Методичка приемов в рамках системно - деятельностного подхода
методическая разработка по английскому языку

Данилова Мария Петровна

В пособии представлены (собранные из разных технологий) приёмы введения учащихся в тему урока и выхода из урока, которые повышают мотивацию учащихся к получению знаний. Эти приемы используются мною при проведению уроков английского языка во всех классах. Но эти приемы носят метапредметный технологичный характер и могут быть использованы педагогами всех учебных предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пособие приемов264.63 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на МС

МОУ Куропатинской СОШ

№ 3 от 20.12.2016  

____________________   Н.А. Громова

МОУ Куропатинская СОШ

Тамбовский район

Сборник методических материалов

"Метапредметные приёмы на этапах входа в урок (определение темы) и рефлексии в рамках системно – деятельностного подхода"

Составитель: учитель английского языка

Данилова Мария Петровна

2017 год

Метапредметный урок с позиции системно – деятельностного подхода - это урок, целью которого является получение учащимися знаний, применимых не только на всех предметах в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях.

Мотивацией к получению знаний на уроке является хорошее осознание ребенком той деятельности, которой он сейчас занимается. Поэтому так важны два этапа урока – вход в тему и рефлексия. Введение учащихся в тему урока – это ясное понимание учениками сути изучаемого предмета, его логики и последовательности изучения нового материала (алгоритма действий). Учащийся осознает, что он в теме не знает и что нужно сделать на этом отрезке времени (уроке), чтобы это узнать. Четкое представление о теме урока помогает ребенку определить порядок действий, выстраивать внутреннюю логику изучения и это ему понято. Это и является главным условием мотивации ученика на уроке.

Законченность урока выражается в том, чтобы ученик мог оценить прочность собственных приобретенных знаний в стандартной или нестандартной ситуации. Это получение удовлетворения от собственных успехов «я это понял», «я знаю, как это сделать», «у меня получилось!». Эту возможность нужно предоставлять учащимся в конце урока на этапе рефлексии.

Я представляю некоторые (собранные из разных технологий) приёмы введения учащихся в тему урока и выхода из урока, которые повышают мотивацию учащихся к получению знаний. Эти приемы используются мною при проведении уроков английского языка во всех классах. Но эти приемы носят метапредметный технологичный характер и могут быть использованы педагогами всех учебных предметов.

Творческих успехов!

Приемы входа в урок, определение темы урока

  1.  «Неполный текст»

 Данный прием предполагает использование текста, в котором пропущена информация.

Например: 2 класс УМК Кузовлев В.П., тема «Вопросительные предложения со структурой Have you got …?»

Выполняя данное задание, учащиеся приходят к затруднению, в ходе которого определяется тема урока, и ставятся цели.

  1. «Кластер»

Обучающимся представляется заполненный кластер, в котором нет центра – темы кластера. В ходе анализа составных частей кластера, обучающиеся определяют тему урока и ставят цели.

Например: 6 класс УМК Биболетовой, тема «Великобритания»

  1. «Синквейн»

План написания:

  • Первая строка - одним словом обозначается тема (имя существительное).
  • Вторая строка - описание темы двумя словами (имена прилагательные).
  • Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия).
  • Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).
  • Пятая строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

 Обучающимся предъявляется синквейн, без первой строки. Анализирую составные части синквейна, определяют его тему и ставят цели.

?

Friendly, loving

Live together, work, relax

I love my family

Relatives

Тема синквейна «Family».

4. «Яркое пятно».

Прием заключается в том, что среди множества однотипных слов одно выделено цветом, расположением или размером. Таким образом, внимание концентрируется на выделенном предмете.

Пример: тема занятия «Past Simple» (Простое прошедшее время), на доске выписаны пары глаголов:

Make-made, begin-began, go-went, COOK- COOKED

Глагол написан крупным шрифтом, окончание – ed выделено. Совместно c учащимися определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Затем определяется тема и цели урока.

  1. «Отсроченная догадка»

Обучающимся предлагается просмотр или прослушивание аудио записи, после которого они определяют, о чем они, называют тему урока и ставят цели.

Например: УМК Биболетова 6 класс, тема «Scotland» (Шотландия). Просмотр видео по ссылке: http://www.youtube.com/watch?v=6_fVkYAEaug

  1. «Доскажи словечко»

Данный прием используется на начальном этапе обучения английскому языку, с целью повышения мотивации к изучению.

Обучающимся предлагаются загадки с пропущенными словами по определенной теме, возникают затруднение сказать их на английском. Определяют тему урока и ставят цели.

Например:                 Пищу называют ...food .

Для шарика, для друга,

Припас я сахар … sugar.

