Статья "Мнемотехника как метод обучения иностранному языку"
статья по английскому языку

Сергеева Оксана Владимировна

В данной статье рассматривается понятие Мнемотехника, а также мнемотехнические приемы, которые можно использовать при обучении иностранному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mnemotehnika.docx115.84 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника

как метод обучения иностранному языку

Сергеева Оксана Владимировна

учитель английского языка

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №461

Колпинского района Санкт-Петербурга

Санкт – Петербург

2018-2019 год 

  «Учите ребенка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»Картинки по запросу «Ребенок мыслит образами»

К. Д. Ушинский

Всем, наверно, знакома такая ситуация, когда вы что-то хотите сказать, но не хватает слов. Словарный запас - одна из составляющих изучения любого языка. Чем больше слов мы знаем, тем легче общаться. Словарный запас постоянно надо пополнять, т.е. надо запоминать новые слова.

 Какой способ в основном люди применяют для того, чтобы запомнить новые слова? Ответы: записывают в столбик, заучивают.

Но процесс это довольно длительный и трудный. В ходе изучения языка многие задумываются над тем, как можно запоминание сделать более легким, быстрым.

Современный учитель должен обладать широким спектром разнообразных методов, приемов, технологий для обучения иностранному языку. Знание иностранного языка в современное время стало абсолютной необходимостью. Но не каждый ученик обладает яркими лингвистическими способностями, крепкой памятью и, что немало важно, терпением. Залог успешного изучения любого предмета кроется в интересе к самому предмету. При изучении английского языка обучающимся необходимо запоминать огромное количество слов и словосочетаний, необходимых для формирования коммуникативной компетенции. Для того, чтобы заставить ученика не просто запомнить важные правила английской грамматики, но и зажечь в его глазах интерес к предмету в целом, современному учителю английского языка приходит на помощь замечательный метод - мнемотехника.

 

Современная педагогика предлагает нам множество технологий. А теперь добавим еще одну технологию – мнемотехнику.

Цель мнемотехники, как технологии развивать и совершенствовать

коммуникативную компетенцию.

Задача - создавать образы и ассоциации, придумывать рассказы, используя методы (приемы, средства) и формы обучения (личностно-ориентированный подход).

В настоящее время учителя все чаще сталкиваемся с такими проблемами в развитии детей, как:

Бедный словарный запас

Неумение согласовывать слова в предложении

Нарушение звукопроизношения

Неспособность построить монолог

Бедная диалогическая речь

Плохое развитие связной речи

Несформированность психических процессов

Несовершенство различных видов мышления

Поэтому перед нами встает задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. «Мнемотехнические приемы» делают уроки живыми, насыщенными творчеством и энергией мысли.

Очевидные достоинства мнемотехники не вызывают ни у кого сомнений,

однако очень часто встречаешь неприятие этих методов среди взрослых. Как

правило, их отпугивает “несерьезность” методов запоминания, развивающая

воображение и ассоциативное мышление.

В защиту этого метода хочу сказать, что он многообразен. Включает в себя

большое количество приемов, имеет под собой научное объяснение. Но

самое главное -это то, что этот метод полностью соответствует новым стандартам и не исключает использование других технологий на уроке, а

также эта технология интересна всем возрастным группам учащихся. И даже,

если сначала ребята относятся скептически к составлению ассоциаций, в

дальнейшем, видя свой прогресс, они меняют мнение.

Приемы мнемотехники разнообразны, вот лишь некоторые из них.

  1. Метод фонетических ассоциаций (кодирование по созвучию). Необходимо похожие по звучанию слова преобразовать в образы и соединить их в воображении, даже если в реальности это невозможно.
  2. Метод визуальных (зрительных) ассоциации (перевод слова в образ). Главное в образовании ассоциаций это яркость образа. Чем ярче воображение, тем легче создавать связи между ними, соответственно больше слов запоминается. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, абсурдными, смешными, образными, неожиданными, новыми.

Алгоритм обучения:

  • Примеры учителя
  • Свои примеры по образцу
  • Свои примеры без образца
  • Индивидуальная работа
  • Закрепление
  • Проверка

  1. Метод рифмизации. Короткие стихи облегчают также запоминание правил чтения, которые являются очень трудными из-за несовпадения написания букв и слов с чтением. Формируется выразительная и эмоциональная речь, звуковой повтор в рифмовке способствует выработке правильного произношения отдельных звуков, слов.

 

В заключении, хочется сказать, что методов заучивания лексики много, но каждый ученик должен сам выбрать именно тот, который подойдет именно ему. В любом случае, помните, что какой бы метод вы не выбрали, успех будет зависеть только от вашего желания, упорства и настойчивости. Только ежедневная и упорная работа приведет к желаемому результату. И знайте, что самый лучший способ правильно учить английские слова - это учить их с удовольствием!

Список использованной литературы

1. Бьюзен Т. Усовершенствуйте свою память. Минск. Попурри, 2003.

2. Дубровин М. Иллюстрированный путеводитель по английской грамматике. НАЧАЛА-ПРЕСС, 1992.

3. Слоненко Т.Б. Матюгин И.Ю. Как запоминать английские слова. Москва. РИПОЛ КЛАССИК, 2000.

3. Харламова М.В. Использование «идейных сеток» на уроке иностранного языка.//Иностранные языки в школе. – 2005.- №1.- С.3-9.

4. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники, 2002, электронная публикация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный метод обучения иностранным языкам

В рамках коммуникативной методики используется широкий спектр образовательных средств и приемов: общение  школьников с преподавателем-носителем языка и друг с другом, игровые элементы, аудио- и в...

Игра как метод обучения иностранному языку

Применение игровых технологий на уроке иностранного языка...

Активные методы обучения иностранному языку (подборка авторских разработок)

Активные методы обучения иностранному (английскому) языку Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике. Ка...

Групповые методы обучения иностранным языкам (метод «брейнсторминга»)

Обучение в сотрудничестве, метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии предполагают групповую совместную работу учащихся. Cитуация, когда потребуется принять коллективное решение или сгене...

Современные методы обучения иностранному языку и их роль в развитии коммуникативной компетентности учащихся средней школы. Английский язык

Данная статья затрагивает актуальную в настоящее время проблему компетентностного подхода при обучении иностранному языку. Автором приведены методы обучения, способствующие развитию коммуникативных ко...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»...

Методы обучения иностранному языку, опираясь на родной язык

Публикация конспекта урока во 2 классе в местной образовательной брошюре, в рубрике "Из опыта работы"...