Применение технологий интерактивного обучения в образовательном процессе
статья по английскому языку

Бабкина Светлана Ивановна

В педагогической науке уже давно установлено, что эффективность усвоения информации зависит от способов ее получения субъектом обучения. Системно-деятельностный подход, являясь основополагающим в образовательном процессе в свете требований ФГОС, предполагает активное участие студента в процессе познания: знания не даются ему в готовом виде, он добывает их под руководством преподавателя в самостоятельной деятельности. Из своего личного педагогического опыта могу сказать, что если педагог в своей работе использует только традиционные методы обучения, то, результативность обучения будет достигнута только 20% его обучающихся. Но если обучающийся сам получил знания, участвуя в реальной деятельности, то он усваивает их на 80-90%.В педагогической науке уже давно установлено, что эффективность усвоения информации зависит от способов ее получения субъектом обучения. Системно-деятельностный подход, являясь основополагающим в образовательном процессе в свете требований ФГОС, предполагает активное участие студента в процессе познания: знания не даются ему в готовом виде, он добывает их под руководством преподавателя в самостоятельной деятельности. Из своего личного педагогического опыта могу сказать, что если педагог в своей работе использует только традиционные методы обучения, то, результативность обучения будет достигнута только 20% его обучающихся. Но если обучающийся сам получил знания, участвуя в реальной деятельности, то он усваивает их на 80-90%.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл babkina.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологий интерактивного обучения в образовательном процессе

С.И. Бабкина

преподаватель ГБПОУ ВО

«Острогожский многопрофильный техникум»

г. Острогожск, Воронежская обл.

В педагогической науке уже давно установлено, что эффективность усвоения информации зависит от способов ее получения субъектом обучения. Системно-деятельностный подход, являясь основополагающим в образовательном процессе в свете требований ФГОС, предполагает активное участие студента в процессе познания: знания не даются ему в готовом виде, он добывает их под руководством преподавателя в самостоятельной деятельности. Из своего личного педагогического опыта могу сказать, что если педагог в своей работе использует только традиционные методы обучения, то, результативность обучения будет достигнута только 20% его обучающихся. Но если обучающийся сам получил знания, участвуя в реальной деятельности, то он усваивает их на 80-90%.

В законодательстве Российской Федерации закреплен, как один из основополагающих принцип гуманизации образовательного процесса. Это требует пересмотра всего содержания обучения, а именно признание творческой природы личности каждого обучающегося. Наличие в нем внутренней активности приводит к отказу от усвоения определенного объема соответствующих знаний как главной цели образовательного процесса. Главная цель – целостное развитие личности студента. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача преподавателя – обеспечить на занятии такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае студент сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности.

Повышенные требования, большие объемы информации, сжатые сроки обучения — все это реалии современной образовательной системы. И с каждым годом, по мнению российских педагогов, стандарты, утвержденные Министерством образования, повышаются. Все очевиднее прослеживается тот факт, что требуемые результаты сложно воплотить в учебную программу, применяя лишь традиционные методики обучения. Большим подспорьем для преподавателей и обучающихся становятся интерактивные методы обучения. Интерактивные технологии — это новый, наиболее прогрессивный метод организации образовательного процесса, позволяющий значительно улучшить качество преподносимого материала. ИТ является ведущим условием для функционирования высокопродуктивной модели обучения, способствующей значительному улучшению общей эффективности образовательного процесса.

В настоящее время детские сады, школы и другие образовательные учреждения оснащают свои аудитории и классы сенсорными столами, досками, комнатами, интерактивными игровыми комплексами и стойками. Групповая и индивидуальная работа во время интерактивного занятия позволяет каждому обучающемуся проявить себя и наилучшим образом усвоить материал.

Интерактивное обучение, являясь альтернативой традиционным формам, на мой взгляд, наиболее полно обеспечивает тот результат качественного образования, которого ждет от учебного заведения современное общество: раскрытие способностей каждого студента, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Применение технологии интерактивного обучения как средства реализации системно-деятельностного подхода приведет к активизации познавательной деятельности, эффективному усвоению новых знаний и способов их получения и в результате – к повышению качества образования.

Методологически теория интерактивного обучения тесно связана с теорией гуманно-личностного обучения, развивающего обучения, а также с теорией проблемного обучения. Научной основой интерактивного обучения можно считать теорию педагогической интеракции (от англ. interaction — взаимодействие). Интерактивное обучение – это обучение, видоизменяющее формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии. Для того чтобы достичь эффективности такого обучения, необходимо соблюдать следующие принципы:

  • принцип партнерства — обучение на основе взаимодействия и взаимообогащения новой информацией и новым опытом;
  • принцип деятельности — обучение через опыт, создание условий для исследования границ применения полученных знаний;
  • принцип ценностно-смыслового подхода — направленность на создание условий для обретения каждой личностью смысла своего образования, самообразования, смысла жизни, личностных смыслов;
  • принцип свободного выбора — право выбора ученику предоставляется во всём: и в выборе форм, и в возможности представить собственную точку зрения; 
  • принцип проблемности —участие субъектов обучения в решении новых для них познавательных и практических проблем;
  • принцип рефлективности — самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.

Часто преподаватели, использующие различные мультимедийные средства, считают, что они используют именно интерактивный подход к обучению. Но это вовсе не означает, что любое занятие с применением современных технических средств является интерактивным. Средства – это предметы, которые выполняют только вспомогательную роль.

