Использование инновационных технологий как средство формирования компетенций у студентов при обучении иностранному языку
статья по английскому языку

Бабкина Светлана Ивановна

В настоящее время перед профессиональным образованием стоят сложные задачи - не только подготовка грамотного специалиста, но и формирование профессионально компетентного выпускника, способного к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.

Использование инновационных технологий в процессе формирования ключевых компетенций будущих специалистов выполняют важные функции в жизнедеятельности каждого человека такие, как формирование у человека способности обучаться и самообучаться; обеспечение выпускникам, будущим специалистам, большей гибкости во взаимоотношениях с работодателями; закрепление репрезентативности, а, следовательно, нарастающей успешности (устойчивости) в конкурентной среде обитания. Итак, компетенция — это готовность (способность) обучающегося использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий. Поэтому преподавателю необходимо уметь так построить ход занятия, чтобы была высокая результативность, которая включает (сформированность профессиональных компетенций; наличие продукта, отчета о процессе деятельности; результат достигнут отдельными студентами или всеми студентами).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл babkina.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий как средство формирования компетенций у студентов при обучении иностранному языку

Бабкина Светлана Ивановна,

преподаватель иностранных языков

ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

Воронежская обл., г. Острогожск

Чтобы компетентно работать, группе способных людей нужны всего-навсего общие ориентиры и чётко определённые цели. Для неспособных работников должны быть введены правила, ограничивающие их действия.

Лоуренс Питер

В настоящее время перед профессиональным образованием стоят сложные задачи - не только подготовка грамотного специалиста, но и формирование профессионально компетентного выпускника, способного к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.

Использование инновационных технологий в процессе формирования ключевых компетенций будущих специалистов выполняют важные функции в жизнедеятельности каждого человека такие, как формирование у человека способности обучаться и самообучаться; обеспечение выпускникам, будущим специалистам, большей гибкости во взаимоотношениях с работодателями; закрепление репрезентативности, а, следовательно, нарастающей успешности (устойчивости) в конкурентной среде обитания. Итак, компетенция — это готовность (способность) обучающегося использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий. Поэтому преподавателю необходимо уметь так построить ход занятия, чтобы была высокая результативность, которая включает (сформированность профессиональных компетенций; наличие продукта, отчета о процессе деятельности; результат достигнут отдельными студентами или всеми студентами).

В связи с требованиями, предъявляемыми государством к учебным заведениям, задача нашего техникума – подготовка специалиста, обладающего запасом необходимых теоретических знаний, хорошо сформированных профессиональных навыков, способного квалифицированно решать производственные задачи. Высокий уровень сформированной профессиональных навыков свидетельствует о способности специалиста реализовывать их в конкретной практической деятельности (компетенции). Быть компетентным значит уметь использовать в любой ситуации полученные знания и умения. Одной из форм проявления конкурентоспособности специалиста является его компетентность. В целом компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере. Следовательно, формирование профессиональной компетентности — управляемый процесс становления профессионализма, т. е. другими словами это образование и самообразование специалиста.

В современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Обеспечить качественно новую профессиональную подготовку выпускников способных использовать инновационные технологии. Результативность профессионального обучения зависит от того, какую позицию (активную или пассивную) в процессе овладения специальностью, профессией занимает студент, так как знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения при применении их на практике, при решении конкретных производственных задач. Овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками требует организации деятельности, формы обучения студентов. Образовательные технологии должны быть ориентированы на формирование профессиональных и общих компетенций обучаемых. В связи с этим возрастает роль и значение использования в учебном процессе информационных компьютерных технологий при изучении предметов и специальных дисциплин.

Как было отмечено выше, традиционное преподавание не отвечает современным требованиям в образовании, поэтому я стараюсь использовать инновационные педагогические технологии при обучении иностранному языку. Используя их, я содействую развитию личности с активной гражданской позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, это наука о способах воздействия преподавателя на обучающихся в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическое мастерство преподавателя заключается в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Педагогической задачей является ориентация на конкретную профессию, т.к. начало карьеры формируется с личности. Интерес обучающегося совпадает с началом осознания значимости его будущей профессии.

