Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам в средней школе
статья

Дмитриева Анастасия Александровна

В данной статье рассматривается понятие интенсивной методики обучения иностранным языкам, ее истории возникновения, характеристики и рекомендании по использованию в классах средней общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo_1.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Демиховский лицей»

Тема выступления на ШМО:

«Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам в средней школе»

Составитель: Журкина А.А.

учитель английского языка

2019 год

Что же такое интенсивная методика обучения? Это - педагогический процесс, организованный как эффективное, ускоренное обучение, проводимое в сравнительно короткое время по отношению к традиционному обучению и дающее наибольшую производительность.

В разработку интенсивных методов обучения внесли свой вклад такие известные исследователи, как Г.А. Китайгородская и М.К. Апетян. Г.А. Китайгородская, доктор педагогических наук, возглавляет Центр интенсивных методов обучения. Ей принадлежит огромная заслуга в популяризации данных методов на территории Российской̆ Федерации, а также за её пределами. Не менее важный̆ вклад в методологию обучения привнесла М.К. Апетян, работы которой̆ основываются на опыте применения интенсивных методов обучения иностранному языку детей̆ младшего школьного возраста.

В чём же заключается интенсивная методика обучения иностранным языкам? Во-первых, согласно данной̆ методике сам процесс обучения должен быть в наибольшей̆ степени приближен к процессу реального общения, то есть темы и ситуации общения должны быть отобраны таким образом, чтобы они представляли интерес для учеников. Тем самым создаётся психологически комфортная атмосфера для общения на иностранном языке. Большую часть работы на уроке уделяется диалогам и полилогам, героями которых могут быть чудаки, донкихоты, сказочники, принцессы и принцы и т. д. Главное условие заключается в том, чтобы диалоги таких героев строились на юморе и иронии, в том числе самоиронии. Конечно, данные диалоги и полилоги могут затрагивать серьёзную проблематику, однако, проблемы должны быть актуальными для подрастающего поколения. В этом случае появятся такие герои, судьбы и мысли которых неоднозначны и требуют рефлексии. Такой̆ рефлексивный̆ опыт очень полезен для учеников, воплотившихся в данных героев. Только в этом случае можно будет говорить о мотивации к обсуждению данных проблем на иностранном языке, а также к изучению языка в принципе.

В качестве результата, ученики уже не будут испытывать психологические трудности или барьеры при общении на иностранном языке с иностранцами, так как в процессе обучения ученик «понял» изучаемый̆ язык, употребив ранее выученные фразы и конструкции в неподготовленных, импровизированных ситуациях. В этом случае, у обучающихся формируется некоторый̆ набор коммуникативных умений, а язык, согласно данному методу, выступает не как цель, а как средство общения, успешной̆ коммуникации.

Г.А. Китайгородская предлагает следующую организацию урока, построенного в соответствии с данной̆ методикой̆. Диалог или полилог является основным учебным текстом каждого урока – микроцикла, рассчитанного на 10–12 часов аудиторных занятий. Каждый̆ текст-полилог содержит не менее 150 новых лексических единиц, а также определённые грамматические явления, отобранные для данного урока. Домашнее задание выступает здесь формой̆ самоконтроля, показывающего степень усвоения данной̆ темы. Домашние задания также, как и в традиционной̆ методике, могут делиться на устные и письменные. Важным критерием здесь, однако, является наличие интереса у обучающихся к выполнению данного вида заданий. Задания на практику устной̆ речи построены на анализе языковых средств и нахождении подходящего для урока текста так, чтобы данные языковые средства могли решить какую-либо, но очень конкретную, языковую задачу. Например: «Составьте для учителя/старосты список класса, указав возраст, данные о городе/стране рождения, хобби каждого, а также то, кем бы хотели стать в будущем».

