Особенности обучения английскому языку детей с ОВЗ в начальных классах в условиях ФГОС
статья по английскому языку

Данная статья рассказывает о формах работы при обучении английскому языку детей с ОВЗ в начальных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности обучения детей с ОВЗ английскому языку

в начальных классах

Посмотрев на название данной статьи некоторые люди, не имеющие отношение  к  педагогике и лингвистике могут подумать : Зачем детям с ОВЗ иностранные языки? Им бы свой язык выучить и основные школьные предметы усвоить. Но, работая в школе уже достаточно много лет, могу сказать, что каждый новый иностранный язык это мотивация для обучения детей с ОВЗ.

Дети с определенными задержками в развитии более эмоциональны, но более открыты для окружающих.Только раскрывать эти уникальные особенности таких детей не так то просто. Возможно родители этих детей не подозревают на сколько богатым может быть внутренний мир их детей. Только во время обучения можно разглядеть качества, свойственные только детям с ОВЗ.

В наше время важно не столько дать ребенку как можно больше знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение общаться. В эпоху технической революции многие дети, даже без всяких отклонений , общаясь в соцсетях  с живыми и виртуальными «друзьями», забывают что такое настоящая дружба, настоящее, живое общение.

Сидя за экраном компьютера дети становятся более пассивными и не общительными. В такой ситуации очень важно применить отвлекающие приемы как настольные игры, спортивные игры, прогулки с друзьями, увлекательные конкурсы и соревнования.

На таких занятиях с применением игровых форм обучения дети с ОВЗ более активны, лучше выполняют заданные поручения, так как в силу своих особенностей, эти дети не анализируют задания, а делают без лишних вопросов, в отличие от обычных детей, которые могут не согласиться с правилами обучающих игр, могут предложить свои варианты игры и т.д.

В связи с высокой исполнительностью дети с ОВЗ могут стать капитанами команд, требуя от остальных соблюдения всех правил игры или конкурса, так как для них это очень важная часть игры. Такие дети часто считают справедливостью именно выполнение всех существующих правил, без изменений. Но если, в игру ввести новые правила, то обязательно их надо об этом предупредить и по возможности заранее их проинформировать об изменениях.

В изучении английского языка в начальных классах очень часто, почти на всех уроках используются игровые технологии, но не только. Например при изучении таких тем как «Одежда» или «Фрукты» можно поиграть в ролевые игры под названием « В магазине», где один из детей является продавцом, а другой покупателем.

Очень часто на уроках английского языка я использую такие формы  как лепка из пластилина, рисование,  с применением разных технологий, выполнение оригами или аппликаций, то есть интегрируя разные предметные действия можно успешно достичь поставленной цели при изучении новых лексических единиц и составлении предложений с этими единицами.

 С введением ФГОС дети с ОВЗ могут обучаться в любом классе. Конечно, с такими детьми обязательно должны работать и логопеды и психологи, а по возможности и учителя-предметники, которые занимаясь дополнительно несколько часов могут заполнить пробелы в знаниях. Только так можно реализовать инклюзивное обучение детей с ОВЗ.

Формы обучения могут быть разными; главное - отразить в ходе урока алгоритм деятельности отдельного ребенка, находящегося в обычном классе .

В основе обучения иностранному языку детей с ОВЗ лежит обучение чтению. Для обучения чтению нужны дополнительные факультативные занятия, на которых работа ведется по упрощенной программе и специально подобранному учебнику. Письмо же на всех этапах обучения используется только как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи. В лексический минимум можно не включать малоупотребительные слова, а лучше расширить интернациональную лексику, которую легко понять при чтении. Узнавание таких слов способствует развитию догадки, кроме того, закрепляются буквенно-звуковые соответствия. При овладении диалогической речью в ситуациях повседневного общения ребенок с особыми образовательными потребностями учится вести элементарный диалог побудительного характера: отдавать распоряжения, предлагать сделать что-либо. Необходимо акцентировать внимание на чтении и переводе прочитанного, поскольку при переводе дети осознают смысл прочитанного и таким образом у них исчезает боязнь пред незнакомым текстом.

Домашнее задание таким детям задаются не в большом объеме, лучше с творческим наклоном.

При выполнении домашних работ лучше участвовать и родителям и педагогам, возможно после урочное выполнение совместно с учителем английского языка, который может помочь и с произношением слов и с составлением коротких фраз и предложений с этими словами.

Обязательно при обучении английскому языку детей с ОВЗ использовать просмотр видеофильмов, прослушивание английских песен. Фильмы лучше просматривать несколько раз с перерывами. Это дает возможность запомнить и визуально и на слух разные понятия на английском языке.

Литература :

1. Каретникова А.А. Веселый английский в начальной и средней школе. Праздники, игры и занимательные задания.-Ярославль: Академия развития, 2011.-288 с.

2. Пасенкова Н.М. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования. -Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012.-46 с.

3. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие- М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011.-167 с. 4. Торсунова О.В. Коррекционная направленность уроков английского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.metod-kopilka.ru/ctatya-na-temu-korrekcionnaya-napravlennost-urokovangliyskogo-yazika-dlya-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-59609.html (15.10.2016)

5. Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка. // Иностранные языки в школе.-2005,№8. (с.46-50) 9. https://doc4web.ru/russkiy-yazik/igrovie-tehnologii-kak-sredstva-razvitiya-detey-sovz.html Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения английскому языку в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

 Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках — это важнейшие задачи современной школы, успешное осуществление которых ...

Особенности обучения английскому языку детей с задержкой психического развития

Особенности обучения английскому языку детей с задержкой психического развития...

Особенности обучения английскому языку детей среднего школьного возраста

Особенности обучения английскому языку у детей среднего возраста. Основные компоненты успешной реализации практики английского языка у подростков (5-9 классы)...

Особенности обучения английскому языку детей с ОВЗ

Презентация "Особенности обучения английскому языку детей с ОВЗ"...

Из опыта работы учителя английского языка " Особенности обучения иностранному языку детей начальной школы"

Рассматриваются методы и приемы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста, учитывающие физиологические и психологические особенности детей этого возраста....

Особенности обучения английскому языку детей с нарушением слуха

В современном обществе роль иностранных языков возрастает с каждым годом. Знание английского языка дает возможность узнать о мировой культуре, о традициях стран, изучаемого языка, а так...