Для практического воплощения этой идеи, я использую следующие инновационные технологии при обучении иностранному языку:

– проблемное обучение;

– проектные и исследовательские методы в обучении;

– кейс-технологии;

- игровые технологии;

- деловая игра и др.

Основное требование, предъявляемое к современному занятию - перенесение «центра тяжести» с информационного обучения на активизацию познавательной деятельности и самостоятельной учебной работы, использование игровых технологий. Именно на занятиях с применением активных форм обучения развиваются способности обучающихся, инициатива и самостоятельность.

Игровые технологии дают возможность использовать коллективные формы взаимодействия обучающихся, выявить межпредметные связи и интегрировать их в общие знания, повысить интерес обучающихся к профессии. Технология активного обучения помогает достичь более прочного усвоения обучающимися знаний, умений и навыков. Основная цель игры – развитие творческих умений и навыков, формирование творческого потенциала и профессионально – ориентированного мышления. В известной цитате Конфуций говорил: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы, применяемые на занятии, позволяют расти как студентам, так и преподавателю.

Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Например, на занятиях часто использую различные игры - «Вставь пропущенное слово», «Логический диктант», заполнение оценочных листов (самоконтроль, взаимоконтроль) и т.д. Современная жизнь требует от человека умения делать свой собственный выбор – начиная от выбора товаров и услуг, заканчивая выбором друзей и жизненного пути. Использование на занятиях таких игр, как «Цепочка слов», «Найди ошибку» и др. предполагает развитие у обучающихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи, умение осуществлять систематический подбор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный. Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у обучающихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как «маячок» для исправления ситуации - ведь это всего лишь один из вариантов, который оказался неудачным, следовательно, надо искать другой вариант. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не падать духом, а искать и находить выход из сложившейся ситуации.

Деловая игра - этот метод обучения, который дает обучающимся возможность применить полученные знания в условиях приближенных к реальным условиям, способствует развитию творчески активной, профессионально и социально компетентной личности и будущего специалиста в целом. Ролевые игры позволяют обучающимся «примерить» новое для них поведение в безопасном окружении. Ролевые игры применяются при исследовании проблем и ситуаций, которые возникают в реальной жизни. Игра развивает адаптивные возможности будущих специалистов к реальным условиям. Игра помогает обучающимся осознать себя в новой роли, параллельно игра заставляет обучающихся считаться с товарищами, сопереживать, сочувствовать, т.е. способствует воспитанию личности.

Проектная технология – это метод обучения, который может быть использован в изучении любой темы, он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую и на реальный конечный результат – продукт, изделие. Цель проекта – реалистичность достижения результата, раскрыть индивидуальные возможности обучающихся в освоении новых и применении полученных знаний.

Здоровьесберегающие технологии направлены на обеспечение психического здоровья обучающихся, достигаются через учёт особенностей группы, создание благоприятной атмосферы на занятиях, использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, приводят к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятии такой атмосферы, в которой они чувствуют себя "как дома". Каждый обучающийся должен чувствовать поддержку преподавателя. Ситуация успеха, которая создается при введении нового знания для каждого обучающегося формирует у него веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед, это чрезвычайно важно для формирования личностно-значимых мотивов обучения.

Использование ИКТ на занятиях рассматриваю не как цель, а как способ постижения мира; как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования преподавателя и обучающихся; как возможность личностно-ориентированного подхода для педагога; как способ расширения зоны индивидуальной активности студента. Использование новых технологий в учебном процессе приводит к развитию новых педагогических методов и приемов; изменению стиля работы преподавателя, кроме того, позволяет повысить мотивацию обучения, способствует укреплению межпредметных связей. В новом информационном обществе преподаватель уже не может быть единственным источником знаний об окружающем мире, что неминуемо ведет к изменению форм учебной работы. Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения уступает свои позиции, на первый план выходит индивидуальная, самостоятельная, групповая деятельность обучающихся. Поэтому так важно научить обучающихся различным способам работы и, безусловно, усилить роль поисково-исследовательской работы. Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа - уроки. Мною разработаны компьютерные презентации к занятиям и внеурочным мероприятиям. Использование на занятиях слайдов позволяет производить быструю смену дидактического материала, активизировать процесс обучения, улучшается восприятие материала, обучающимся работать гораздо интереснее, чем с печатным материалом. Появление перед глазами обучающихся нужного в данный момент материала сразу же мобилизует их на восприятие, вызывает интерес, настраивает на рабочий лад, яркие моменты улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным. Использование на занятиях ИКТ дает возможность сохранять, многократно использовать и варьировать разработанный материал, что является большим подспорьем в работе преподавателя. Однако, педагогу, использующему ИКТ на занятиях, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Информационные технологии призваны разгрузить педагога и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и творческой работе.