Во время выполнения письменных заданий также практикуются употребление языкового материала, грамматических правил и конструкций. Важным по-прежнему остаётся сама формулировка задания. Например: «Ответьте, пожалуйста, на вопросы о своих хобби и ежедневных занятиях. Это поможет учителю узнать вас лучше» (задание может предполагать практику употребления временных форм глагола, таких как Present Continuous or Present Simple) и т. д. Важно отметить, что в данном случае объём заданий на каждый̆ день должен не превышать 1–2 письменных заданий, 1–2 устных таким образом, чтобы самостоятельная работа учащегося не занимала более 40 минут.

Одной̆ из наиболее примечательных особенностей̆ данной̆ методики является ориентация на непроизвольное запоминание, которая происходит за счёт того, что учащиеся, по сути, даже не осознают, что они учатся, так как в классе создаётся иллюзия реальной̆ живой̆ коммуникации.

Г.А. Китайгородская предлагает и некоторые формы контроля:

1. Основной̆ контроль знаний в целом и усвоения данной̆ тематики в частности предлагается проводить в конце каждого урока;

2. Контроль знаний грамматики осуществляется по мере прохождения какого-либо грамматического материала;

3. Аудирование как отдельная форма контроля. В этом случае, ученикам предоставляется запись для прослушивания, а также следующие типы заданий: «Изложите, пожалуйста, краткое содержание текста на родном языке» или «Подумайте, как мог бы закончиться данный̆ диалог».

Какими навыками и умениями должен обладать преподаватель, который̆ строит уроки в соответствии с интенсивной̆ методикой̆?

В первую очередь, это умение чётко и доступно формулировать задания. Поскольку в некоторых случаях задания могут звучать «непривычно» для обучающихся, следует чётко объяснить, что именно требуется, при необходимости перейти на родной̆ язык для лучшего понимания. Далее, умение организовывать и поддерживать непринуждённое неформальное общение, как бы «удаляя» чёткие переходы от одного задания к другому таким образом, чтобы не нарушалась логика в оформлении структуры урока. Ну и последнее, немаловажное умение педагога заключается в способности повысить количество минут живой̆ коммуникации на уроке с помощью применения методов и форм коллективного сотрудничества.

В отличие от многих инновационных методик обучения иностранному языку, интенсивное обучение уже полностью сформировалось, но воспринимается педагогами как специфическая форма и система обучения, во многом отличная от традиционной̆ методики обучения иностранным языкам. Более того, в её рамках разработаны новые принципы выборки и организации языкового материала, среди которого ведущими являются следующие: деятельностный̆, личностно-ролевой, а также ситуативно-тематический. Но данная методика представляет собой̆ один из примеров качественного изменения традиционного подхода к обучению иностранным языкам, так как основная цель данной̆ методики – любыми доступными способами мотивировать учеников на выполнение конкретных устных и письменных заданий.

Использование интенсивной̆ методики обучения иностранным языкам достаточно интересный̆ и продуктивный̆ способ образования. Изучение языка в неформальной̆ и непринуждённой̆ обстановке, выполнение заданий, тематика и форма которых представляют живой̆ интерес для учащихся, способствует развитию интереса учащихся к изучению языка и культуры изучаемого языка. В конце концов, «на сегодняшний̆ день существует огромный̆ выбор методик обучения иностранному языку. Каждый̆ имеет как достоинства, так и недостатки. Главная задача преподавателя иностранного языка – суметь выбрать подходящий̆ метод для своего контингента обучающихся. Для выбора подходящего метода, преподаватель должен учитывать следующее: ученик должен чувствовать себя комфортно и свободно, быть мотивирован на изучение и использование иностранного языка; ученик должен выступать инициатором, быть активным участником учебного процесса; ученик должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей̆ степени зависит от него самого, от его интересов; преподавателю необходимо стимулировать речевые, когнитивные и творческие способности ученика; должны предусматриваться различные формы работы в классе (индивидуальная, групповая), стимулирующие активность, самостоятельность и творчество обучающихся»

Конечно, в практике более эффективно использовать целостную методику и учебники, которые были созданы на ее основе. Однако, в школе можно столкнуться с рядом проблем как:

  • Недостаточная сетка часов.
  • Большая подготовительная работа.
  • Несовпадение тематики с требованиями программы.
  • Интенсив требует высокого профессионализма учителя.
  • Не все преподаватели воспринимают методику и готовы работать по принципам интенсива.

