (от 3 до 5 человек) в зависимости от темы. Это способствует развитию учебно-социальных навыков, которые крайне важны в современной жизни.  При работе в команде учащиеся учатся определять объем информации и последовательность работы с ней, распределять сферы ответственности, объединять результаты исследований  и делать общие выводы.

На старшем этапе обучения учащиеся более осознанно, более творчески подходят к созданию проекта. Сегодня средства массовой информации, в том числе интернет дают неограниченный доступ к информации и получению новых знаний. Принимая во внимание то, что около 80% этой информации публикуется именно на английском,  обучающимся предлагается найти нужный материал, в том числе и на английских сайтах, чтобы затем отобрать нужное и переработать для своих целей. А это, в свою очередь, вызывает необходимость чтения англоязычных текстов.

На этапе защиты проекта учащиеся должны представить свой проект, ответить на возникшие у слушателей вопросы. Ученики учатся вести дискуссию, защищать работу, представлять ее сильные стороны, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. При оценке готового проекта я обращаю внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передаёт знания, а обеспечивает деятельность школьника, а именно:

 Консультирует (Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель — это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то».)

 Мотивирует (Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)

 Провоцирует (Учитель не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации.)

 Наблюдает (Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся, с другой).

Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.

Координирует внутригрупповую работу обучающихся.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Иными словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

При добросовестной самостоятельной работе школьников на уроках удается значительно увеличить объем изучаемого материала. Отношение школьников к выполнению домашних заданий (помимо проектных) существенно меняется. Дети уже не боятся совершать ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательства и решения задач. Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя.

Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.

Учащиеся приобретают следующие ключевые компетентности: 

- готовность к разрешению проблем, 
- технологическая компетентность, 
- готовность к  самообразованию, 
- готовность к использованию информационных ресурсов, 
- готовность к социальному взаимодействию, 
- коммуникативная компетентность.

В результате выполнения учащимися проектов:

1. Формируются и отрабатываются: навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации; умение представить информацию в доступном, эстетичном виде; умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи; навыки публичного выступления (ораторское искусство); умение работать в группе, в команде; умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.

2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер,  фотоаппарат, видеокамера и т.д.)

4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.

5. Учащийся имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

Я работаю по УМК В. П. Кузовлева «English». Данный УМК  содержат информативный и познавательный материал, который ориентирован на развитие личностной активности обучающихся, вовлечение их в творческую деятельность. Идеи стандарта нового поколения реализуются в УМК В.П.Кузовлева «English»:

- через развитие умений учебной деятельности (проектные работы, баланс индивидуальной и групповой работы на уроке, анализ информации и др.);

- через развитие умений работать в коллективе и организовывать свою работу на всех этапах обучения (от мини-проектов в начальной школе до исследовательских работ в старшей)

В конце каждого раздела, изученной темы, у нас предусмотрен проект. И когда мы начинаем изучение новой темы я знакомлю детей с проектами, над которыми мы будем работать. Работаем над проектом мы не один урок и не один день.

На первом уроке я объясняю цель проекта,  определяем тему и задачи проекта, учащиеся делятся на группы, обсуждают в группах  тему, дается план работы.

 Дальше работа проходит в группах, обсуждаются источники, подбирается информация, консультация учителя, разбираем положения об оформлении и защите работы.

На  следующем уроке  учащиеся представляют свои проекты-исследования. Обязательно вместе с детьми определяем критерии оценки, после каждого выступления ребята высказываются по работе группы. 

Работа над проектом очень нравится детям, оценка проекта зависит теперь не только от учителя, но и от них самих, у них формируется адекватная самооценка и самокритичность.

В прошлом году с 5-классниками мы работали над проектами  « Наша помощь окружающим» и « Мой семейный альбом». Каждый ребенок заранее приготовил наглядные пособия, рисунки, некоторые  принесли фотографии. Конечно, из-за того, что они изучают язык не очень долго, истории было не очень большими, но думаю, что это неплохое начало проектной деятельности.

В 6 классе мы работали  над проектами «Люди, которые мне нравятся», «Доска почета»,«Любимое время года», «Дом моей мечты».

В 8 классе при изучении темы “Путешествие” ребята составляли туристические проекты-приглашения для иностранных туристов. Они писали о достопримечательностях нашей страны, в какой сезон  лучше приехать в Россию и какой лучше выбрать транспорт.

В 9 классе проходила защита проекта по теме «Будущая профессия».

Кроме проектных заданий, которые предлагаются в учебнике, ребята очень часто сами предлагают темы проектов, которые они хотели бы выполнить. Даже очень слабые ученики никогда не отказываются от выполнения проекта, ведь они выполняют его на посильном им уровне и объёме.

Так, работая по теме:«What is best about your country?» в 7 классе группа обучающихся предложила сделать проект о нашем селе. Ребята с большим удовольствием собирали материал, делали презентацию. В группе работали дети, которые имеют не высокие оценки по английскому языку. Но они работали с большим энтузиазмом. И хотя их высказывания были не очень большими и не всегда правильными с грамматической и фонетической стороны, одноклассники слушали их с интересом. После защиты ребята предложили продолжить работу над этим проектом, дополнить его. И другие группы высказали свои предложения и пожелания. Нами было принято решение продолжить работу над проектом в 8 классе в рамках изучения тем «My country at the glance» и «Do you like traveling?»

Как видим, данная педагогическая технология требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, информационных источников, консультаций и пр.), не всегда предсказуем ожидаемый результат и обнаружив объективные причины затруднений следует подумать о том, как избежать их в будущем, при удачной реализации целенаправленно поработать на успешный конечный результат.

Результат мы можем увидеть и на “малоуспешных” учащихся. Пусть защита и не блестящая, но для ребёнка индивидуальное продвижение к успеху, который, я считаю, надо поддерживать.

С каждым проектом, над которым мы работаем, я больше узнаю о  своих учениках и открываю в них новые способности и возможности.

Но наряду с положительными сторонами исследовательской деятельности нельзя не назвать и некоторые её недостатки.

- увеличение умственной нагрузки;

-требование более сложной системы оценивания;

- увеличение объёма работы учителя;

-существование риска неудачного выполнения работы;

-повышение эмоциональной нагрузки;

Но, как показывает мой опыт, все эти проблемы преодолимы.

   Суммируя вышесказанное, я  могу сделать вывод, что проектно-исследовательская деятельность обучения действительно является  эффективной, дающей возможность использовать именно те подходы к  обучению и воспитанию, которые помогают ребенку раскрыть свой творческий потенциал, самореализоваться, получить новые навыки.

Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению английского языка и способствует развитию внутренней мотивации ученика. Я считаю, что позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизации речемыслительной деятельности обучающихся на уроках английского языка

Активизация речемыслительной деятельности обучающихся способствует повышению эффективност и качеству обучения иностранному языку....

Инновационные формы и методы организации деятельности обучающихся на уроках английского языка.

Учебное заведение не может дать человеку запас знаний на всю жизнь, но оно в состоянии дать обучающемуся базовые ориентиры основных знаний. Модернизация содержания образования в России на современном ...

Эффективные методы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка

В настоящее время в педагогической науке повышен интерес учителей к использованию игр в учебной деятельности обучающихся. Отход от традиционных форм и методов обучения подразумевает активизацию познав...

Методическая разработка на тему: «Формы, методы и приемы организации парной и групповой деятельности обучающихся на уроке английского языка в 5-6 классах"»

В данной методической разработке представлены и описаны 10 разных форм, методов и приемов организации парной и групповой деятельности обучающихся на уроках английского языка в 5-6 классах....

Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода

quot;Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода" ...