«Развитие коммуникативной компетенции в изучении английского языка посредством вовлечения учащихся в волонтерское движение».
статья по английскому языку (11 класс)

Шманатова Светлана Валерьевна

материал полезен учителям, готовящим учеников к волонтерской деятельночсти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл respublika_mordoviya.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Республика Мордовия

Управление по социальной работе

администрации Чамзинского муниципального района

«Развитие коммуникативной компетенции в изучении английского языка посредством вовлечения учащихся в волонтерское движение».

        Подготовила и провела:

Шманатова С.В.

учитель английского языка

МБОУ «Киржеманская СОШ»

 

    В настоящее время, когда в России происходит смена образовательной парадигмы и становление новой системы образования, необходим иной уровень знаний и профессиональной компетентности учителя. Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное образование.

       Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Кроме того, изучение ИЯ должно обеспечить приобщение обучающихся к культуре стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представить ее средствами ИЯ, включение школьников в диалог культур. В современных условиях востребован человек, хорошо владеющий иностранным языком.

     Актуальность данной темы подвела меня к вопросу как научить школьников иноязычному общению, как сделать так, чтобы на моих уроках все детские глаза сияли, чтобы интерес моих учеников не пропадал ни на минуту, чтобы они понимали и принимали цели, поставленные учителем, чтобы они были активными участниками реализации этих целей.

Используя разнообразные методы и приемы, технологии развития коммуникативных способностей школьников, можно привить учащимся интерес к изучению английского языка . Я глубоко убеждена в  изучении английского языка посредством вовлечения учащихся в волонтерское движение , что

приведет к лучшему осознанию культуры своей собственной страны, умению представить её средствами ИЯ, и вовлечет  включению школьников  в диалог культур.

Однако,научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса – задача достаточно сложная. Ведь  естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении. По сути уроки ИЯ - уроки  общения. Но при отсутствии языковой среды условия обучения находятся в противоречии с сущностью предмета, что составляет огромную трудность для учителей ИЯ.

Английский язык как школьный предмет относится к категории самых сложных. Поэтому на своих уроках я стараюсь создать естественные условия для общения, на сколько это возможно: задания ролевых игр, создание игровых ситуаций, использование занимательного материала, физкультминуток – всё это приближает речевую деятельность школьников к естественным нормам, активизирует ранее изученный материал. Н-р,  использую ситуацию «В международном лагере», реальное звуковое письмо учащихся.

Трудности и проблемы связаны с  тем, что эффективность развития коммуникативной и творческой активности и повышение качества обучения зависит не только от мотивации извне (со стороны учителя), но и от внутренней мотивации (со стороны  учащихся). Пробудить интерес к предмету, не отпугнуть сложностью, вызвать на каждом уроке ощущение новизны познаваемого – вот задачи современного учителя.

Провожу уроки творческого хпрактера по волонтерству.Результат оправдывает средства, ведь именно на таких уроках развивается и воспитывается личность, способная к самостоятельной творческой деятельности, развивается творческое мышление, информационные и коммуникативные компетентности, т.е. те качества личности, которые отвечают требованиям современного общества.

  Главное-  благоприятный психологический климат, умение планировать собственную работу и учить этому учащихся Обучая английскому языку, стремлюсь придать учебному процессу коммуникативный характер, создавая на уроке обстановку реального общения.

Для повышения эффективности уроков я использую инновационный опыт преподавания английского языка, предлагаю задания, включающие детей в самостоятельный, творческий, исследовательский поиск.

Я обеспечиваю условия для самореализации личности. Знание индивидуальных и личностных качеств, способствует развитию познавательного интереса, повышение мотивации в изучении иностранного языка. Так, уделяю особое внимание подготовке своих учеников к волонтерской деятельности.

 Так, ученица Светланы Валерьевны успешно сдала собеседование по английскому языку и стала единственной ученицей-волонтером в РМ на Чемпионате мира по водным видам спорта в 2015году в г.Казани.

Как учитель английского языка Шманатова Светлана. Валерьевна  действительно в 2014-2015 учебном году занималась языковой подготовкой с обучающейся 11 класса Шманатовой Александрой, и  имеет  позитивные результаты внеурочной деятельности, заявленных в портфолио:

Год

Ф.И.О. учащегося

класс

конкурс

результат

2014-2015

Шманатова Александра

11

Успешная сдача собеседования по английскому языку в г.Саранске, февраль,2015г.

Всероссийское он-лайн-тестирование по английскому языку на позицию волонтера-сопровождение VIP гостей, март 2015г.

Волонтер на позицию волонтера-сопровождение VIP гостей, на Чемпионате мира по водным видам спорта, г.Казань,2015г

.

     

Вместе со всей планетой!

Прошло не так много времени со дня завершения работы XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который стал грандиозным международным событием, объединившим свыше 25 тысяч молодых людей из 188 стран мира.

Фестиваль проходил под девизом «Вместе со всей планетой!» и включал обширную культурную, спортивную, дискуссионную программу. Учителя и учащиеся МБОУ «Киржеманская СОШ» не остались равнодушными к этому поистине мировому событию. Вместе со всей планетой следили за событиями фестиваля, проводили беседы с учащимися об истории и  традициях празднования этого ярчайшего явления. Атмосфера мероприятия сплатила нас, мы с нетерпением ожидали приезда участницы –волонтера Шманатовой Александры, студентки 3 курса Высшей Школы Экономики, которая успешно прошла жесткий отбор и попала в команду волонтеров Нижегородской области. Встретившись с ребятами, Александра с удовольствием поделились своими эмоциями, впечатлениями о мероприятии:

«На фестивале молодежи и студентов я выполняла функцию атташе иностранных делегаций, а именно - международной корпорации "Объединенная Авиастроительная Компания".

В мои обязанности входило сопровождение иностранных участников на протяжении всего фестиваля, поэтому приходилось быть включённой в работу 24 часа.

Принимая участие в таких значимых событиях, осознаешь, не только в чем ты силен, но и понимаешь, как скорректировать своё поведение, чтобы не показать слабые стороны. Всемирный фестиваль молодёжи и студентов подарил мне замечательных людей, с которыми завязалась очень тесная дружба.

Также стоит сказать слова благодарности фестивалю за то, что он подарил мне возможность оставить свой след в истории самого масштабного и грандиозного движения молодёжи и студентов всего мира!

Я бесконечно рада быть полезной своей стране!».

На встрече царила атмосфера общения! Ребята искренне интересовались культурными и образовательными событиями, встречами с иностранцами, их отношение к России, к русскому языку, к русской истории.

По словам Александры, самые запоминающие события – Открытие и Закрытие фестиваля, новые знакомства, встречи с известными экономистами и политиками не только России, но  и мира, участие в конкурсных мероприятиях. Например, конкурс на знание стихов Есенина на английском языке, где она завоевала 1место.

Итак, один из главных выводов мероприятия - нужно учить английский язык и участвовать в волонтерском движении. В беседе Александра вспомнила, как начиналось ее волонтерская деятельность в 2015году, как прошла собеседование по английскому языку в г.Саранске и стала единственной ученицей-волонтером Мордовии на Чемпионате мира по водным видам спорта в г.Казани..

Да, специфика предмета «Иностранный язык» требует от учащихся напряженной умственной деятельности, внимания, заучивание слов, текстов. Будучи учителем английского языка 24 года, я вижу, что не всем детям иностранный язык дается легко. Интерес: вот, что в изучении любого предмета является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков. Поэтому я постоянно ищу пути повышения интереса к своему предмету. Современные технологии  помогают нам в этом. Сейчас мой кабинет иностранного языка хорошо оснащен.

И поверьте, какое бы у меня не было настроение, оно всегда улучшается, когда я захожу в класс и говорю Hello, how are you? И слышу в ответ: « Fine. And how are you?» Я отвечаю: « Great.!!!»  И мне действительно хорошо при виде этих глаз и улыбок… Я понимаю, что когда то сделала правильный выбор. Несколько слов из моих бесед с детьми о волонтерах.

  1. Волонтеры участвуют в проектах на добровольной основе, получая при этом бесплатную еду, крышу над головой, возможность попутешествовать и приобрести новых друзей. Не ждите, что вас будут учить, учитесь сами

Волонтерские проекты — не языковая школа, поэтому целенаправленно никто не будет обучать вас английскому. Это тот самый случай, когда спасение утопающих — дело рук самих утопающих. То есть, если вы ставите себе цель подтянуть английский, старайтесь больше общаться с окружающими, запоминайте их фразы и т. д.

  1. Выходите «в люди»

У всех волонтеров есть свободное время, которое они могут проводить любым удобным им способом. Используйте эту возможность, чтобы подтянуть свой английский: отправьтесь на экскурсию по городу, спрашивайте дорогу у прохожих, совершайте покупки в магазине, сделайте заказ в кафе — любое общение будет полезно для вашей устной речи.

  1. Используйте «домашние заготовки»

Помимо тех слов и фраз, которые вы узнаете во время общения с англоговорящими волонтерами, вы можете заранее выучить различные полезные фразы из разговорников, новые слова, которые хотели бы использовать в своей речи. За границей у вас будет возможность попрактиковаться в использовании изученной лексики, вы сможете перевести ее из пассивного словарного запаса в активный. Старайтесь не общаться на родном языке

Некоторые люди совершают такую ошибку: находят своего соотечественника и общаются только с ним на родном языке, а потом удивляются, почему поездка не принесла никакой пользы их знаниям английского. Некоторые отправляются на волонтерский проект с другом или родственником, в результате большую часть времени говорят с ним на родном языке, совсем забывая попрактиковать английский. Чтобы с вами такого не случилось, ищите друзей среди иностранцев и общайтесь с ними при любой возможности.

