Аннотация к методической разработке "Проектирование образовательной среды, способствующей формированию готовности к устойчивой иноязычной коммуникативной компетенции
методическая разработка по английскому языку

Циреньщикова Наталия Ивановна

Вопрос формирования и совершенствования иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать иностранный язык для решения коммуникативных задач становится все более актуальным в современном обществе в процессе воспитания социально-активной и функционально-грамотной личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_inoyazychnoy_kompetentsii.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема методической разработки

Проектирование образовательной среды,

способствующей формированию готовности к устойчивой иноязычной коммуникативной компетенции

Общаясь, люди создают друг друга.

Д.С.Лихачев

Актуальность

Вопрос формирования и совершенствования иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать иностранный язык для решения коммуникативных задач становится все более актуальным в современном обществе в процессе воспитания социально-активной и функционально-грамотной личности.

Проблемой является тот факт, что даже те ученики, которые хорошо успевают по предмету «Иностранный язык», не всегда готовы использовать свои знания в реальных жизненных ситуациях.

Таким образом, возникает необходимость проектирования образовательной среды, в которой возможно активное использование иностранного языка; формирование готовности к иноязычной коммуникации.

Решить проблему можно с помощью такой формы организации образовательной деятельности как выездное «погружение» в искусственно созданную иноязычную среду; последующее обеспечение возможности иноязычных коммуникаций в естественной языковой среде.

Основной замысел

Цель: формирование лингвистической и психологической готовности к устойчивой иноязычной коммуникативной компетенции; создание условий раскрытия индивидуальных способностей каждого ребенка.

Задачи:

  • проектирование структуры и содержания образовательного пространства выездного «погружения» в изучение иностранного языка, способствующего формированию готовности к иноязычной коммуникации;
  • выбор целесообразных методов, приемов, образовательных технологий;
  • разработка показателей результативности.

Основной замысел. 

Основной замысел заключается в том, что предусмотренные организационно-педагогические условия выездного «погружения» обеспечивают максимально возможное использование иностранного языка в учебной, внеурочной деятельности; в межличностном общении и в быту. Как следствие, формируется лингвистическая и психологическая готовность к практическому применению иностранного языка в естественной языковой среде.

1.1. Условием достижения поставленной цели является мотивация обучающихся к изучению и применению иностранного языка. Основополагающим фактором формирования мотивации является согласованность содержания и способов подачи материала с познавательными потребностями и интересами обучающихся, новизна информации, создание ситуации успеха2. Кроме того, обучение методом «погружения» снимает такую форму давления, как отметка.

1.2.Следующим шагом является создание педагогически организованного пространства деятельности, обеспечивающего удовлетворение образовательных запросов обучающихся.  

Одним из принципов проектирования образовательного пространства, способствующего достижению цели является увеличение количества информации и возможностей коммуникации на иностранном языке. Речевая деятельность выступает не только как цель, но и как средство обучения1. Для детей это творческая деятельность; мероприятия, направленные на формирование социальной активности; изучение адаптированной и оригинальной литературы; проектно-исследовательская деятельность. (Приложение 1.1). Обучение реальному общению может стать началом работы над аутентичностью речи учащихся. Принцип “ты можешь выразить это по-английски” – один из основополагающих принципов коммуникации обучающихся.   

Деятельность обучающихся

Индивидуальная

Групповая

Подготовка экскур-соводов по школьному Музею и Санкт-Петербургу

Творческие пробы (певцы, писатели, поэты)

Индиви-

дуальная проектно-исследовательская деятель

ность

Совершен-ствование ораторского мастерства

Выпуск регулярного видео-

журнала

Издание газеты

Дебаты

Театрализа-

ция

Массовая

При моделировании, разработке мероприятий выездной смены («погружения») важно, чтобы каждый ребенок нашел то направление, которое имеет для него личностную значимость и интерес. Важно учитывать психологические, возрастные, личностные особенности обучающихся.

Продолжением «погружения» является возможность коммуникации в естественной языковой среде.

Санкционированные школьные обмены; совместная проектно-исследовательская деятельность с обучающимися школ-партнеров; социально-значимая деятельность на различных цифровых площадках; публикации; подкасты; общение в социальных сетях, сообществах школ-партнеров – вот неполный перечень используемых возможностей осуществить коммуникацию с носителями языка в педагогически организованном пространстве. (Приложение 1.1).

Содержательная новизна

Содержательной новизной предложенной методической разработки является организация образовательного пространства, позволяющего обеспечить комплекс взаимосвязанных условий формирования готовности к иноязычной коммуникации.

Предложенный опыт может использоваться в любом образовательном учреждении.

Полезными при решении указанной проблемы стали новые знания и опыт, полученные при освоении дополнительной профессиональной программы «Интерактивные технологии в преподавании иностранного языка» (СПб АППО); «Проектирование образовательных систем  организаций в контексте внедрения ФГОС» (СПб АППО); «Современные технологии в преподавании иностранных языков в условиях реализации ФГОС» (Центр дополнительного образования – «Альфа-Диалог»); стажировка по теме «Проектирование современного урока в условиях введения ФГОС ООО» (ГАОУДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» (Приложение 1.1).

Используемые технологии и методы

Среди используемых приемов и технологий: метод проектов, игровые технологии; технология решения ситуационных задач (кейс-технологии); творческие мастерские; моделирование; технология «Дебаты»; технологии коллективного взаимодействия; технологии личной эффективности; проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии.

Ожидаемые результаты и показатели результативности

Ожидаемые результаты:

  • создание образовательной среды, позволяющей осуществить практику применения иностранного языка;
  • формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся;
  • создание условий раскрытия индивидуальных способностей каждого ребенка.

Показатели результативности.

  • увеличение количества обучающихся, активно взаимодействующих с представителями школ-партнеров из других стран;
  • увеличение количества обучающихся, участвующих в различных конкурсах и проектах на иностранном языке;
  • увеличение количества публикаций обучающихся на иностранном языке;
  • положительные отзывы родителей о практике применения детьми иностранного языка во время семейных путешествий;
  • результаты анкетировании обучающихся, направленные на выявление психологической готовности к применению иностранного языка в естественной языковой среде.

Таким образом, выездное «погружение» направлено на овладение общением на изучаемом языке, опирающееся на не используемые в обычном обучении психологические резервы личности и деятельности учащихся и обычно осуществляемое в сжатые сроки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции

Владение иностранным языком являются одним из условий формирования личности учащихся в свете требований глобализации общества. Иностранный язык обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативн...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как и...

Обобщение опыта по теме: "Использование современных образовательных технологий на уроках английского языка - одно из средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся».

тема выбрана мною в связи с изменениями в программах в соответствии  ФГОС.  Новые образовательные технологии позволяют  практически каждому преподавателю добиваться  положительных ...

Выступление на тему "Цифровая образовательная среда на уроках иностранного языка и её роль в развитии иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся"

Выступление на районном мероприятии для учителей иностранного языка  «Методический поезд»  «Использование современной информационно-образовательной среды на уроках иностран...

«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников посредством использования приѐмов арт-технологий на уроках английского языка» (методическая разработка)

Данная работа представляет опыт работы по теме "Арт-педагогические технологии на уроках английского языка", которые используются  на основе различных арт-материалов на протяжении многих...