Масло нужно всем ребятам.

Масло по-английски …butter.

Так и лезет ко мне в рот

Этот вкусный бутерброд.

Сверху …butter

Снизу …bread

Всегда ты сладкий ждешь сюрприз.

Конфетки по-английски - …sweets.

  1. «Исключение»

Учащимся предлагаются набор слов и задание: «Определите, что объединяет все эти слова.  Какое слово является лишним в этом ряде? По каким критериям вы это определили?»

Например:

На доске пишется список слов: sugar, salt, banana, milk, water, coffee, tea, coke, etc.

  1. «Группировка»

В данном приеме учащимся предлагается разделить слова или картинки на группы, объясняя свой выбор. Определяем тему уроку и ставим цели.

Например:

Тема занятия «Shops and shopping» (Магазины и поход по магазинам) 6 класс УМК Кузовлев. Задание: Мы идем в магазин. У нас с собой список продуктов. Согласно списку нам надо купить “Meat” (Мясо), “Fish” (Рыбу), “Fruit” (Фрукты) and Vegetables (Овощи)”.

Слова: beef, carp, apple, marrow, banana, plum, onion, veal, cod, lemon, radish, pork, chicken, date, bean, carrot, potato, lamb, grape, mango, pear, tomato, herring, eel, cucumber.… Распределите все покупки по отделам:

Meat

Fish

Fruit

Vegetables

  1. «Верные и неверные утверждения»

Для наглядности лучше использовать таблицы. Например, при чтении тематического текста по теме “The UK” 6 класс УМК Биболетовой:

До прочтения

После прочтения

The UK is situated on the continent.

The UK is situated on the British Isles.

The UK is separated from the continent by the sea.        

The UK is separated from the continent by the English Channel and the Strait of Dover.

All people on the British Isles are called English.

People from Scotland, Wales or Northern Ireland are not English.

Everyone in England speaks only English.        

Everyone in England speaks English, but in Scotland and Wales people speak different languages.

  1. «Мозговой штурм» (создание паутины - WEB-WORD).

Метод «мозгового штурма» подходит для начала изучения новой темы, так как он показывает, каким лексическим запасом и грамматическими конструкциями ученик уже владеет, а чему еще нужно уделить внимание.

Например: 8 класс УМК Биболетовой, тема «Экологические проблемы»

Задание: What’s your association with the word «ecological problem»?

Запись на доске:

В ходе высказывания ассоциаций, учитель подводить учащихся к определению темы урока и постановке целей.

Приёмы рефлексии

  1. «Акрослово»

Данный прием заключается в подборе слов к каждой букве ключевого слова темы урока.

Например:

Father

Aunt

Mother

Interesting

Lovely

Years

  1. «Синквейн»

План написания:

  • Первая строка - одним словом обозначается тема (имя существительное).
  • Вторая строка - описание темы двумя словами (имена прилагательные).
  • Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия).
  • Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).
  • Пятая строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Например: 6 класс, тема урока «Дом – милый дом», УМК Кузовлева

Home

Lovely, comfortable

Live, spend, like

I love my home.

House

  1. «Тест»

Один из самых простых способов проверки усвоения знаний на уроке, позволяет учащимся оценить свои знания.

Например: 6 класс, тема урока «Шотландия», УМК Биболетовой.

Отметка выставляется учащимися в соответствии с правильно выполненными заданиями: «5» - 5, «4» - 4, «3» - 3, «2 – 1» - 2.

  1. Scotland consists of … regions.
  1. 2   b)  3     c) 4
  1. The capital of Scotland is ….

          a) London   b) Edinburgh   c) Cardiff

  1.  The symbol of Scotland is ….
  1. a thistle  b)  a red rose c) a daffodil
  1. The most important cities of Scotland are ….
  1. Moscow, London  b) Edinburgh, Glasgow  

c) Cardiff, Snowdon

  1.  The national instrument of Scotland is ….
  1. piano  b) guitar c)  bagpipes
  1. «Лото»

Прием помогает проверить усвоение лексических единиц учащимися как в конце урока, так и на этапе актуализации знаний. Учитель называет изученные лексические единицы на английском, учащиеся должны найти их русские эквиваленты и закрашивают. Затем учащиеся проверяют себя по эталону и ставят отметку.

Например: 2 класс тема «Числа от 1 до 10», УМК Кузовлева. Учитель называет числа: five, ten, seven, one, three (5, 10, 7, 1, 3). Учащиеся закрашивают в таблице числа:

2

1

3

7

5

8

4

9

10

  1. «Кластер»

Обучающимся представляется схема кластера, в центре которого записана основная тема урока. Обучающиеся заполняют ответвления кластера основными понятиями и словосочетаниями по теме, затем представляют краткое высказывание по нему классу.

