Доклад. "Использование социокультурного материала в содержании обучения английскому языку как средства формирования коммуникативной компетенции у учащихся средней школы".
опыты и эксперименты по английскому языку

Сунагатова Елена Владимировна

Центральными проблемами модернизации обучения  иностранному языку  в школе являются вопросы определения целей, а также содержания обучения, адекватного им, при разработке которых наиболее эффективными представляются идеи об обучении не просто языку, а иноязычной культуре в широком смысле этого слова, т.е. развивать коммуникативную компетенцию. Социокультурная компетенция подразумевает знание учащимися национально-культурный особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культур.

 Социальная компетенция проявляется в желании и умении вступать в коммуникацию с другими людьми,  в способности ориентироваться в ситуации общения и строить высказывание в соответствии с коммуникативным намерением говорящего и ситуацией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется доклад по теме                  "Использование социокультурного материала в содержании обучения английскому языку как средства  формирования коммуникативной компетенции у учащихся средней школы".

        Центральными проблемами модернизации обучения  иностранному языку  в школе являются вопросы определения целей, а также содержания обучения, адекватного им, при разработке которых наиболее эффективными представляются идеи об обучении не просто языку, а иноязычной культуре в широком смысле этого слова, т.е. развивать коммуникативную компетенцию.

 Коммуникативная компетенция – способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В ее основе лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах.
В состав коммуникативной компетенции входят следующие виды компетенций:

Лингвистическая (языковая) компетенция – это владение знанием о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи и способность с помощью этой системы понимать чужие мысли и выражать собственные суждения в устной и письменной форме.

Речевая компетенция означает знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка, а также способность пользоваться языком в речи. Этот вид компетенции некоторые исследователи называют также социолингвистической, стремясь этим подчеркнуть присущее обладателю такой компетенции умение выбрать нужные лингвистическую форму и способ выражения в зависимости от условий речевого акта: ситуации, коммуникативных целей и намерения говорящего.

Социокультурная компетенция подразумевает знание учащимися национально-культурный особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культур.

 Социальная компетенция проявляется в желании и умении вступать в коммуникацию с другими людьми,  в способности ориентироваться в ситуации общения и строить высказывание в соответствии с коммуникативным намерением говорящего и ситуацией.
пользоваться этими знаниями в процессе общения.

Стратегическая (компенсаторная)компетенция – это компетенция, с помощью которой учащийся может восполнить пробелы в знании языка, а также речевом и социальном опыте общения в иноязычной среде. Владение ею дает возможность:

  1. при чтении:
  1. догадаться о значении незнакомых слов, опираясь на контекст, тему, ситуацию;
  2. при обращении к словарю выбрать правильное значение искомого слова;
  3. догадаться о значении слова по знакомым элементам его структуры (корню, суффиксу и др.);
  1. при слушании:
  1. догадаться о значении слова, фразы, опираясь на контекст;
  2. при межличностном контакте обратиться к партнеру за помощью (например, попросить повторить сказанное);
  1. при говорении:
  1. упростить фразу, опираясь на известные слова, образцы речи и структуры ее построения;
  2. внести в свою речь поправки, используя выражения типа «Простите, я скажу это по-другому» и др.

Дискурсивная компетенция означает способность учащегося использовать определенные стратегии для конструирования и интерпретации теста. ДК – это знание особенностей, присущих различным типам дискурсов, а также способность порождать дискурсы в процессе общения. Наиболее употребительные типы дискурсов в учебно-профессиональной сфере общения – доклад, сообщение, обсуждение, расспрос и др.

Предметная компетенция – это способность ориентироваться в содержательном плане общения в определенной сфере человеческой деятельности.
Для будущего преподавателя языка исключительно важное значение имеет также профессиональная компетенция, приобретаемая в ходе обучения. Она обеспечивает способность к успешной профессиональной деятельности и включает:

  • знания из области дидактики, методики, психологии, лингвистики и других наук, значимых для профессиональной деятельности педагога;
  • умение организовывать учебную деятельность учащихся и управлять такой деятельностью;
  • умение владеть коммуникативной компетенцией, максимально близкой к уровню носителей языка;
  • личностные качества, обеспечивающие эффективность педагогического труда (терпимость, требовательность).

Сегодня я расскажу вам о социокультурной компетенции.

Сафонова В.В. интерпретирует понятие «социокультурная компетенция» как «обучение нормам общения в условиях межкультурной, а не монокультурной коммуникации, для которой характерно взаимодействие цивилизованного, национального и социально стратификационного компонентов».

   Социокультурная компетенция является комплексным явлением и включает в себя набор следующих компонентов:

   - лингвострановедческий компонент (лексические единицы с национально-культурной семантикой и умение их применять в ситуациях межкультурного общения);

-   социолингвистический компонент (языковые особенности социальных слоев, представителей разных поколений, полов, общественных групп, диалектов);

-   социально-психологический компонент (владение социо- и культурнообу-словленными сценариями, национально-специфическими моделями поведе- ния с использованием коммуникативной техники, принятой в данной культуре);

- культурологический компонент (социокультурный, историко-культурный, этнокультурный фон). Существует очень много средств развития социокультурной компетенции у изучающих иностранный язык вне языковой среды .

1. Презентаци.

2. Видеокурсы для знакомства с жизнью и культурой Англии.

3. Различные песни и видеоклипы (праздники).

4. Мультфильмы.

5. Книги.

6. Фонетические конкурсы.

7. Конкурсы КАРАОКЕ.

8. Английский театр.

9. Социальные практики.

10. Он-лайн уроки с иностранными преподавателями.

11. Уроки с иностранными преподавателями.

12. Международные образовательные поездки.

Обучающие программы нового поколения должны максимально использовать возможности гипермедиа и Интернет для развития социокультурной компетенции учащихся вне языковой среды.

 Таким образом,  социокультурный  материал выступает важным средством при формировании коммуникативной компетенции.