  1. Заводите новые знакомства

В проекте вы можете найти много друзей-единомышленников, которые впоследствии смогут помочь вам совершенствовать английский. Общайтесь с окружающими, возьмите контакты Скайпа или email своих новых друзей и оттачивайте свой английский не выходя из дома.

https://vk.com/workcamp сли вам 16-25 лет, то вы можете легко стать волонтёром. Если вам 25+, то придётся поискать программы для взрослых. Требований к уровню владения английским языком, чаще всего, нет, поэтому не стесняйтесь своего «бегиннера» и отбросьте все сомнения в сторону. Для того, чтобы стать волонтёром, вам нужно зайти на сайт проверенной волонтёрской организации, выбрать интересные предложения (почти как у туроператора) и связаться с ними по всем вопросам.

Сайты международных волонтёрских организаций

  1. http://www.novoe-pokolenie.ru/ — здесь предлагают, пожалуй, самые дешевые волонтёрские туры в Германию. Автор данной статьи дважды ездил в Германию через Новое Поколение. За последние годы организация выросла и расширила сферу деятельности на другие страны и добавила новые виды культурного обмена. Рекомендую!
  2. http://world4u.ru/ — этот сайт мне рекомендовали мои друзья. По моему субъективному мнению, Российский волонтёрский центр Мир4Ю предлагает на выбор более широкий спектр стран, даже экзотических.
  3. http://ayavolunteer.ru/ — сюжет об этой организации показывали по Первому каналу, где НПО AYA Volunteer centre был рекомендован, прежде всего, как волонтёрский центр для взрослых.


Вот мнение Шманатовой А.  Ее позиция- сопровождение супервипов. Да, футбол действительно сближает людей. Очень интересно было слушать иностранных болельщиков. Мы совсем не общались о политике, больше они рассказывали о своих впечатлениях о России. Скажем так, ожидания и действительность.  К сожалению, ни одного селфи с футболистами я так и не сделал. Нам было запрещено подходить к ним и фотографироваться. Кураторы следили за нами, чтобы мы не отлынивали и не нарушали правил.

 К сожалению или к счастью, да. Нам запрещено рассказывать о своей работе, ее подробностях, деталях. Поэтому я бы хотел остаться анонимным, мало ли.

Участие в волонтёрском движении вызвало у меня море положительных эмоций. – Ощущение единения, работа в команде – это то, что было нужно всем нам. Жизнь измеряется не количеством сделанных вдохов и выдохов, а количеством тех моментов, от которых у тебя захватывает дух! Волонтерство на чемпионате – тот самый случай! Весь турнир стал источником новых впечатлений, историй и знакомств! Это был насыщенный месяц, который подарил мне не только много положительных эмоций, но и практику языка, новые навыки и умения, единомышленников и воспоминания на всю жизнь!

Каждый из нас, посвятив свою жизнь профессии учителя, выбрал путь постоянного поиска, работы над собой, путь сомнений и беспокойства, необыкновенной требовательности к себе, путь упорного и каждодневного труда -  и только при сложении  всех этих составляющих  можно добиться успеха и удовлетворения от работы.

     И в заключении,  Мартин Лютер Кинг как -то сказал : «У меня есть мечта». И у меня есть мечта: я мечтаю увидеть мир, когда бы не было ни физических, ни материальных ограничений, а было прекрасное желание человека - увидеть мир своими глазами: погулять на набережной Темзы, увидеть Букингемский Дворец и т. д. - почувствовать дыхание истории на своём лице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через использование проектной деятельности

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он  позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы...

Пути повышения уровня развития коммуникативных компетенций при изучении английского языка

Пути повышенияуровня развития коммуникативных компетенцийпри изучении английского языка...

Представление собственного инновационного педагогического опыта. Развитие основ коммуникативной компетенции при изучении английского языка в средних и старших классах

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования говорится ...

Развитие основ коммуникативной компетенции при изучении английского языка в младших классах

В последние годы увеличивающийся поток информации требуетвнимания к развитию языковой компетентности младших школьников.Компетенция –совокупная характеристика знаний, умений и навыков, формируемых в п...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка посредством формирования грамматических навыков

статья на тему "Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка посредством формирования грамматических навыков"...

Развитие речевой компетенции при обучении английскому языку посредством драматизации.

В методической разработке содержится анализ научно-методической литературы по данной проблеме, рекомендации по развитию речевой компетенции обучающихся посредством драматизации в урочной и внеурочной ...