Например: 8 класс тема «Газеты» («Newspapers»), УМК Биболетовой

  1. «Диалог»

Для выполнения данного задания учащимся предлагаются карточки с началом фраз диалога. Прием использую для закрепления таких тем, как 4, 6 классы – «Покупки еды и одежды», 7 класс – «Знакомство с участниками соревнований», темы по страноведению в 5 – 9 классах (разговор с туристическим агентом о планировании путешествия) и др.

Например: 6 класс тема «Шотландия», УМК Биболетовой. Учащимся представлены следующие карточки диалога:

  • Would you like to visit …?
  • Of course I would.
  • We are going to … first.
  • Fantastic!
  • On Saturday we’ll take part in …
  • That sound amazing!
  1. «Мини – проект»

Данный прием рефлексии может занимать 7 – 10 минут, учащиеся должны за небольшой промежуток времени подготовить небольшое высказывание по теме урока, проиллюстрировать его и публично представить классу. Это помогает формированию одного из самых значимых метапредметных умений – умения публично выступать. Например: 8 класс тема урока «Экологические проблемы и пути их решения». Учащимся предлагается написать объявление о «Clean – Day in our school/ park/ village/ city or town» (субботник в школе, парке, селе, городе). Дети представляют объявления по определенной схеме:

                                                                                           

  1. «Знаю – не знаю»

Прием заключается в том, что учащиеся в начале урока отвечают на вопросы, в которых больше ответов будет «нет». После изучения нового материала, его отработки, обучающиеся возвращаются к данным вопросам, вновь на них отвечают. Учитель, проанализировав данные карточки, может запланировать отработку проблемных вопросов на следующий урок.

Например: 8 класс тема «СМИ: газеты», УМК Биболетовой, представлены следующие вопросы

Ответь на вопросы.

Фамилия, имя___________________________________________

№п.п

Вопросы:

В начале урока

В конце урока

1

Знаешь ли ты лексику по теме «Newspapers»?

2

Можешь ли ты составлять слова по буквам, которые даны в разброс?

3

Можешь ли ты читать про себя текст с извлечением определённой информации?

4

Можешь ли ты озаглавливать статьи из английских газет?

5

Можешь ли ты заполнять пропуски в газетных статьях?

6

Знаешь ли ты, какие существуют два основных типа английских газет?

7

Можешь ли ты сказать, в чём сходство и различие между серьёзными английскими газетами и жёлтой прессой?

Литература:

  1. Головкина Екатерина Вячеславовна. Подведение итогов уроков. Рефлексия. http://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka 
  2. Стандарты второго поколения. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Технология целеполагания урока. Г.О. Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
  4. Образовательная технология и целеполагание. Г.Г. Левитас//Завуч. -2003г.-№ 1
  5. http://festival.1september.ru/articles/630735/  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по природоведению в 5 классе в рамках системно-деятельностного подхода.

Тема урока: Свойства твердых тел, жидкостей и газов.(Свойства твердых тел, жидкостей и газов, деформация, упругость, пластичность, учебник «Природоведение. 5 класс» под ред. В.М. Пакулова, Н.В. ...

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

Организация урока литературы в рамках системно-деятельностного подхода: урок по теме "Эмоциоанально-образный анализ рассказа В.М.Шукшина "Дядя Ермолай"(с применением интернет-ресурсов)

Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода: определена деятельность ученика (учащиеся организованы в группы) и учителя на уроке, мотивация к целеполаганию, цели и задачи, рефлек...

Доклад на тему «Методы и приёмы работы в рамках системно - деятельностного подхода при преподавании русского языка и литературы »

   Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет ак...

Приемы работы с информацией в рамках системно-деятельностного подхода

В рамках системно-деятельностного подхода у современных школьников должны быть сформированы не только умения самостоятельно использовать приобретенные знания, но и должна быть возможность самим ...

Приемы обучения на этапе актуализации знаний для урока в рамках системно-деятельностного подхода

Приём  “Я беру тебя с собой “ Приём “Да-Нет”. Приём “Шаг за шагом”. Приём  “Жокей и лошадь”.  Приём «Толстый и тонкий вопрос»  Стратегия “Вопросительные сл...

Методические приемы для реализации системно-деятельностного подхода, применяемые на уроках физики.

У Конфуция, древнего философа и мыслителя Китая, есть мудрая мысль, которая помогает понять, как лучше всего чему-либо научиться: «Послушайте – вы забудете, посмотрите – вы запомните...