Все мы знаем, что при интерактивном обучении все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают работу, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по решению проблем. Интерактивное обучение осуществляется в условиях постоянного равноправного общения всех обучающихся. При интерактивном обучении исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. В процессе поиска решения проблемы при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения и мнений обучающихся.

Важнейшая особенность интерактивного обучения заключается в том, что учебно-воспитательный процесс происходит в групповой совместной деятельности, где решаются следующие задачи:

  • решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.);
  • снижение уровня тревожности, страха неуспешности;
  • взаимообучение;
  • оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Одним из признаков интерактивного обучения является проявление одновременно физической активности (осуществление записей и т.д.), социальной активности (обмен мнениями, отстаивание своей точки зрения и т.д.) и познавательной активности (осознание себя как источника опыта, поиск решения проблем и т.д.).

Самой важной особенностью интерактивного занятия, в отличие от традиционного, является значимость заключительного этапа – рефлексии. Внимание смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Допущенные ошибки преподаватель использует как часть учебного процесса, тем самым совершенствуя мыслительный процесс обучающихся.

Необходимо отметить тот факт, что если преподаватель решил применять в своей практике технологию интерактивного обучения в системе, должен осознавать трудности, с которыми ему придется столкнуться. Во-первых, интерактивное обучение требует достаточно много времени на подготовку к занятиям. Во-вторых, интерактивность требует от педагога особых индивидуальных и личностных качеств таких как: искренность, толерантность, позитивное отношение к студенту. И в-третьих, результат такого обучения вы получите не сразу при условии если мы на первое место ставим цель формирование личности обучающегося, то соответственно выявление результата имеет отсроченный характер.

Кроме того, можно отметить универсальность большинства приемов технологии интерактивного обучения, возможность применения их при обучении разным дисциплинам. Интерактивное обучение можно использовать на разных этапах обучения. На своих занятиях я стараюсь использовать разные методы интерактивного обучения, в зависимости от типа урока, поставленных целей и задач, от планируемого результата. Исходя из этого методы и приемы можно разделить на следующие группы:

1. Дискуссионные методы и приемы. Результаты применения:

  • Осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу.
  • Формирование уважительного отношения к мнению и позиции оппонентов.
  • Развитие умений осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, формулировать вопросы, вести дискуссию.
  • Развитие умения выступать публично.

2. Игровые методы и приемы. Результаты применения:

  • Обеспечение условий для развития воображение и символической функции сознания, позволяющей переносить свойства одних вещей на другие.
  • Развитие умения ориентироваться в собственных чувствах и формирование навыков их культурного выражения.
  • Обеспечение возможности включаться в коллективную деятельность и общение.

3. Методы и приемы организации мыслительной деятельности. Результаты применения:

  • Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей.
  • Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей.
  • Развитие навыка самостоятельного поиска решения, привлечения информации из разных областей и источников.
  • Развитие способности рассматривать множество решений.

4. Методы организации творческой деятельности. Результаты применения:

  • Обеспечение условий для развития интеллектуально-творческих способностей.
  • Создание условий для формирования целостного восприятия мира в единстве чувственных и конкретных представлений.

5. Методы и приемы рефлексии. Результаты применения:

  • Обеспечение условий для развития универсальных рефлексивных умений.
  • Обеспечение педагогической поддержки каждого обучающегося.
  • Обеспечение стабилизации и гармонизации эмоционального мира студента, мобилизации волевого потенциала.

Таким образом, методы и приемы, которые можно использовать в интерактивном обучении, не являются составляющей только данной технологии. Современные педагогические технологии (развитие критического мышления, ТРИЗ, развивающее обучение и др.) предлагают методы и приемы, которые направлены на взаимодействие всех субъектов обучения. Более того, эффективность их применения достигается только при условии взаимодействия. А значит, можно сделать вывод, что эти приемы и методы соответствуют принципам интерактивного обучения.

Литература:

  1. Иванько А. Ф., Иванько М. А., Воронцова С. С. Новые образовательные технологии // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 364-368. — URL ttps://moluch.ru/archive/183/46993/.
  2. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие. / Кашлев В.В. – М.: ТЕТРАСИСТЕМС, 2011.
  3. Петров В.М. Базовый курс ТРИЗ. http://trizfido.narod.ru/00/petrov.htm.
  4. Степанюк И. В. Технология интерактивного обучения // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 577-578. — URL https://moluch.ru/archive/60/8710/.
  5. Трубинова Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 946-948. — URL https://moluch.ru/archive/103/23578/.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по теме: «Применение технологий интерактивного обучения на уроках физики»

Интерактивные технологии можно применять и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также использовать при опросе или обобщении....

Мастер-класс «Применение технологии интерактивного обучения на уроках физики»

Мастер-класс содержит теоретический материал для проведения и презентацию....

Применение технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Применение в работе интерактивных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, в  процессе этой деятельности у обучающихся развивается самостоятельность,  г...

применение технологии интерактивного обучения на уроках английского языка

В данной разработке даётся сущность понятия «интерактивное обучение», классификация методов и приёмов интерактивного обучения и их применения на уроках английского языка с конкретными примерами, опи...

Статья: Применение технологии интерактивного обучения, метода конкретных ситуаций как средство повышения познавательных способностей учащихся.

В данной статье описывается применение технологии интерактивного обучения, а также метод конкретных ситуаций как средство повышения познавательных способностей учащихся....

«Применение технологии интерактивного обучения на уроках физики»

laquo;Применение технологии интерактивногообучения на уроках физики»Елисеева Лариса ИвановнаМКОУ «Открытая школа»учитель математики и физикиЗадачи:- Создание предпосылок для пр...