Ключевые позиции современного урока
методическая разработка по английскому языку

Груничева Нина Ананьевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klyuchevye_pozitsii_sovremennogo_uroka.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Скоробогатовская средняя школа»

Выступление

на методическом объединении

на тему:

 «Ключевые позиции современного урока»

Выполнила:

 учитель английского языка

Груничева Н.А.

2020

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский.(2 слайд)

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?(3 слайд)

Методологической основой ФГОС  является системно-деятельностный подход, который позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий  следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

Таким образом, основная педагогическая задача учителя - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Но для этого учитель должен чётко знать: чему учить и как учить.

Основными требованиями к современному уроку являются:(4 слайд)

  1. Формирование предметных результатов
  2. Формирование универсальных учебных действий
  3. Создание комфортной среды
  4. Смена видов деятельности
  5. Обучение в деятельности  (учить ученика самого добывать знания)

Результатами современного урока является формирование:(5 слайд)

  1. Предметных результатов;
  2. Метапредметных: включающих регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия;
  3. Личностных результатов

Критериями эффективности  урокав соответствии с ФГОС являются:

(6 слайд)

  1. Обучение через открытие
  2. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
  3. Наличие дискуссий, обсуждений
  4. Развитие личности
  5. Способность ученика проектировать предстоящую деятельность
  6. Демократичность, открытость
  7. Осознание учеником деятельности:
  8. Моделирование затруднений и поиск путей их решения.
  9. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
  10. Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения
  11. Педагог управляет деятельностью учащегося.

Следует выделить ключевые позиции современного урока:(7 слайд)

  1. Урок представляет собой серию учебных ситуаций, развивающихся в соответствии с инициативой учащихся;
  2. Учитель при планировании времени урока предусматривает возможность гибкого изменения временных рамок для обсуждения, дискуссии и т.д., оговаривая при этом с учащимися план урока;
  3. На уроке учитель отмечает (наблюдает) индивидуальные предпочтения учащихся в работе с учебным материалом (для составления индивидуальной учебного профиля школьника);
  4. Преобладают методы проблемного обучения, ориентированные на активизацию самостоятельности детей;
  5. Основной формой взаимодействия на уроке является парная и групповая работа (диалогическое общение, полилог);
  6. Учитель и ученики оценивают не только результат деятельности, но и ее процесс (оригинальность, самобытность, своеобразие); ученик сравнивается сам с собой, а не с другими, преобладает направленность на успех; широко используется самооценка и взаимооценка;
  7. Домашнее задание предполагает возможность выбора способа его выполнения, а также использование творчества ученика, что может послужить оснащением следующего урока.

Рассмотрим урокс позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Изменения коснулись и структурных элементов урока:    (8 слайд)

  1. Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
  2. Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться.
  3. Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.
  4. Коммуникация.
  5. Взаимопроверка и взаимоконтроль.
  6. Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.

Можем сделать вывод, что различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

На мобилизующем этапе урока ученик:

      1. выполняя предложенные учителем задания частично поискового характера, определяет тему урока;

      2. пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создаёт установку на их реализацию;

      3. актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности.

Приведу примеры. В начале урока английского языка во 2-м классе по теме «Множественное число существительных» на этапе «Целеполагания» я говорю следующее: «Сегодня наши гости пришли к нам в разное время. Сначала пришли к нам 2 котенка, а за ними 3 поросенка, а затем 4 обезьянки, последними подошли5 лисичек. Вы догадались, какая сегодня тема урока?».  При этом педагог обращает внимание учеников на изображение животных на картинках или на слайде презентации.Для того, чтобы дети смогли сформулировать учебную задачу урока, я говорю : «Знакомьтесь. Это Том. Он просит нас рассказать ему о вашей семье.Какие слова нам понадобятся для этого?»

На этапе актуализации уже имеющихся у учеников знаний, например, по  теме «Семья» я предлагаю ученикам: «Скажите, в семье может быть только 1 ребёнок или больше? Что ещё нужно повторить, чтобы рассказать  о своей семье? Правильно.Давайте повторим цифры».

На этапе овладения новыми знаниями  учащийся:

         1. формулирует задания к упражнениям;

         2. выполняет упражнения, комментируя и поясняя свои действия;

         3. формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала.

На этапе овладения новыми знаниями и закрепления нового материала я помещаю опорную схему на доску или на слайд  презентации и прошу составить по ней несколько предложений, характеризующих, например, артистов театра или спортсменов.

На этапе рефлексии школьник:

       1. вспоминает ход урока;

       2. анализирует свою деятельность или деятельность товарищей;

       3. формулирует свои впечатления.

Так, учитель на этом этапе может попросить детей  вместе вспомнить, какова была цель урока, как они достигли этой цели, для чего им пригодятся знания, которые  они сегодня приобрели. Также, учащиеся получают карточку с цифрами, каждый обводит ту отметку, которую, по его мнению, он заработал за урок.

Что касается учителя, онпризван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Учитель на современном уроке:(9 слайд)

  1. учит детей определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные вопросы;
  2. создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета;
  3. систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений);
  4. использует разнообразные формы, методы и  приемы обучения, повышающие степень  активности учащихся в учебном процессе;
  5. владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы;
  6. эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески;
  7. добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы;
  8. стремиться оценивать реальное продвижение   каждого ученика, поощряет и поддерживает  минимальные успехи;
  9. специально планирует коммуникативные задачи урока;
  10. принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения;
  11. стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Итак, что же такое современный урок в рамках ФГОС? Ответов много, современный урок - это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность в новых знаниях, открытиях.

Что главное в современном уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.

Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.

 (10 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cтатья по теме: «Современный урок как эффективное методическое средство формирования учебной позиции».

Урок – клеточка педагогического процесса.В нем, как солнце в капле воды, отражаетсявсе его стороны. Если не вся, то значительнаячасть педагогики концентрируется в уроке....

Презентация на тему "Современный урок с позиции Здоровьесбережения"

В этом материале можно найти методы и приемы использования образовательных технологий и методик обучения на уроках физической культуры...

Современный урок математики в основной школе с позиции формирования УУД

Стандарт второго поколения меняет представление об образовательных результатах и ориентирует педагога не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты. Стано...

презентация "Современный урок с позиции здоровьесбережения"

Презентация "Современный урок с позиции здоровьесбережения"....

Реализация требований ФГОС: пять ключевых позиций методического сопровождения

laquo;Реализация требований ФГОС: пять ключевых позиций методического сопровождения»...

Статья "Мотивация – ключевой момент современного урока по ФГОС"

Статья Мотивация – ключевой момент современного урока по ФГОС...