Поэтому в условиях средней школы наиболее рациональным является использование элементов интенсивной методики в рамках любого курса обучения иностранному языку, т.к. эта методика в наибольшей степени способствует формированию коммуникативной компетенции, что и является задачей школы на современном этапе.

В связи с переходом на новые образовательные стандарты интенсивная технология может рассматриваться как

  • технология, позволяющая реализовать цели, изложенные в рамках стандарта;
  • как технология, дающая возможность превысить уровень обучения, заложенный в стандарте.

Интенсивный метод способен решить ряд учебных задач значительно успешнее, чем другие технологии. Подключение эмоциональных факторов к обучению иностранным языкам значительно активизирует процесс усвоения материала. Вся атмосфера занятий организуется таким образом, что освоению языка сопутствуют положительные эмоции. С одной стороны, это является важным стимулом для создания и поддержания интереса к предмету. С другой стороны, интеллектуальная деятельность учащихся, подкрепленная эмоциональной деятельностью, обеспечивает наиболее эффективное запоминание материала и овладение речевыми умениями.

Приемы интенсивного обучения иностранному языку на уроке

  • Единый контекст урока (сценарий). Речевая зарядка вводит в тему.
  • Введение материала крупными блоками.
  • Использование музыкального фона, интонационного диапазона (от шепота до громко выраженных эмоций), ритмизации фраз при введении материала.
  • Использование рифмовок, песен, что способствует созданию положительного эмоционального фона.
  • Речевые единицы отрабатываются в разных коммуникативных ситуациях (игровая организация материала).
  • Высокий уровень мотивации поддерживается за счет большого разнообразия упражнений, организации групповой работы, создания благоприятной атмосферы, заинтересованности учителя.
  • Реализация принципа цикличности в рамках одной темы.

Таким образом, при правильно организованном интенсивном обучении происходит активизация всех познавательных психических процессов, мотивационной и эмоциональной сфер, улучшаются межличностные отношения, учебный процесс проходит без стресса и тревоги, утомления и досады. Высокий познавательный уровень учебного содержания удовлетворяет и расширяет естественную потребность в получении новой информации. Происходит ускоренное развитие языковых способностей учащихся, что немаловажно для достижения цели — общения на иностранном языке, приносящего радость ученику и окружающим. Именно поэтому использование элементов интенсивной методики на уроках иностранного языка является одним из самых эффективных способов формирования языковой компетенции учащихся, а также условием развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы коммуникативных методов обучения иностранному языку в средней школе.

           В настоящее время, как в теории, так и в практике обучения иностранным языкам сложилось положение, вызывающее необходимость критического пересмотра суще...

Методические рекомендации на тему "Методика обучения иностранному языку в средней школе"

Работа содержит методические рекомендации для учителей по обучению иностранному языку в средней школе: цели, содержание обучения, специфику предмета, методы и принципы обучения, структуру деятельности...

Личностные результаты обучения иностранному языку в средней школе

выступление на тему : "Личностные результаты обучения иностранному языку в средней школе"...

Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе

Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе....

Создание психологического комфорта при обучении иностранным языкам в средней школе

Вся история развития человечества доказывает, что иностранный язык - это объективная потребность общества. Оно не может полноценно существовать, функционировать и развиваться без языка. И родной, и ин...

статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."

В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....

статья "КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ"

Ограничивать обучение языку и культуре познанием только культуры страны изучаемого языка представляется неправомерным. Равноправным компонентом в межкультурной коммуникации должна быть родная культура...