Проблемы преподавания учебной дисциплины «Иностранные языки» в школах, не специализирующихся на преподавании этого предмета.
статья по английскому языку

Марина Константиновна Коломыцева

Совершенно очевидно, что современная школа испытывает множество проблем, в том числе и проблем, связанных с преподаванием иностранного языка. Но если мы хотим достичь желаемого результата, то есть чтобы наши выпускники заговорили на иностранных языках, нам надо решить эти проблемы, необходимо многое изменить. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы преподавания учебной дисциплины «Иностранные языки» в школах, не специализирующихся на преподавании этого предмета.

Коломыцева Марина Константиновна, учитель английского языка МБОУ «Лицей №13».

В современном обществе к преподаванию иностранных языков предъявляются новые и более высокие требования. Владение хотя бы одним иностранным языком становится уже не просто преимуществом или ценным качеством, а необходимостью. Согласно ФГОС нового поколения учебного предмета «Иностранный язык» выпускник 11 класса должен достичь порогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции в соответствии с общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком, то есть самостоятельно общаться в устной и письменной формах, используя данный язык как средство коммуникации. Он должен уметь осуществлять иноязычное общение в наиболее распространенных ситуациях социально-бытовой и учебно-трудовой сфер общения. Для этого создается большое количество учебных программ, издается много различных учебников и пособий, в школах появляются лингафонные кабинеты и свободный доступ к сети интернет. Казалось бы, что есть все необходимое для достижения желаемого результата.

Что же мы видим в реальности? Если не брать во внимание языковые гимназии, лишь небольшая часть выпускников школ может свободно общаться на иностранном языке. Почему же это происходит?

Конечно, мы можем это списать на учеников, у которых отсутствует мотивация к изучению иностранных языков. Многие из них считают, что данный предмет им вообще не нужен.

Но по моему мнению, существует целый ряд проблем, которые не связаны с учащимися.

  1.  Недостаточное количество часов, отведенное на изучение иностранного языка. Для каждого класса на изучение этого предмета выделяется 3 часа в неделю. При такой сетке часов вряд ли можно реализовать дифференцированный, тем более индивидуальный подход. Если учесть, что в среднем в учебной группе от 12 до 20 учащихся, то учитель может выделить на одного ученика в течение урока 2-3 минуты. Научить говорить на иностранном языке за это время не реально, принимая во внимание тот факт, что в остальное время дети находятся в русскоязычной среде. Конечно, какая-то часть учеников занимается дополнительно в различных клубах, с репетиторами, но к школьному образованию это не имеет никакого отношения. Да и позволить себе это могут не многие, так как это довольно дорого. Не стоит надеяться на то, что ребенок будет изучать язык самостоятельно в свободное время, так как у него 6 -7 уроков ежедневно, внеурочная деятельность, музыка, спорт, домашние работы по другим предметам, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, на английский просто не остается времени и сил.
  2. Современные учебники по иностранным языкам имеют большой объем материала, который необходимо изучить. Часто темп освоения материала такой, что ученики не успевают его отработать, закрепить, отсюда недостаточная степень усвоения учебного материала. Так же отсутствует широкая апробация учебников перед их внедрением в практику школ, некоторые из них содержат не интересные для учащихся темы, избыток грамматического материала, который не употребляется в речи даже носителями языка.
  3. Большой проблемой современной школы является недостаток высококвалифицированных специалистов, особенно в небольших городах. Невозможно научить иностранному языку, если ты сам владеешь им на недостаточном уровне. В профессию всё чаще приходят люди, образование которых вовсе не связано с педагогикой и лингвистикой. В некоторых школах существует дефицит учителей иностранного языка, соответственно у оставшихся высокая нагрузка, в результате чего страдает качество обучения. Особо остро встал вопрос кадров при введении второго иностранного языка. В последние годы в школах в основном преподавался английский язык, и найти учителей, специализирующихся на других языках, очень сложно.

Какой же здесь выход. В настоящий момент большинство выпускников педуниверситетов не идут работать в школу. По моему мнению, студенты, обучающиеся на бюджете, должны отрабатывать какое-то количество лет в школе, так как государство затрачивает на их обучение огромные средства.

Чтобы повысить качество преподавания, учителя должны регулярно проходить курсы повышения квалификации, но они должны быть очные и бесплатные. Курсы должны включать в себя большое количество языковой практики. В идеале должна быть языковая стажировка в англоговорящих странах или хотя бы языковая практика с носителями языка. Желательно, чтобы курсы проходили не в учебное время, а в июне – августе, иначе пропадает большое количество уроков.

Совершенно очевидно, что современная школа испытывает множество проблем, в том числе и проблем, связанных с преподаванием иностранного языка. Но если мы хотим достичь желаемого результата, то есть чтобы наши выпускники заговорили на иностранных языках, нам надо решить эти проблемы, необходимо многое изменить. Потому что какие бы идеальные концепции преподавания не создавались, они не реализуются без решения  этих проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика учебной дисциплины Иностранный Язык в начальной школе.

В статье говорится об особенностях учебной  дисциплины Иностранный Язык в начальной школе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Иностранный язык» БД.02 Иностранный язык 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация элек...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Иностранный язык» БД.02 Иностранный язык 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Иностранный язык» БД.02 Иностранный язык 18.02.09 «Переработка нефти и газа»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 18.02.09 «Переработка нефти и газа». Рабочая ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Иностранный язык» БД.02 Иностранный язык 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 21.02.01 РАЗРАБОТКА НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык» разработана в соответствии с ФГОС (федеральным компонентом государственного образовательного стандарта) среднего (полного) общего образования (п...

Использование интерактивных интернет-платформ в рамках преподавания общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык» при реализации среднего общего образования в пределах освоения ООП СПО

В данной статье говорится о преимуществах применения таких средств электронного обучения, как интерактивные интернет-платформы, на уроках иностранного языка в учреждениях СПО....