«Приёмы реализации проектной деятельности, как средства развития творческого потенциала учащихся на уроках английского языка»
учебно-методический материал по английскому языку

Паршина Александра Сергеевна

Ведущее место в структуре творческого потенциала личности занимают характеристики воображения, памяти, качество мышления (скорость, гибкость, оригинальность и точность), наблюдательность, логическое мышление, смелость (сомневаться, критиковать, принимать решения), решимость, мужество (доказать правоту, отказаться от своих взглядов), настойчивость, нестандартность, оригинальность, умение пойти на компромисс, целеустремлённость, активная жизненная позиция, логичность (стремление к упорядоченности, систематизации).

По мере преодоления противоречия между действительным уровнем творческого потенциала личности и уровнем, необходимым для решения проблемы, и происходит развитие способности к творчеству в процессе её актуализации.

Цель данной работы: представление приёмов реализации проектной деятельности, способствующих формированию мотивационного компонента творческого потенциала личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_realizatsii_proektnoy_deyatelnosti_.docx45.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Приёмы реализации проектной деятельности, как средства развития творческого потенциала учащихся на уроках английского языка»

                                                    

   Содержание

Введение

1.  Актуальность исследования проблемы развития творческого потенциала учащихся в процессе проектной деятельности
           1.1. Творческий потенциал личности учащихся: определение, структура, возможности развития
        1.2. Дидактическая модель мотивации развития творческого потенциала учащихся

2.  Этапы и методы, используемые во время работы над проектом

3.  Приёмы мотивации развития творческого потенциала учащихся в процессе проектной деятельности
           

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

«Психологический закон» гласит: прежде чем  призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее»

Выготский Л.С.

«Деятельности без мотива не бывает»

Леонтьев А.Н.

Введение

Актуальность

Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками их способностей, возможностей и интересов. Проблема развития творческой активности личности рассматривается исследователями в целостном педагогическом процессе (Ф.В. Андреев, Д.Б. Богоявленская, И.И. Ильясов, Ж.А. Зайцева, А.А. Кирсанов, А.А. Малахов, Р.А. Петросова, О.Г. Сущенко, А. Энгельбрехти др.). Субъектная позиция ученика формируется в условиях активных форм и методов обучения, которые ориентированы на персональный характер образования на основе приоритетного отношения к его интересам  и потребностям.

Изучив мнения различных педагогов, ученых -методистов (В.Н. Шульгина, Б.В. Игнатьева, И.М. Соловьева) особое внимание я обратила на метод проектов, в основу которого положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Данные педагоги уверены, что при правильном и разумном использовании метода проектов на уроках у детей проявляется больший интерес к изучению предмета, они становятся более активными и самостоятельными, учатся представлять нестандартные пути решения проблемы.

Основное противоречие заключается между необходимостью развития творческого потенциала личности учащегося и преобладанием работы по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, совершенствованию).

На основании выявленного противоречия сформулирована проблема недостаточности использования возможностей проектной деятельности для развития творческого потенциала личности учащихся на уроках английского языка.

Цель данной работы: представление приёмов реализации проектной деятельности, способствующих формированию мотивационного компонента творческого потенциала личности.

  1. Творческий потенциал личности учащихся: определение, структура, возможности развития

Творческий потенциал личности – это совокупность её свойств, состояний и способностей, набор средств и приёмов, применяемых в решении творческих задач.

Ведущее место в структуре творческого потенциала личности занимают характеристики воображения, памяти, качество мышления (скорость, гибкость, оригинальность и точность), наблюдательность, логическое мышление, смелость (сомневаться, критиковать, принимать решения), решимость, мужество (доказать правоту, отказаться от своих взглядов), настойчивость, нестандартность, оригинальность, умение пойти на компромисс, целеустремлённость, активная жизненная позиция, логичность (стремление к упорядоченности, систематизации).

По мере преодоления противоречия между действительным уровнем творческого потенциала личности и уровнем, необходимым для решения проблемы, и происходит развитие способности к творчеству в процессе её актуализации.


1.2. Дидактическая модель мотивации развития творческого потенциала учащихся

Творческий потенциал личности учащегося - это субъективная сторона учебного труда школьника,  отражение потребностей, интересов, способностей, волевых усилий, эмоционального отношения. Системообразующий  элемент творческого потенциала – мотивационно-потребностное ядро личности учащегося. Важнейшие  условия формирования творческой активности учащихся - содержание изучаемого материала, характер деятельности. Формирование  творческой  активности взаимосвязано с развитием самостоятельности. 

