Урок английского языка. Упражнения на развитие навыков письма и письменной речи.
методическая разработка по английскому языку

Тимофеева Оксана Николаевна

 Обучение письму и письменной речи на уроках английского языка. Перенос навыков устной речи и языковых навыков  на письмо и письменную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo20.odt28.92 КБ

Предварительный просмотр:

    Развитие коммуникативных умений в письме и письменной речи происходит в неразрывном   единстве с овладением фонетическими,  лексическими и грамматическими навыками.

   Терминологически понятия  «письмо» и «письменная речь» различаются. Письмо  есть система  графических знаков, используемых для передачи речи.  Письменная  речь определяется как умение излагать мысли в письменной форме.

    Владение навыками письма и письменной речи особенно актуально в мире современных средств коммуникации, таких как Интернет с его мессенджерами, электронной почтой, социальными сетями.

    В процессе обучения школьников письму необходимо решать задачи, включающие в себя формирование   графических навыков и  речемыслительных навыков,  умение формулировать мысль в соответствии с заданием,  готовность создавать содержание письменного произведения.  Главный  постулат учителя английского языка: письмо - и цель, и средство обучения.

    ФГОС нового поколения предъявляет высокие требования к сформированности навыков письма и письменной речи. . Выпускник начальной школы должен:
• выписывать из текста слова, словосочетания и предложения
• писать поздравительную открытку к Новому году, Рождеству, дню рождения  (с опорой на образец)
• писать по образцу краткое письмо зарубежному другу (с опорой на образец)
• в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту
• составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам
• заполнять простую анкету
• правильно оформлять конверт, сервисные поля в системе электронной почты

 
 
Перенос фонетических, лексических и грамматических навыков на письмо и письменную речь обеспечивается системой регулярных упражнений. В формате данной работы можно рассмотреть  примеры упражнений для начальной школы из личной практики (часть из них — вариации известных, стандартных упражнений, другая часть — собственные разработки игровых упражнений).

1.Фонетические навыки + умения письма.

1) Выпиши слова, где букв больше (меньше), чем звуков.

2) Выпиши слова, в которых буква a дает звук /ei/.  

3 )Выпиши слова с непроизносимыми согласными буквами.

4) Выпиши слово, где буква е звучит иначе, чем в других словах.

5) Соотнеси слово с его транскрипцией.

6) Распредели в таблице слова в соответствии с указанными звуками.

7) Посмотри на картинки и запиши слова, в которых 1 (2, 3) гласных звука.

8) Восстанови слова по их транскрипции и запиши их.

9)Игра «Я- учитель». «Учитель» диктует , а «ученики» записывают слова. Диктант может содержать незнакомые слова, которые «учитель» читает по правилам чтения, а «ученики» записывают с возможными вариантами.

2. Лексические навыки + умения письма

1) Диктант по картинкам: демонстрируются изображения, задача учащихся — записать    соответствующие слова.

2) Вставь пропущенные в словах буквы.

3) Выпиши слова,относящиеся к теме «Продукты» («Времена года» , «Цвета»   и т. д.)

4) Распредели слова по колонкам ( существительные — глаголы)

5) Выпиши слова, с помощью которых можно описать внешность         (характер) человека.

6) Составь словосочетания из перечисленных слов и запиши их.

7) Составь и запиши  словосочетания, соответствующие картинкам.

8) Командная игра. Выигрывает команда ( группа учащихся), которая за указанное время запишет на доске больше слов, относящихся к теме «Семья» («Погода» и т.д.)

9) Командная игра. Две команды составляют кроссворд на указанную тему. Решаются две задачи: правильно составить  кроссворд и разгадать кроссворд конкурентов.

10) Вставь пропущенные в предложениях слова ( вариант: командная игра).

11) Запиши слова — ассоциации с изображением на картинке. Например, демонстрируется летний пейзаж. Учащиеся записывают английские слова, связанные с образами лета.

12) Что лишнее? Традиционная игра с исключением «лишнего» слова из цепочки слов.

13) Найди ошибки в словах и исправь их.

14) Диктант - «Угадайка». Дети записывают под диктовку слова, описывающие, например, домашнее животное. Диктант заканчивается, когда кто-то догадывается, какое животное загадал учитель ( варианты: «ведущий»  - ученик, другая команда).

3.Грамматические навыки + умения письма

1) Перепиши предложения, заменив подлежащее.

2) Расставь слова в предложении в правильном порядке.

3) Замени существительные в единственном числе на множественное число.

4) Выпиши из предложения (текста) только прилагательные (глаголы и т.д.)

5) Заполни таблицу: распредели слова в соответствии с частями речи.

6) Вставь пропущенные местоимения.

7) Опираясь на таблицу, составь предложения по образцу.

8) Перепиши текст от 1-го лица.

9) Впиши в таблицу недостающие формы прилагательных.

10)Исправь ошибки (образование видо-временных форм глаголов).

11) Переведи предложения на английский язык и запиши их.

12) Выбери правильный модальный глагол и перепиши предложения.

   

13) Заполни пропуски, используя существительные в притяжательном падеже.

14) Командная игра «Винни-Пух в гостях у Кролика». Первая команда предлагает «угощения» с помощью вопросительных форм и форм повелительного наклонения. Задача второй команды — согласиться ( утвердительные формы) либо отказаться от «угощения» (отрицательные формы глаголов).

     Что касается переноса навыков устной речи и чтения на формирование навыков письма и письменной речи, это также ежедневная практика школьного обучения, предполагающая систематическое выполнение специальных учебных заданий, часть из которых можно использовать

в качестве заданий контроля.

    Рассмотрим упражнения для 5- 9 классов, синтезирующие говорение и  письменную речь.

   Особенностью такой практики является то, что активизация навыков монологической и диалогической речи будет происходить как следствие тренировки навыков письменной речи, в отличие от упражнений, показанных выше, где фонетические, лексические и грамматические навыки демонстрируются как первичные по отношению к письму (письменной речи).

1. Составь и запиши план устного высказывания по теме «My hobby” и расскажи о своих увлечениях.

2. Письменно опиши своего друга (используй 6 — 7 словосочетаний) и расскажи о нем классу.

 

3. Напиши письменный «отчет» о подготовке к Дню Победы, покажи его учителю и будь готов ответить на его вопросы.

4. Составь рекламное объявление о благотворительной ярмарке в школе, размести его на стенде и ответь на вопросы о своем участии в ярмарке.

5. Командно — ролевая игра «Прямой эфир». Первая команда (зрители) готовит вопросы в письменном виде для «прямого эфира». Это может быть «встреча» с популярными артистами, учеными, спортсменами и т. д.

     Вторая команда (спортсмены) отвечает на вопросы. Затем меняются ролями.

     Упражнения на перенос навыков аудирования и чтения на письмо и письменную речь.

     Данные упражнения для 10 — 11 классов можно объединить в один блок, так как разница между ними лишь в том, что одни опираются на тексты для аудирования, другие — на тексты для чтения.

1. Прослушай (прочти) рекламное объявление в торговом центре и воспроизведи его письменно по опорным словам.

                                                                                                                                                 2. Прослушай (прочти) инструкцию о правилах проведения ЕГЭ и перескажи ее классу.

3. Прослушай (прочти) письмо старшеклассникам твоей школы от ровесников из Кливленда и составь для них  письменное приглашение посетить твою школу.

                                                                                                                                                                               4. Прослушай (прочти) информационное сообщение от актива школы о предварительных планах   на весенние каникулы и письменно скорректируй их в соответствии с твоими личными пожеланиями.

5.Прослушай (прочти) отрывок из бестселлера James Bowen. A Street Cat Named Bob  и выскажи свое мнение о гуманном отношении к уличным животным.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок английского языка "В гостях" Развитие навыков монологической речи" 3 кл

урок английского языка  "В гостях" Развитие навыков  монологической речи" 3 кл по учебнику Биболетовой М.З. Много интересных индивидуальных заданий...

Особенности использования видеоматериалов на уроках английского языка в целях развития навыков говорения в средней школе.

В презентации представлен мой опыт по использованию видеоматериалов на уроках английского языка в целях развития навыков говорения в средней школе....

Стратегии работы по формированию навыков письма и письменной речи у учащихся на уроках иностранного языка на средней ступени обучения.

Уже несколько лет учащиеся школ проходят итоговую аттестацию в форме письменного экзамена. Поэтому обучение  письму как виду речевой деятельности на уроках иностранного языка на современном этапе...

Лексические игры на уроках английского языка с одновременным развитием навыков устной речи

Коммуникативная методика - универсальный способ научить детей иностранному языка. Здесь огромное разнообразие способов увлекательно подать материал детям для развития всех навыков речи. Давайте рассмо...

Урок английского языка по теме "Развитие навыка диалогической речи по теме "Отдых"" (5 класс)

Урок - открытия новых знаний в 5 классе по УМК "Английский в фокусе" (10 модуль) направлен на введение  и отработку новых лексических единиц....

Материалы по подготовке к устной части ЕГЭ по английскому языку, практические рекомендации и система упражнений для развития навыков и умений устной речи.

Пособие содержит теоретические материалы по подготовке к устной части ЕГЭ по английскому языку, практические рекомендации и систему упражнений для развития навыков и умений устной речи.При написании п...