Психофизическое здоровье- ключ к успеху
статья по английскому языку

Сысоева Каринэ Владимировна

В данной статье рассматриваются педагогические методы и приемы обучения, основанные на принципах здоровьесберегающего урока, направленные на укрепление физиологической и психологической стрессоустойчивости, которые я использую в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihofizicheskoe_zdorove_-_klyuch_k_uspehu.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

             Психофизическое здоровье - ключ к успеху

«Человек –высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере одному требованию: быть здоровым.»

                            А.А. Леонов

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

                      Ж.Ж. Руссо

Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Согласно определению всемирной организации здравоохранения здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой, с самим собой. Дело сохранения и приумножения здоровья нации становится государственной политикой.

Быть здоровым- естественное желание каждого человека. На первый взгляд может показаться, что здоровье человека – его личное дело, но здоровье- понятие не только биологическое, но и социальное. Социально-экономические условия, плохая экология, преобладание у детей вредных привычек, кроме того, интенсификация учебного процесса, большая занятость детей в сети дополнительного образования приводит к значительному росту детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Как следствие этого: снижение иммунитета, рост количества заболеваний, низкий уровень активности учащихся на уроках слабая успеваемость.

В связи с этим в школах страны возникает проблема: как сориентировать весь образовательный процесс, все культурно- воспитательное пространство, чтобы вместе с аттестатом о среднем образовании наши выпускники получили и сертификат здоровья яс пометкой «Заболеваний нет?»

Нельзя сказать, что современная школа не ищет выхода из создавшейся ситуации. В последнее десятилетие предлагались и апробировались различные формы и технологии профилактики и укрепления здоровья. С 2013года школа – участник Регионального пилотного проекта по здоровьесбережению с применением аппаратно- программного комплекса диагностического назначения «Армис». А с 2015 года в нашей школе реализуется разработанный педагогическим коллективом проект «Здоровьесберегающая социализация младших школьников», который позволяет рассматривать систему приобщения детей к здоровому образу жизни как широкую социальную, а не узкую педагогическую проблему.

Проект включает систему мероприятий, в которую входят: ежегодная диспансеризация на аппарате Армис; классные и общешкольные мероприятия, пронизывающие учебный процесс, начиная с первого класса по принципу спирального обучения с обязательным привлечением родителей и медицинских специалистов.

В 2016 году решением экспертного совета по здоровьесбережению Министерства общего и профессионального образования Ростовской области присвоен Серебряный сертификат здоровьесберегающей деятельности.В 2018 году данный проект занял второе место в рамках муниципального этапа областного конкурса «За успехи в воспитании». А в 2019 году- стал призером областного этапа.

Являясь руководителем творческой группы учителей, в задачу которых входит внедрение и применение системы здоровьесберегающих технологий, которые помогают сохранить работоспособность учащихся на уроке, поднять психоэмоциональный уровень учебного процесса.

Институтом возрастной физиологии РАО определены школьные факторы риска, которые негативно сказываются на здоровье детей. Даже в случае минимального влияния каждого из факторов, их суммарное воздействие на ученика оказывается значимым. Одним из источников стресса в школьной жизни может служить даже обычный урок. Можно ли полностью исключить или минимизировать негативное влияние школьных факторов риска на рост, развитие и здоровье детей? Несомненно. Психофизическое развитие и здоровье детей занимает важное место в моей работе.

В своей деятельности я учитываю принципы здоровьесберегающего урока, направленные на укрепление физиологической и психологической стрессоустойчивости. Мне хотелось бы остановиться более подробно на некоторых педагогических методах и приемах обучения, которые я использую в своей работе.

1.Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся:

использование положительных установок на успех в деятельности  «У меня все получится! Я справлюсь! Мне все по силам!»

умение настроить себя на положительную волну «Улыбнись самому себе»

рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые символизируют предстоящий день и т.д.

2. Проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, фонематических разминок, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости, а значит сохранения, укрепления и развития своего здоровья.

Физкультминутки чередуются с учебной деятельностью. Они могут перекликаться с темой урока, ненавязчиво закрепляя ее в игровой форме, в то же время дети выполняют физические упражнения.

         А могут быть и скрытыми,  например упражнение «Четыре угла». В четырех углах кабинета размещаем картинки, схемы, слова, числа, фигуры, правила. Предлагаю ученикам выбрать нужную карточку, составить пары, найти «лишнее», восстановить последовательность. Это упражнение развивает зрительно-моторную реакцию, скорость ориентации в пространстве. Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем.

Урок неполноценен, если в нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток.

Пение на иностранном языке снижает утомляемость и доставляет учащимся большое удовольствие, несет огромный эмоциональный заряд, способствует поднятию настроения. Очень полезно использовать песни с движениями и танцами на уроке английского языка.

3.Объяснение материала с опорой на субъективный опыт учащихся, как это предлагается в технологии личносто-ориентированного обучения. В результате использования методов данной технологии дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности. Это: методы свободного выбора( свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества); активные методы           (ученики в роли учителя, обсуждение в парах, ролевая игра, дискуссия).

Например, упражнение «Комплименты»- дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников. Игра «Вам сообщение»- по кругу передается сообщение, например, «Я рад тебя видеть»(«I'm glad to see you»), «Ты сегодня хорошо выглядишь» («You're nice today».

Все эти методы и приемы помогают мне в работе с учениками, в общении с ними, а ребятам помогают раскрепоститься, отдохнуть эмоционально и физически, настроиться на работу. Четыре года работы в проекте по формированию условий здоровьесберегающей социализации позволяют сделать следующие выводы: педагогом-психологом школы был зафиксирован высокий уровень настроения, оптимизма и более низкий уровень фоновой тревожности. Положительный микроклимат урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации и интереса к уроку.

Литература

  1. Александрова, английской песни для развития социокультурной компетенции у учащихся / // Methods of Teaching№ 7 
  2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. С.21 – 28.
  3. Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
  4. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
  5. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. С.29 – 34. Фомина Н.А.
  6. Чеботарева О.В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Здоровье – ключ к успеху»

Цель: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведен...

Презентация «Здоровье – ключ к успеху»

Презентация к классному часу для 10-го класса на тему «Здоровье – ключ к успеху»....

Консультация для родителей: "Здоровый образ жизни - ключ к успеху"

Ни для кого не секрет, что здоровый образ жизни является ключом к успеху, и прививать его надо с детских лет. При правильном режиме дети не только растут здоровыми физически, но и духовно, интеллектуа...

Работа с родителями - ключ к успеху в реабилитации детей и подростков.

Помочь семье (матери) обрести прежний социально-психологический и социокультурный статус, выйти из состояния психологического стресса....

Учебная игра для актива школ "Ключи к успеху"

сценарий + разработки (детские) к мастер-классам....

Сбор "Ключи к успеху"

Эпигроф: "Если ты всегда впереди, в массе жизни, гуще событий, и других готов за собой вести, значит ты по натуре - ЛИДЕР"...

Статья "Развитие коммуникативных умений как ключ к успеху ученика"

Как добиться того, чтобы наши ученики были успешны? Статья "Развитие коммуникативных умений как ключ к успеху ученика" является попыткой ответить на этот вопрос, поделиться своим личным опытом....