Проблемное обучение превращает изучение в сознательный, активный, творческий процесс. Для того чтобы предупредить ошибки в работе после объяснения нового материала, практикую применение на занятиях карточек самоконтроля «Проверь себя».

Интерактивное обучение (обучение в группах) – примерами работы в мини- группах (2-3 человека) может быть – взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения. При использовании обучения в группах или метода кейсов, деятельность педагога меняется коренным образом. Его главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» обучающимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Использование различных инновационных технологий дает весомые дидактические преимущества по сравнению с традиционной формой обучения.

Итак, те технологии и методы, которыми пользуется педагог в своей работе, помогают обучать, воспитывать и развивать студентов в соответствии с требованиями, которые предъявляет общество, современный мир к молодому поколению. Студенты учатся критически мыслить, не боятся высказывать и защищать свою точку зрения, у них формируются умения ориентироваться в политических, нравственных, правовых проблемах, которые встают перед обществом, перед личностью в обществе.

Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, удалось, решить следующее взаимообусловленные проблемы:

1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности студентов с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

2. Изменить характер взаимодействия субъектов системы образования: преподаватель и студентов – партнеры, единомышленники, равноправные члены «одной команды».

3. Повысить мотивацию студентов к учебной деятельности. Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности студентов, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности студентов.

4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.

Представление информации в образовательном процессе обеспечивается следующими технологиями – электронные учебники, фильмы-слайды, электронные программно-методические комплексы, электронные справочники, презентации. Наглядность информации достигается за счет использования мультимедийных технологий. Наибольшей отдачи от использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе можно добиться только при системном подходе. Такой подход предполагает использование образовательного веб-ресурса в рамках учебного процесса. Следует отметить, что применение ИКТ целесообразно с применением с другими обучающими технологиями, не отрицая, а взаимно дополняя друг друга.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии помогают облегчить труд преподавателя, сэкономить время, вывести процесс преподавания на новый качественный уровень, соответствующий современным требованиям, а также сделать студенческую жизнь студентов разнообразной, а обучение – более привлекательным и продуктивным.

Литература

1. Афанасьева О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www.pedsovet.org.

2. Ларина Г.А. Роль ИКТ в деятельности современного учителя. [Электронный ресурс]. https://nsportal.ru

3. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования. – Учеб. Пособие для учеников высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: издательский центр “Академия”, 2001. – 256 с.

4. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе/ С.П. Новиков//Педагогика. –2003. - №9. с. 25–28.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Е.С. Полат. – М: Издательский центр “Академия”. – 1999. – с.224.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г.К. Селевко, – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология как средство формирования языковых компетентностей воспитанников в обучении иностранному языку

Материал содержит описание педагогического проекта по использованию проектной технологии в обучении иностранному языку в условиях компетентностного подхода...

Мастер-класс по теме: "Использование инновационных технологий как средство формирования ключевых компетенций у учащихся"

Задачи моей педагогической деятельности на современном этапе - обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по истории и обществознанию через развитие позна...

Новые информационно-коммуникационные технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку.

“Великая цель образования - это не знания, а действия” Герберт Спенсер Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Данный подход...

«Применение коллективных способов обучения как средство формирования навыков устной речи на уроках иностранного языка»

В статье приводится пример применения технологии КСО, а именно работа в парах сменного состава с карточками на уроках английского языка в начальной школе....

Формирование коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку.

Данный материал поможет вам  сделать урок английского языка  интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, мыслительную творческую активность учащихся....

Статья "Использование инновационных технологий в развитии коммуникативных компетенций обучающихся, направленных на качество обучения и воспитания".

Статья "Использование инновационных технологий в развитии коммуникативных компетенций обучающихся, направленных на качество обучения и воспитания"....