Активные методы работы на уроках иностранного языка в условиях внедрения ФГОС ООО.
учебно-методический материал по английскому языку

Трутнева Екатерина Юрьевна

Доклад про активные методы работы на уроках иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Трутнева Е. Ю.

Активные методы работы на уроках иностранного языка в условиях внедрения ФГОС ООО.

Каждому из нас в школьные годы нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами.

Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?!

В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Новые ФГОС и национальный проект образования указывают на то, что для достижения поставленных целей необходимо усовершенствовать формы организации образовательного процесса, внедрить новые технологии и методы обучения, повысить мотивацию школьников к обучению. Формирование универсальных учебных действий является основной задачей образования. В ходе обучения ученик должен не просто приобрести набор предметных знаний, но и уметь применять эти знания в реальной жизни, иметь сформированные навыки самообразования, набор ключевых компетенций, которые помогут во взрослой жизни. Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. В этом учителю помогают активные методы обучения.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. АМО способствуют формированию положительной учебной мотивации, развивают творческие способности учащихся, активно вовлекают учащихся в образовательный процесс, раскрывают личностно-индивидуальные возможности учащихся, развивают нестандартное мышление, повышают познавательную активность учащихся, позволяют с большей эффективностью усваивать большой объём материала, развивают коммуникативные качества личности, умение работать в команде, вести совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свою позицию и прислушиваться к чужому мнению, нести ответственность за себя и команду.

Тогда как, пассивный метод обучения - форма взаимодействия учителя и ученика, в которой учитель является основным действующим лицом, а ученики выступают в роли пассивных слушателей.

Признаки активного метода обучения: вынужденная активность обучения, самостоятельная выработка решения, высокая степень вовлечённости учащихся в учебный процесс, постоянная обработка связи учителя и учащихся, преимущественная направленность на развитие и приобретение умений и навыков.

АМО строятся на: практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, диалоге или полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, движении и рефлексии.

Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.

Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, можно многие из них использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Существуют различные формы организации активного обучения:

- различные формы лекций (проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций);

- различные техники организации групповой работы (упражнения, нацеливающие учащихся на обмен информацией по типу «мозаики», «мозговой штурм», составление семантической карты);

- различные методы (дискуссия – учебная дискуссия, направляемая дискуссия, свободная дискуссия; игровое моделирование – ролевые игры, «воображаемые ситуации»).

Принимая во внимание практическую цель обучения английскому языку – учить ему как средству общения, ведущим методическим принципом следует считать принцип коммуникативной направленности. Это означает, что обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию. Применение активных методов обучения обеспечивает переход от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему обучению, которое предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой. Это незамедлительно отражается на повышении качества знаний. На таких уроках английского языка учащимся не скучно, они не безразличны к учебе, на это нет времени – все заняты делом.

Для каждого этапа урока можно использовать активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Остановимся кратко на каждом этапе урока и соответствующих ему активных методах обучения. Большинство методов универсальны и могут использоваться не только на уроках иностранного языка, но и на занятиях по другим учебных дисциплинам.

  1. Этап введения в атмосферу иноязычного общения (начало урока, знакомство).
    Трудно переоценить значение этого этапа. С самого начала урока важно создать благоприятный эмоциональный настрой, в этом помогают следующие активные методы.

Метод «Поздоровайся локтями»: поздороваться как можно с большим числом членов группы, назвав по-английски свое имя и коснувшись друг друга локтями, что способствует созданию неформальной обстановки в начале урока и установлению контакта между учащимися.

Очень хорош метод «Комплименты», который позволяет не только выяснить настроение, психологическое состояние учащихся, но и улучшить его, создать ситуацию успеха. Учитель спрашивает детей, как они себя чувствуют, и просит их поднять карточку, цвет которой соответствует их настроению. Интерпретация цветов дана на слайде или на доске, например: orange – happy, glad (довольный, радостный) и т. д. После этого учитель говорит, что настроение в группе различное и предлагает улучшить его, сделав соседу по парте комплимент на английском языке.

Метод «Кто ты?» позволяет учащимся рассказать о себе, что одновременно может рассматриваться как речевая зарядка. Необходимо заранее собрать много разных мелких предметов (или картинок с изображением предметов) и положить их в коробку. Каждый учащийся должен выбрать три предмета и сказать, что его связывает с этими предметами. Например: один ученик взял игрушечную собачку, мяч и солнечные очки. Он может сказать о себе следующее: I like dogs. I like to play football. I like summer. Учащиеся по очереди выбирают предметы и рассказывают о себе. Это упражнение можно изменить, например, предложив учащимся рассказать о своём настроении на данный момент или о планах на будущее.

  1. Этап вхождения или погружения в тему (сообщение целей урока).
    Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения в тему урока. Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических способностей, служат развитию эмоциональной сферы.

Метод «Ассоциаций» позволяет задействовать образное мышление, память. Первый учащийся получает карточку от учителя и называет ассоциации, которые у него возникают с этим словом. Карточка передается по цепочке до тех пор, пока не вернется к учителю. У каждого ученика есть возможность в быстром темпе высказать свои мысли.

Метод «Угадай тему»: учащимся предлагаются фрагменты нескольких паззлов. Необходимо найти недостающие фрагменты у одноклассников, сформировать группы и собрать паззлы. Затем учащимся предлагается угадать тему урока на основании картинок, которые у них получились. Например, у одной группы получилось солнышко, у другой – туча, у третьей – дождь. Тема урока — «Погода».

Метод «Голоса» предлагает учащимся догадаться, чьи голоса звучат на записи, и определить тему урока.

Метод «Иллюстрация»: Учитель заранее скачивает фильм. После просмотра фильма и обсуждения участники формулируют тему урока и его цели.

  1. Этап формирования ожиданий и опасений учеников (планирование эффектов урока)

Целеполагание и учёт потребностей и ожиданий учащихся делают образовательный процесс понятным и желанным для детей. Цели образования становятся целями самих учащихся, приобретают значительный мотивационный потенциал, обеспечивая высокую познавательную активность и самостоятельность, инициативу в процессе изучения новой темы.

Метод «Фруктовый сад» — универсальный метод. Необходимо заранее подготовить два плаката с нарисованными яблоней и лимонным деревом. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Учитель предлагает детям попробовать определить, чего они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т. д. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель зачитывает результаты. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений.

Метод «Прогноз»: Учитель предлагает ученикам сделать свой прогноз на конец урока, предположить, как они будут себя чувствовать, что они будут знать или не знать, что они будут уметь или не уметь делать. Для этого учащиеся выбирают варианты, данные в таблице, или дополняют таблицу своими вариантами. Далее учитель опрашивает детей, которые желают поделиться своими ожиданиями и опасениями.

Метод «Дерево»: Необходимо заранее схематично нарисовать на доске дерево; приготовить желтые и зеленые листочки с двухсторонним скотчем на обратной стороне. Каждый ученик получает два листочка: зелёный и жёлтый. На зелёном дети пишут, чего они ждут от урока, а на жёлтом — чего опасаются. Готовые листочки учащиеся сохраняют у себя до конца занятия. В конце урока ребята приклеивают свои листочки на дерево: зелёные — со сбывшимися ожиданиями или жёлтые — со сбывшимися опасениями. Если на дереве окажется больше зелёных листьев, то цели урока достигнуты. Если дерево «пожелтеет», значит, в проведении урока были допущены ошибки.

  1. Этап презентации учебного материала.

Метод «Следопыты» направлен на то, чтобы научить ребят работать с различными источниками информации. Учитель вывешивает плакат или пишет на доске тему урока. Например, «Faces of London» («Достопримечательности Лондона»). Далее учащимся предлагается вспомнить основные объекты, которые связаны с этой темой: музеи и художественные галереи, исторические здания, королевские дворцы, соборы, парки и т. д. и записать их на доске. Далее переходим к проработке содержания темы.

  1. Этап проработки содержания темы.

Метод «Карусель» направлен на раскрытие содержания темы и закрепление полученных знаний. Для использования данного метода необходимо подготовить различные источники информации: вырезки из газет и журналов, материалы из интернета, аудиозаписи, видеофрагменты. Каждая группа собирает информацию об определённых достопримечательностях. Одна группа слушает аудиозапись, находит ответы, записывает на доске. Другая группа выделяет необходимую информацию из текста, третья — из видеофрагмента, четвертая ищет ответы в интернете. Все ответы записываются на доске, дополняя друг друга. Затем полученные результаты озвучиваются и подводятся итоги.

Метод «Хвастун» используется для тренировки грамматических навыков в устной речи. Необходимо подготовить карточки с названиями временных форм английского языка, возможен также вариант без вспомогательных средств. «Хвастун» вытягивает себе время, в котором он должен придумать предложение. Остальные должны опровергнуть его утверждение (составить отрицательное предложение) или выразить удивление (задать общий вопрос). Если «хвастун» ошибается, тот, кто его поправил, становится «хвастуном».

Метод «Светофор» используется для работы с грамматикой. Учащиеся поднимают красные и зелёные карточки, выбирая правильные грамматические формы.

Метод «Станьте любознательными» можно использовать для работы с текстами. После прочтения текста учащиеся по цепочке говорят: «Я прочитал…», «Я знал…», «Я узнал…».

  1. Этап релаксации. Динамическая пауза. Если вы чувствуете, что учащиеся устали, а впереди ещё много работы или сложная задача, сделайте паузу! Иногда достаточно 5–10 минут весёлой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, восстановить энергию.

Игра «Мим»: Учащиеся по очереди должны изобразить любое время года без слов. Другие должны угадать это время года.

Динамическая пауза «Отдохни с пользой». Учитель объясняет, например, для закрепления лексики по теме «Цвета», что если он назовёт зелёный предмет, учащиеся должны встать, если красный — сесть, желтый — хлопнуть в ладоши, голубой — подпрыгнуть и т. д.

  1. Этап подведения итогов. Рефлексия.

Для подведения итогов можно использовать метод «ХИМС», где учащиеся по цепочке отвечают: «Хорошо…», «Интересно…», «Мешало…», «Возьму с собой с данного мероприятия…».

Также эффективен метод «Ваш новый компьютер». Каждому участнику образовательного мероприятия выдаётся четыре стикера разных цветов. Учащиеся пишут, что нового они увидели, чему научились, что поняли и какие эмоции испытали. Затем все эти высказывания приклеиваются на символический компьютер на доске. На монитор — что нового увидел, на клавиатуру — чему научился, на системный блок — что понял, на мышку — что почувствовал.

Метод «Лесенка успеха».

Цель: подвести итог своей работы на уроке.

Материалы: картинка с лесенкой (можно на каждого ученика, можно одну на доску).

Проведение: Учитель предлагает ученикам отметить на лесенке успеха свое положение.

При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся.

Непременным условием обеспечения эффективности АМО является изменение существующей роли ученика в образовательном процессе. Субъект-объектные отношения, в которых учащемуся отводится подчиненная роль запоминающего устройства, не способны обеспечить успешное внедрение АМО, да и не нуждаются в них. И еще одно важное условие для достижения эффективности применения АМО. Само по себе знание и несистемное использование активных методов, скорее всего, не приведет к ожидаемым результатам. Помимо самих активных методов, в настоящее время в образовании используется технология модерации, обеспечивающая гармоничное встраивание АМО в учебно-воспитательный процесс и эффективное их использование на каждом этапе урока. Данная технология дает учителю возможность системно осуществлять образовательный процесс, органично вплетая активные методы в канву учебной программы.

Но следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки урока английского языка перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективного метода для изучения конкретной темы, а также есть возможность сочетать несколько методов для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению материала.

Чаще всего, применяя АМО на практике, преподаватель сталкивается со следующими проблемами: проведение мероприятий требует много времени, необходима интенсивная подготовка преподавателя; часто возникают проблемы, связанные с заторможенностью участников; большие издержки, ограниченное/слишком большое число участников.

Таким образом, активное обучение иностранному языку нацелено на доминирование активности учащихся в учебном процессе. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков, к которым относятся и коммуникативные УУД. Сегодня эти навыки – способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать – играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектировочные умения как составляющая инновационной культуры учителя иностранного языка в условиях внедрения ФГОС

Статья впервые опубликована в издании «Актуальные проблемы развития науки и образования:Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 5 мая 2014 г. ...

"Особенности урока иностранного языка в условиях внедрения ФГОС ООО."

Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколения...

Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка

Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....

Применение технологии активных методов обучения на уроках бурятского языка в условиях реализации ФГОС

Методическая статья о применении техногий активных методов обучения на уроках бурятского языка...

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Выступление на секции учителей аиностранных языков о методах, приёмах, технологиях, формах работы и видах уроков, применяемых учителями на современных уроках иностранного языка в условиях реализации Ф...

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС.

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС....