Игра как средство снятия эмоционального напряжения на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку

Назарова Ирина Николаевна

С примерами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nazarova_igra.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство снятия психоэмоционального напряжения на уроке

        (Из опыта работы учителя английского языка  Назаровой И.Н. МБОУ «СОШ №5»)

     

         Я работаю учителем английского языка. Мой стаж работы 16 лет. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков), т. е  иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся.

В первые годы моей работы в школе  на своих уроках я замечала, что дети  были напряжены, даже испытывали страх перед необходимостью изучать чужой язык, боялись ошибиться. Это отрицательно отражалось на качестве знаний. Кроме того, как правило, не все родители компетентны и могут оказать помощь своему ребёнку при выполнении домашних заданий, что  так же  вызывает у учащихся неуверенность и беспокойство. Столкнувшись с этой проблемой и проведя анкетирование на  выявление уровня дискомфорта учащихся на уроке, я пришла к выводу о необходимости  создания особой щадящей среды  для  учеников на уроках английского языка с целью повышения  их мотивации  к изучению языка и снятию психологического дискомфорта . Для создания этой щадящей среды из всех современных образовательных технологий я выбрала игровую технологию. Игра  помогает мне  превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие.

      В книге доктора педагогических наук  Ефима Израилевича  Пассова «Урок иностранного языка в школе» мы встречаем следующее определение игры: «…Игра – это:

   1)     деятельность,

   2)     мотивированность, отсутствие принуждения,

   3)     индивидуализированная деятельность, глубоко личная,

   4)     обучение и воспитание в коллективе и через коллектив,

   5)     развитие психических функций и способностей,

   6)    «учение с увлечением» (говоря словами С.Л. Соловейчика)»

      В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности  и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

      На своих уроках я применяю различные виды игр :   

1) Подвижные игры. Я провожу физкультминутки, хором проговаривая рифмовки на английском языке, сопровождая их соответствующими движениями. Вот видео ролик физкультминутки в 4 классе.  Использую игры-пантомимы для закрепления  лексики по теме «Животные».(Ребята изображают животных.) А  также использую пантомиму  для отработки английских глаголов в начальной школе. (Услышав английский глагол, ученики показывают действие.)

2) Игры-соревнования. Традиционно провожу на неделе английского языка либо в связи с праздниками. У меня разработан урок-викторина «Галерея портретов». Развешиваю на стенах кабинета портреты известных английских личностей с краткой информацией об их жизни и заслугах, приглашаю учащихся познакомиться  с портретами , а затем делю класс на 2 команды и провожу викторину по увиденному.

  С удовольствием 10-тиклассники  играют в игру, посвящённую Дню Святого Валентина, где двум командам предлагается выполнить ряд увлекательных заданий, таких как «Сделай комплимент» или «Напиши любовное письмо».

3) Игры с предметами. Систематически использую мяч для закрепления активной лексики урока  с младшими школьниками . Вот мы закрепляем 2 формы неправильных глаголов в 4 классе.

4) Диалоги с  игрушками, героями сказок. В 3-м классе разыгрываем диалог «За столом», когда ребята угощают куклу. Во 2-м  классе разговариваем с клоуном. Вот второклассники рассказывают клоуну, каких животных они знают.  

  5)  Фонетические (проговариваем хором рифмовки, отрабатываем скороговорки); лексические ( обычно с мячом),  грамматические игры (описание картинки для тренировки времён английского глагола, например). ( Продемонстрировать картинки, которые описали пятиклассники после изучения настоящего длительного времени.)

6) Мини-проекты. Это не научные проекты, а скорее творческие работы учащихся, при этом оригинально оформленные. (Продемонстрировать работы детей.)

7)Игры- рекламы.  Учащиеся работают в группах и рекламируют ,например, достопримечательности Лондона, отеля, спортивного клуба.

8)  Ролевые игры.


       Именно ролевые игры я применяю  особенно часто на своих уроках. Почему?  Ролевые игры в группе детей дают возможность  воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни.   Принятые роли позволяют устранять такие факторы, как стеснение, страх, скованность, тревожность. Большинство учащихся, особенно дети 9–12 лет, легко вступают в общение, радуются любым ролям. В 5-м классе после изучения темы «Лондон»  я провожу урок-экскурсию, где ребята пробуют себя в роли гидов, рассказывая о достопримечательностях английской столицы.

 В 6-м классе, изучив тему «Продукты», провожу игру «В магазине продуктов». Учащиеся играют роли покупателя и продавца.

 Учащиеся 7–9-х классов уже труднее вовлекаются в общение, требуют более бережного подхода при распределении заданий, ролей, партнеров. Игры- интервью   с известными  людьми  вызывают интерес у ребят.  8 класс разыгрывает роли журналиста и поп звезды. На тематику старшего этапа( 10-11классы) хорошо ложатся ситуации, моделирующие всякого рода конференции,  международные симпозиумы по проблемам современности, например,   конференция на тему “Изменения климата” (10 класс), ролевая игра “Семейный конфликт»(10 класс) или конференция на тему «Клонирование»(11 класс).

        Ролевая игра – это приём, который позволяет ученикам совершенствовать свои речевые навыки и умения, а также попробовать свои силы в актёрском мастерстве.

        Применение игровой технологии на уроке, безусловно, эффективно. Дети всегда ждут с нетерпением слов «Давайте играть» или «А теперь игра!» и сразу оживают. Их улыбки, желание говорить на английском языке служат показателем их заинтересованности и положительного эмоционального настроя.

       Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что игра –  это и  средство мотивации учащихся к учебному процессу ,  и важное условие психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативные игры как средство формирования речевых умений на уроках английского языка»

В  последние годы, прежде всего в свете требований Концепции модернизации российского образования, в теории и практике работы  окончательно сформировалось убеждение о необходимости фор...

Доклад "Игра - как средство воспитания коммуникативных качеств на уроке английского языка".

Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей преподавателя явля...

Игровые и здоровье-сберегающие игры как средство совершенствования лексических навыков на уроках Английского языка в старших классах

В данной статье описываются основные принципы методиеских подходов к обучению лексике в старших классах....

Ролевая игра как средство развития диалогической речи на уроках английского языка

Содержание Введение.......................................................................................................... 31. Теоретические основы развития навыков диалогической речи............

Ролевая игра как средство обучения разговорной речи на уроках английского языка на примере 9-го класса

Ролевая игра как средство обучения разговорной речи на уроках английского языка на примере 9-го класса...

Театрализация как средство снятия языкового барьера на уроках английского языка

Доклад: что такое театрализаци  и как она влияет на учащихся...