Повышение учебной мотивации к изучению английского языка через внеурочную деятельность на начальном этапе обучения.
статья

Кондакова Оксана Владимировна

Повышение учебной мотивации к изучению английского языка через внеурочную деятельность на начальном этапе обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение учебной мотивации к изучению английского языка через внеурочную деятельность на начальном этапе обучения.

«…замечательные, блестящие уроки есть там,

где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков,

где имеются и применяются самые разнообразные

формы развития учащихся вне уроков»

В. А. Сухомлинский

«Мотивация- это ключ к успешному обучению»

Норман Уити

    Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы. Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. Расширение и качественное изменение характера   международных связей нашего государства, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранные языки реально востребованными в практической деятельности человека. Все это существенно повышает статус предмета иностранный язык и мотивацию его изучения.

      Мотивация- важнейшая пружина процесса овладения иностранным языком. Формирование мотивации- это не «перекладывание учителем в головы учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения». Формирование мотивации- это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

       Младший школьный возраст является самым благоприятным для формирования и сохранения в дальнейшем положительной мотивации к изучению английского языка. Для формирования положительной мотивации у младших школьников к изучению иностранного языка могут быть использованы различные методы и приемы.

      Но мы остановимся подробнее на внеклассной работе

      Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

     В данном учебном году, для повышения мотивации к предмету, проводится кружок «Happy English» для 4 классов.

     Программа имеет научно-познавательную (обще интеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.

     Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.

     Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребенку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.

      Программа составлена с учетом требований ФГОС НОО и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

       Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

      Цели программы:

  • создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка;
  • развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
  • знакомство с историей и культурой страны изучаемого языка, с элементами традиционной детской англоязычной культуры через произведения английского фольклора.

      Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлен с учетом материала программы обязательного изучения английского языка, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельностного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения английскому языку, с воспитанием личности младшего школьника и развитием его творческого потенциала.

        Программа состоит из трех относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности обучающихся и направлен на решение своих собственных педагогических задач.

    I Раздел « Мир игр и стихов» - 1 четверть. На данном этапе в игровой форме идет развитие всех видов речевой деятельности, но особое внимание уделяется повторению букв и звуков, изученного во 2,3-ом классе лексико-грамматического материала в игровой форме, расширению лексического запаса, чтению простых и интересных детских стихов, разучиванию и инсценированию английских песен. Как средство активизации и мотивации познавательной активности младших школьников на уроках английского языка игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности. (1. Веселая фонетика. 2. Веселые песни. 3. Давайте поиграем!)

      II Раздел «Английские традиции» - 2 четверть. В этом разделе младшие школьники знакомятся с культурой и традициями Англии, в частности, с обычаями празднования таких праздников как Рождество, Новый год, Хэллоуин. Кроме теоретических знаний по этой теме дети также принимают участие в этих праздниках, что способствует формированию интереса к стране изучаемого языка, воспитанию чувства толерантности и уважения к другой культуре.

     III Раздел «Мир сказок и театра» - 3 и 4 четверти. Этот раздел самый сложный в курсе. Основной задачей этого этапа является овладение учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования. На смену игровой деятельности на занятиях все больше приходит учебная. (3 четверть – 1. Путешествие в Лондон. 2. Английские праздники: День Св.Валентина. 3. Сказка «Пряничный человечек»; 4 четверть – сказка «Три медведя» (инсценировка).)

      Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к овладению иноязычным общением. Именно драматизация помогает детям «окунуться в язык», преодолеть речевой барьер.

        Сказки – замечательное средство приобщения детей к культуре народов, к развитию речи. Сказки на английском языке превращают процесс обучения ребенка в привлекательную игру. Во многих из них встречается типичный для фольклора композиционный прием – повтор. Каждый эпизод, обогащаясь новой деталью, повторяет почти дословно предыдущий, что помогает узнаванию слов и постепенно образует навык восприятия текста. Чтение формирует интеллект, способствует развитию познавательных интересов, а также общей культуры школьников.

         В преподавании иностранного языка внеурочная деятельность занимает важное место и проводится в соответствии со спецификой предмета. Она решает две главные задачи: во-первых, развитие интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и умений по данному предмету; во-вторых, организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания.

            Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:

  1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности;
  2. Внеурочный характер занятий, который выражается в отсутствии строго урочной регламентации: время, места, формы их проведения;
  3. Большая самостояиельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений.

          Подводя итог, отметим, что создание комфортной образовательной среды очень важно для повышения мотивации к изучению английского языка. Для познавательной мотивации к изучению иностранного языка необходимо использование активных методов обучения и сочетание различных видов деятельности. Все эти виды деятельности помогают учащимся совершенствовать уровень их практических навыков говорения, расширяет их кругозор, развивает их творческие способности т.д. У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, повышается работоспособность на уроках иностранного языка, доброжелательность.

    Использование различных форм внеурочной деятельности, которые помогают стимулировать мотивацию учения, вызывают у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, положительно влмяют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка; формируют навыки и умения исследовательского характера, способствуют развитию творчества и самостоятельности школьников, приучают детей к систематическому умственному труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ  МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ...

«Повышение мотивации к изучению английского языка через переписку с зарубежными сверстниками»

В статье представлен опыт переписки с зарубежными сверстниками....

Статья ПОВЫШЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Статья посвящена актуальной проблеме повышения мотивации в процессе изучения английского языка; рассматриваются приемы повышения внутренней мотивации обучающихся на уроках английского языка.The articl...

Повышение мотивации к изучению английского языка через внеклассную деятельность.

Изучение английского языка само по себе представляется довольно трудным делом. Особенно в коррекционной школе, где учатся не простые дети.  У них есть проблемы со здоровьем, в том числе ре...

«Повышение познавательной мотивации к изучению английского языка»

Из опыта работы «Повышение познавательной мотивации к изучению английского языка»...

"Технология сотрудничества как метод повышения учебной мотивации к изучению английского языка в основной школе"

Статья по методике применения технологии сотрудничества на уроках английского языка в 7-8 классах основной школы....