Наличие творческого потенциала личности (активности)  предполагает максимальное проявление индивидуальности. Основные компоненты творческой активности учащихся:

  • потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;
  • преобразующие отношения к изучаемым предметам,  объектам;
  • готовность к преобразующей деятельности;
  • эвристический потенциал;
  • сама преобразующая деятельность.

 Развитие творческого потенциала личности обеспечивает накопление системы знаний,  фонда умственных приемов, операций: операции мышления (анализирующее наблюдение,  сравнивание, анализа и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация); приемы осмысленного запоминания (смысловая группировка, составление плана, тезисов и т.д.); общие способы учебной работы (умение работать с книгой,  умение слушать,  наблюдать,  планировать,  контролировать);  перенос усвоенных знаний, умений и навыков на решение новых задач. Необходимо формировать  интуитивные механизмы,  эвристический потенциал.

2.  Этапы и методы, используемые во время работы  над проектом

                 В ходе работы над проектом выделяются следующие этапы:

Организационный. На начальном этапе очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта. С учениками мы определяем временные рамки, продумываем, какие материалы и источники могут быть использованы, обсуждаем способы сбора и вид необходимой информации (статьи, брошюры, иллюстрации и т. д.), выбираем оптимальную форму презентации результатов, составляем и обсуждаем примерный план работы.

Выполнение проекта. Самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – сбор информации. Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Например, ученику, который недостаточно хорошо говорит по-английски, но может прекрасно рисовать, в групповом проекте я предлагаю оформить работу. В ходе работы над проектом я как руководитель слежу, чтобы все задания соответствовали индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта, и если ученик по каким-то причинам не может выполнить определенное задание, то этому ученику оно не предлагается. Именно на этом этапе происходит основная работа с учениками: мы обсуждаем промежуточные результаты, корректируем ошибки в употреблении языковых единиц. На мой взгляд, работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры и надежно закрепить их в памяти учащихся. Проекты предполагают активизацию учащихся; они должны писать, вырезать, наклеивать, искать материал в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки.

Презентация. На этом этапе работы учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. В 5 классе самыми распространенными продуктами проектов являются сочинения, плакаты, листовки. При работе над первым проектом  я сама представила свой проект в качестве примера. Если в параллели несколько классов, можно организовать выставку лучших проектов, чтобы их могли увидеть и оценить ученики других классов, учителя, родители. Способ презентации проекта зависит от вида конечного продукта и выбирается самими учениками. С использованием компьютера это может быть не только сочинение, плакат, а также буклет, выставка, компьютерная презентация.

 Подведение итогов. На этом этапе проводится анализ и выбор лучшей работы в соответствии с заданными критериями, обсуждение групповых и личных достижений.

Методы, используемые во время работы над проектом:

- Наглядные методы. Здесь усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Это позволяет учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста учебника. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. Если говорить о проектной деятельности, то речь идет об изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнении зарисовок. Это, так называемые, графические упражнения. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. В данном случае такие графические работы носят творческий характер. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.

Реализуя проектную деятельность, я использую интерактивные формы обучения английскому языку. Я создаю условия, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования. Учащиеся все время активные, они показывают, рассказывают, спрашивают. А мне учителю больше приходится слушать. Значительно повышается мотивация, появляется интерес к изучаемому материалу, особенно это видно на слабых учениках. Над проектами работают как слабые, так и сильные учащиеся, организованы и включены в работу все без исключения, хорошо развивается устная речь, вырабатываются коммуникативные навыки. Появляется интерес к изучаемому материалу. Также у ребят развивается умение работать в группе. В этом случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого участника. Работа над проектом начинается на уроке под руководством учителя, продолжается дома, а презентация проекта осуществляется на следующем уроке. Обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания. Как показывает опыт работы, именно уроки, посвященные страноведческой тематике, способствуют поддержанию интереса у обучающихся к предмету “иностранный язык”, совершенствованию у них речевых навыков и умений, обогащению учащихся новой информацией о стране изучаемого языка. В ходе подготовки к таким урокам изучается страноведческий материал, привлекаются источники, содержащие дополнительную информацию о стране изучаемого языка, осуществляются межпредметные связи.

3.  Приёмы мотивации развития творческого потенциала учащихся в процессе проектной деятельности

Формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося (это могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, знаний или умений, а по причине стрессовых состояний, возникающих в это время.

        Приемы деятельности учителя, которые помогут учащимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения:

  • прежде всего, надо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему;
  • подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны ученикам, постепенно воспитывать у учащегося с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку;
  • формированию учебной мотивации способствуют занимательность изложения, эмоциональность речи учителя, познавательные игры;
  • контроль используется как средство мотивации учащихся.

В качестве диагностического инструментария можно предложить  методику, предназначенную для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной и модифицирована с учетом выявленных дополнительных мотивов учения - коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации (Приложение 1).

Формирование и развитие творческих способностей учащихся требует длительной и целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с воспитанием, запоминанием, осмыслением, кончая операциями логического и творческого мышления.

Особенно ярко творческие способности учащихся проявляются и развиваются в исследовательской работе.

В процессе исследовательской деятельности должны быть решены следующие задачи:

  • овладение учащимися технологически законченным циклом выполнения проектных работ;
  • формирование умений публичной защиты собственных идей.
  • В результате выполнения проектных работ у учащихся должны быть сформулированы умения:
  • планировать свою работу, заранее просчитывая возможные результаты;
  • использовать различные источники информации;
  • самостоятельно отбирать и накапливать материал;
  • анализировать, сопоставлять факты;
  • аргументировать мнение;
  • устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом);
  • создавать “конечный продукт” – носитель проектной деятельности;
  • представлять созданное перед учащимися;
  • оценивать себя и других.

Заключение

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.Движущей силой развития творческого потенциала является создание проблем и ситуаций, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности.

Целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческого потенциала при соблюдении следующих педагогических условий: сформированность положительной мотивации учащихся  на творческую деятельность, характеризующейся стремлением к творческой самореализации;  стимулировании учителем развития творческой активности школьников; включении учащихся в активную творческую деятельность на основе сотворчества учителя и ученика.

Работая над развитием творческого потенциала детей, я заметила, как у них появился устойчивый интерес к изучению английского языка, который обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.  Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.  

С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне. Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческого потенциалаи применяя их в учебном процессе, я стараюсь добиваться положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

Список используемой литературы

  1. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. –М.:Просвещение. – 2003.
  2. Кочетурова Н.А. Метод проектов в обучении иностранному языку. –М.: Просвещение.– 2005.-с.66-67.
  3. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004, С.149-150.
  4. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание,1981.-96с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер.»Педагогика и психология»;№10)
  5. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности учащихся / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1991. 
  6. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. Спб.: СпбУПМ, 1997.
  7. http://www.coolreferat.com/Диагностика_и_развитие_мотивации_у_учащихся_часть=4 Диагностика и развитие мотивации у учащихся
  8. http://www.resobr.ru/materials/370/5144/?sphrase_id=37401 Методы изучения учебной мотивации
  9. http://www.pandia.ru/text/78/219/2853.php Содержание и структура творческого потенциала
  10. http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/3087-tvorchij-potentsial-osobistosti-strukturni-komponenti.html Творческий потенциал личности: структурные компоненты

Приложение 1.

Диагностика учебной мотивации школьников

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, модифицированная с учетом выявленных Н.Ц.Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации).

Методика была подвергнута стандартизации и показала достаточную дискриминативную и ретестовую надежность и содержательную валидность.

Инструкция к тесту         

Проводится три серии испытаний.

Первая серия

Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.

Вторая серия

Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия

Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал
  1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
  2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
  3. Хочу окончить школу и учиться дальше.
  4. Хочу быть культурным и развитым человеком.
  5. Хочу получать хорошие отметки.
  6. Хочу получать одобрение учителей и родителей.
  7. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
  8. Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.
  9. Хочу быть лучшим учеником в классе.
  10. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
  11. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
  12. Не хочу получать плохие отметки.
  13. Люблю узнавать новое.
  14. Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.
  15. Люблю думать, рассуждать на уроке.
  16. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
  17. Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.
  18. Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.
  19. Люблю решать задачи разными способами.
  20. Люблю все новое и необычное.
  21. Хочу учиться только на «4» и «5».
  22. Хочу добиться в будущем больших успехов.
Ключ к тесту

Мотивы:

  • долга и ответственности: 1 – 2 суждения;
  • самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;
  • благополучия: 5 - 6;
  • аффилиации: 7 -8;
  • престижа: 9 - 10;
  • избегания неудачи: 11 - 12;
  • учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;
  • учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;
  • коммуникативные: 17 - 18;
  • творческой самореализации: 19 - 20;
  • достижения успеха: 21 - 22.
Обработка результатов теста

При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

[Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004, С.149-150.]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

Данная статья содержит материал из опыта работы методом проекта в профильном (филологическом) классе и общеобразовательных классах....

Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала учащихся на уроках иностранного языка

Описание опыта работы по применеию метода проектов в образрвательном процессе при обучении английскому языку....

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках английского языка.

Работа, представленная в материале, помогает учителю в развитии творческого потенциала учащихся на уроках английского языка....

Методические рекомендации по развитию творческого потенциала учащихся на уроках английского языка

Методические рекомендации по развитию творческого потенциала учащихся на уроках английского языка...

Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во вне урочной деятельности".

Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольст...