Личностно-ориентированный подход
учебно-методический материал по английскому языку

Маннова Елена Алексеевна

В работе представлен личностно-ориентированный подход к обучению и разработка урока по Spotlight 6

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orient.podkhod_v_obucheni_aya.docx218.88 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку                                                                                                                                     

Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Личностно-ориентированное обучение – обучение, которое строится на принципе субъектности, то есть «признание учащегося главной действующей фигурой всего образовательного процесса». Всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на уроке такой образовательной среды, в которой происходит социализация и развитие личности ребёнка, среды, создающей условия для творчества и самоактуализации личности. Каждый ученик, таким образом, воспринимается как уникальная целостная личность, которая должна развиваться в соответствии с природными способностями.

Принципы личностно-ориентированного обучения

Главными положениями данного подхода являются направленность на развитие личности учащихся как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Поэтому основными принципами личностно-ориентированного подхода (обучения) можно считать следующие:

  1. Личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.
  2. Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, возможность реализовывать себя в учебной деятельности, поведении и т.д.
  3. Содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить изобретательность к предметному материалу, его виду и форме.
  4. Оценочная сторона личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определённого интеллекта (его свойства, качества, характер проявления).
  5. Личностно-ориентированное обучение является средством интеллектуального и нравственного развития личности – основной цели базового школьного образования.

Можно выделить основные критерии эффективности урока с использованием личностно-ориентированной технологии. К ним относятся:

· Наличие вариативной составляющей учебного плана урока в зависимости от индивидуальных особенностей, готовности класса и т.п.

· Использование проблемных творческих заданий.

· Применение заданий, позволяющих учащемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

· Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в ходе урока.

· Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.

· Обсуждение е учащимися в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

· Стимулирование учащихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий.

· Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа учащегося, но и анализ того, как учащийся рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся.

· Отметка, выставляемая учащемуся в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

· Вариативность домашнего задания, объяснение не только темы и объема задания, но и рациональной организации учебной работы при выполнении домашнего задания.

Достоинства личностно-ориентированного обучения:

· Уважение к личности учащегося, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости (субъектности).

· Обучение направлено на развитие личности учащегося.

· Оригинальное построение содержание и методов обучения.

· Поиск новых форм и средств обучения.

Нерешенные проблемы личностно-ориентированного обучения:

· Требуются дополнительные исследования построения идеальной модели личности учащегося.

· Необходима системная психолого-педагогическая характеристика личностных качеств учащегося, которая бы естественно вписывалась в логику учебно-воспитательной деятельности учителя.

· Нужна более глубокая проработка идеи проектирования «и индивидуальной траектории развития личности ученика в обучении».

· Учителю необходимо систематически накапливать дифференцированные задачи и задания, дополнительное и вариативное содержание учебного материала, что требует серьезной работы по научной критериальной проработке материала по сложности, трудности, проблемности и другим параметрам.

Слабые стороны личностно-ориентированного обучения:

Переоценка интересов учащихся, определяющих содержание и методы обучения, ведет к снижению академического уровня знаний, к отрывочным, несистематизированным знаниям.

Обучение, построенное на принципе субъектности, в работе по формированию личности в какой-то мере противопоставляется коллективной познавательной деятельности тех же учащихся. Ведь личность живет не только в семье, но и взаимодействует с одноклассниками, испытывая их влияние, которое воздействует на внутренний мир той же личности. Стало быть, это влияние нельзя не учитывать и в системе личностно-ориентированного обучения.

Личностно-ориентированное обучение во всем объеме и со всеми нюансами сложно проводить в классах, группах, в которых учится по 25-30 учащихся. На должном уровне его можно реализовать в малой группе и на индивидуальных занятиях. Следовательно, такой тип обучения надо сочетать с другими, в том числе и традиционными.

Технология личностно-ориентированного обучения

Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Поэтому в работе следует использовать следующие подходы к построению уроков.

  1. Подбирать  учебный материал с таким условием, чтобы он обеспечивал выявление содержания личного опыта учащихся, включая опыт их предшествующего обучения.
  2. Излагать учебный материал таким образом, чтобы он не только расширял объём знаний, их структурирование, интегрирование, обобщение, но и преобразовал личный опыт каждого ученика.
  3. В ходе каждого урока  активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности, обеспечивая им возможность самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения теми или иными знаниями.
  4. Учебный материал урока   организовывать таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность выбора при выполнении заданий.
  5. Стимулировать   учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее приемлемых и значимых для них способов проработки учебного материала.
  6. При введении знаний о приёмах выполнения учебных действий  выделять общелогические и специфические приёмы учебной работы, учитывая их функции в личностном развитии учащихся.
  7. Обеспечивать на уроках разносторонний контроль и оценку не только результатов усвоения учащимися знаний, умений, навыков, но и сам процесс учения, т.е. тех действий, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал.

На уроках английского языка, используя личностно-ориентированный подход, развивается у учащихся не только память, но и самостоятельность мышления. При разработке системы учебных заданий на уроке учитывается ни только сложность содержания этих заданий, но и различные приёмы их выполнения (в виде правил, алгоритмов действий) или путём организации самостоятельного поиска (например, при изучении  тем используется  приём соотнесения слова с картинкой, изображающей этот предмет, что позволяет учащимся самостоятельно находить это соответствие и запоминать новые слова.

Конечно, проведение уроков английского языка по такому принципу требует от самого учителя постоянного анализа собственной деятельности. Он должен разобраться в том, каким путём можно наиболее рационально прийти к решению какой-либо учебной задачи, какие действия необходимо совершить, какие знания использовать. Предлагая ученикам свои способы, как более профессионально продуктивные, учитель может стать сам источником их становления, иллюстрировать их ученикам, создавая тем самым благоприятные условия для овладения ими.

 Оценка продуктивности работы ученика, соответственно, будет различной.
Исходя из сказанного, при предъявлении учащимся учебного материала, подлежащего усвоению, стараюсь ставить конкретную цель, определяющую организацию учебной работы. 
Так, например, давая задания на дом, чётко указывать, что требуется: выучить наизусть, прочитать и перевести текст, заполнить таблицу по алгоритму, ответить на вопросы, составить диалог из фраз, отработанных на уроке, сочинить песенку, использовать цвета по образцу.
Работая дома над заданием, ребята должны иметь чёткую целевую установку по организации деятельности усвоения. Разнообразие таких целевых установок помогает мне выявить, какими способами учебной работы по преимуществу пользуется тот или иной ученик.

Один и тот же учебный материал, как доказано психологами, может усваиваться через активное включение различных сенсорных систем. 
Различные самостоятельные “коды”

Семантические коды – это те мыслительные операции, которыми пользуются ученики, работая с учебным материалом. Например, когда на уроке английского языка  учитель диктует слова, которые нужно запомнить, один ученик хорошо запоминает на слух, другой стремится записать по-английски или даже по-русски, чтобы запомнить, третий создаёт зрительный образ предмета (явления), фиксируемого словом, четвёртый пытается объединять слова по каким-либо грамматическим признакам, пятый старается запомнить на слух звуковую оболочку слова и т.д. Эти “коды” учитель  выделяет и учитывает при работе с программным материалом. Поэтому, представляя учащимся, выбор вида и форм учебного материала, детям предлагаются задания (где это возможно) в словесном, графическом или предметно-иллюстративном решении. Ученики вправе выбрать какое-либо одно задание и могут рассчитывать на успех, что, естественно, усиливает их учебную мотивацию.

Подводя итог вышесказанному, следует указать особенности создания  образовательной среды на уроке, которая включает:

  • организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы;
  • использование на всех уроках английского языка технического средства (магнитофона);
  • предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий для снятия эмоционального напряжения в связи с боязнью ошибиться в своих действиях;
  • использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;
  • создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;
  • постоянное внимание учителя к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к созданию им не только результата, но и процесса своей работы. Важно, чтобы ученики могли рассказать, как организовывали свою работу, какими способами пользовались, чем им больше понравилось заниматься и т.д.;
  • особую подготовку учителя к систематическому осуществлению такой работы на уроке, в ходе организации внеклассных занятий;
  • разработку и использование индивидуальных программ обучения, моделирующих исследовательское (поисковое) мышление;
  • организацию занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения.

Таким образом, уроки английского языка превращаются в  занятия, где каждый ученик  усваивает те или иные знания и познает самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития, т.е. не только проявлять, но и строить себя как личность.

В этих условиях меняется и вся режиссура урока. Ученики не просто слушают учителя, а потом повторяют за ним, а постоянно сотрудничают со мной в диалоге, высказывают свои мысли, проектируют и исполняют полевые игры, сами организовывают различные игры, соревнования на уроках, построение монологов и полилогов на основе алгоритмов.

Следует  не принуждать, а убеждать учеников принять то содержание, которое предлагается учителем с позиции научного знания. Ученики не просто усваивают готовые образцы, а осознают, как они получены.

Основные требования к личностно-ориентированному уроку, изложенные доктором психологических наук, профессором И.С. Якиманской, хорошо известной российской образовательной общественности своими многочисленными разработками в области психологии обучения:

Цель – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения учителем этой цели:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
    создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся высказыванием, использованию различных способов заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
  • использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;
    поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Критерии деятельности учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью:

  • наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
  • использование проблемных творческих заданий;
  • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
    создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
  • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что “мы узнали” (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
  • стимулирование ученика к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибка;
  • отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности;
  • при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовывать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Урок английского языка в 5 классе

Тема: “Asking the Way”.

Цели:

  • Обучающие:
  • ориентация в незнакомом городе с использованием знакомой лексики и модальных глаголов;
  • использование полученных знаний на практике (ролевые игры).
  • Развивающие:
  • развитие предметного внимания и зрительной памяти;
  • развитие умения ориентироваться в незнакомом городе, используя различные рисунки.
  • Воспитаельные:
  • воспитание умения слушать друг друга, исправлять и дополнять услышанное;
  • воспитание уважительного отношения к собеседнику во время выполнения ролевых игр.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока:

  • по источникам знаний:
  • словесный,
  • наглядный,
  • практический;
  • по степени взаимодействия учителя и учащихся:
  • беседа,
  • самостоятельная работа;
  • по характеру познавательной деятельности учащихся:
  • репродуктивный,
  • проблемный.

Учебные пособия: учебник с рисунками “Spotlight 5”, автор М.З.Биболетова.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Приветствие

– Hello, boys and girls.
– Hello, out teacher.
– How are you?
– Fine, thanks.
– Are you ready for the lesson?
– Yes, we are.
– Sit down, please.
– Who is on duty today?
– I am.
– Who is away today?
...
– Thank you, sit down.

II. Обучение устной речи

1. Проверка знания лексики по теме “Asking for/Giving directions  the Way”.

а) читаем знакомую лексику вместе со мной;
б) каждый ученик читает слово по цепочке и переводит его;
в) игра “snowball” (я называю слова, а учащиеся переводят их);
г) игра “snowball” наоборот (учитель и ученики меняются ролями);
д) запись лексики на доске (вызываю учеников по одному к доске, а остальные пишут в тетради).

2. Знакомство с новой лексикой.

а) Сначала я предлагаю ученикам посмотреть на новые слова и используя ассоциативные связи и опираясь на предыдущий опыт учащихся, предлагаю самим прочитать и перевести новую лексику.
б) Читаю новые слова, прошу учащихся читать их вместе со мной и предлагаю, используя данную иллюстрацию с номерами слов на английском языке, перевести их на русский язык.

3. Повторение выражений, используемых для направления, используя упражнения учебника..

4. Ролевая игра (“Role-playing”). Ролевая игра выполняется по ex.3 р.112. Условия игры: пара учащихся представляют незнакомца – “a stranger” и прохожего – “a passer-by”. Постоянно происходит смена ролей.
Вариант возможного ответа учащимися, которые при составлении диалога могут пользоваться
картинкой:

– Where is the Queen street?
– Turn right at the cross roads.
– How can I get to the city church?
– Cross the road and go straight on, it is opposite the George Street.
– What is the best way to get to the Computer Centre?
– Go straight on, turn right at the corner of the street.
– How far is it?
– It’s not very far, take the bus turning on the left.
– Which bus should I take?
– You’d take bus No 26.
– Thanks.
– Good-bye.

III. Домашнее задание (предлагается всем учащимся)

1. Повторить лексику по теме “Asking for and Giving directions”, ex.2, p.112.
2. Выучить новую лексику по той же теме.
3. Самостоятельно составить маршрут из дома до школы.

Большую трудность при подготовке к урокам для учителя английского языка представляет планирование по домашнему чтению. Прежде всего потому, что отсутствуют методические разработки таких уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно - ориентированный подход в обучении математике учащихся

Статья  "Личностно - ориентированный подход в обучении математике учащихся...

Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку в 5-х классах

  Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на...

Личностно ориентированный подход в обучении

Личностно ориентированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения.  Основополагающим элементом этого подхода является действенное внимание к каждому ученику, его инд...

Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.

В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.

Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...

Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...