ИКТ-технологии как средство обучения иностранному языку детей с ОВЗ с нарушениями опорно-двигательного аппарата
статья по английскому языку

Егорова Екатерина Геннадьевна

В данной статье рассматриваются вопросы использования современных образовательных технологий при обучении иностранному языку детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt-tehnologii.docx32.6 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ-технологии как средство обучения иностранному языку детей с ОВЗ с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Information and communication technologies in foreign languages education of health limitations children with irregularities in backbone

Е.Г. Егорова,

педагог высшей квалификационной категории,

МБУ ДО «Центр Орбита» г.о. Королёв Московской области

E.G. Egorova,

The teacher

The high qualification category

Municipal budget additional educational institution “The Orbita Centre”

Korolev, Moscow region

В статье раскрываются вопросы организации и проведения дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья иностранному языку в условиях дополнительного образования детей при помощи информационно-коммуникативных технологий.

The article reveals the certain aspects of teaching health limitations children in foreign languages in the conditions of additional children education with the help of information and communication technologies.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, ИКТ, иностранные языки, дистанционное обучение, индивидуальные особенности

Key words: health limitation children, information and communication technologies, foreign languages, distance learning, special facilities

Изменения, стремительно происходящие в нашем обществе в связи с переходом на новые отношения, оказали значительное влияние и на развитие образования. В современных социокультурных и экономических условиях перестраивается практика работы всех образовательных учреждений с ориентацией на воспитанника как на личность, которая является самосознательным, ответственным субъектом собственного развития и субъектом учебно-воспитательного взаимодействия. Отличительной особенностью педагогических подходов, начиная с 80-х годов прошлого века становится направленность на конкретного ребенка, на создание необходимых условий для его активной творческой самореализации. Творцом, так же как интеллектуалом, не рождаются, все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени, в той или иной форме присущ каждому из нас [6, с.130].

Строгие рамки занятия и насыщенность программы не всегда дают детям (в том числе с ОВЗ) возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность.

Расширение образовательных возможностей обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Программы дополнительного образования решают задачи адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций.
Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
способствует повышению их социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в разрешении проблем, затрагивающих их интересы.
Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья
 означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные детско- взрослые сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора (социальные пробы) при определении своего жизненного и профессионального пути [4]. А знание иностранного языка сегодня как нельзя лучше подходит для социализации и связи с внешним миром.

Однако, не у всех детей есть возможность добираться к месту учебы самостоятельно в силу состояния здоровья. К тому же, не все учреждения имеют беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), в том числе с использованием кресла-коляски [7]. Исключением не является и наш МБУ ДО «Центр Орбита» г.о. Королёв Московской области.

 Одним из путей решения этих проблем является использование возможностей дистанционных образовательных технологий в практике работы педагога дополнительного образования.

Дистанционное обучение (ДО) является перспективным способом получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Дистанционное обучение — это обучение с помощью технологий, позволяющих получать образование на расстоянии, например, из дома. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [8].

Оно имеет ряд преимуществ перед обычным, ведь так дети с ОВЗ с сохранным интеллектом:

  • могут получать качественные знания, не выходя из дома; 
  • учиться в соответствии со своими физическими способностями; 
  • беспрепятственно достигать поставленных целей и реализовывать мечты. 

В основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разнотемпного обучения, самостоятельность в самообразовании школьников с ОВЗ начального, среднего и старшего звена с сохранным интеллектом по различным образовательным областям, сочетание различных форм и методов взаимодействия учителя и ученика. Нами в процессе обучения иностранному языку используются следующие технологии на разных этапах обучения:

  1. Здоровьесберегающая технология (чередование поз на занятии, физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии);
  2. Технология игровой деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) (обогащение словарного запаса, саморегуляция) [5, C.56];
  3. Аудиовизуальные технологии обучения (Апатова Н.В., Беспалько В.П.) (формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей) [3];
  4. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) («погружение» в языковую среду, снятие неуверенности в общении) [5, С. 68-71];
  5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков) (сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей) [5, C.95-97].

Сегодня в мире существует огромное разнообразие инструментов, которые могут быть использованы в учебной деятельности. В этом разделе мы постарались выявить и систематизировать те виды цифровых сервисов и инструментов, которые:

• имеют историю использования в системе образования;

• распространены в русскоязычном сегменте сети Интернет;

• вокруг которых уже сложились сетевые сообщества;

• имеют сформированные базы знаний, где каждый желающий использовать сервис сможет оперативно получить дополнительную информацию;

• имеют низкий порог входа и подходят для педагогов, не имеющих сильных ИТ-компетенций.

Мы систематизировали сервисы по нескольким категориям относительно образовательных задач, которые можно решать с их помощью. В описании приводятся либо прямые ссылки на сетевые сообщества и методические материалы, в которых педагог может найти лучшие практики, либо, если таких сообществ много, более общие описания сообществ, позволяющие найти интересующие материалы [9].

Организация индивидуальной и групповой работы с использованием инструментов трансляции и видеосвязи:

  1. Skype Ссылка: https://www.skype.com/. Назначение: система проведения видеоконференций и вебинаров. Сообщество и учебные материалы: система очных и сетевых мероприятий «Скайпофон», в ходе которых учителя делятся своим опытом использования Skype в урочной и внеурочной деятельности. По всему миру в этих мероприятиях принимают участие более 500 тысяч участников.
  2. Zoom Ссылка: https://zoom.us/. Назначение: облачная платформа для видеоконференций, веб-конференций, вебинаров Сообщество и учебные материалы: справочные материалы и служба поддержки https://support.zoom.us/.
  3. 3. Google Hangouts Ссылка: https://hangouts.google.com/. Назначение: система проведения видеоконференций, предоставляющая возможность записи и публикации материалов вебинара на YouTube. Сообщество и учебные материалы: разнообразные образовательные YouTube-каналы, основанные на использовании Hangоut.
  4. ВКонтакте Ссылка: https://vk.com/video Назначение: онлайн-трансляции видеопотока. Высокая вероятность наличия у учеников учетной записи позволяет оперативно найти или оповестить их и вовлечь в участие в видеотрансляции. Сообщество и учебные материалы: доступна непрерывная техническая поддержка, тематические группы и форумы в самой социальной сети, а также учебные материалы: https://vk.com/@authors-create-stream 
  5. Одноклассники Ссылка: https://ok.me/ Назначение: организация онлайн-занятий с помощью прямых трансляции для неограниченного количества зрителей со своего компьютера, ноутбука или смартфона. Во время эфира зрители могут обсуждать и отвечать на вопросы лектора/учителя в онлайн-чате. Также возможны групповые видеозвонки до 100 собеседников. Таким образом, в ОК можно легко проводить вебинары и онлайн-уроки. Сообщество и учебные материалы: Разработчики социальной сети подготовили подробную инструкцию по использованию ее сервисов для организации дистанционного обучения: https://ok.me/8E9

Хранение и распространение материалов (файлов любых типов):

  1. Google Drive Ссылка: https://drive.google.com Назначение: облачное хранение файлов любых типов. Возможность распространения и удаленного доступа к файлам. Сообщество и учебные материалы: многочисленные примеры, когда учебные группы выстраивают свою работу на основе совместного создания и редактирования документов Google.
  2. Яндекс Диск Ссылка: disk.yandex.ru Назначение: облачное хранение файлов любых типов. Возможность распространения и удаленного доступа к файлам.
  3. Microsoft OneDrive Ссылка: https://onedrive.live.com/. Назначение: хранение и совместное использование файлов.
  4. DropBox Ссылка: https://www.dropbox.com/ Назначение: хранение файлов, организация совместного использования, работа над проектами. Сообщество и учебные материалы: DropBox поддерживает сообщество, собирающее примеры использования сервиса в учебном процессе: https://www.dropbox.com/ru/education.

В своей работе мы используем преимущественно инструменты трансляции и видеосвязи Skype, Zoom, а также некоторые сервисы хранения и распространения материалов (Google Drive, Яндекс Диск, Microsoft OneDrive).

Каждому участнику ДО предоставлен доступ к программе Skype или Zoom, посредством которой педагог и ученик осуществляет непосредственное общение на расстоянии через технические средства, а также УМК К. Кауфман и М. Кауфман “Happy English.ru” с аудиоматериалами для школьников начального и среднего звена.

Новизной обучения является тот факт, что содержание курса строится по сюжетно-тематическому принципу, согласно которому наиболее типичные коммуникативные задачи, решаемые детьми обучаемого возраста, помещены в контекст наиболее близкой им сферы деятельности — волшебного приключения в стране изучаемого языка. Сквозная оригинальная сюжетная линия является особенностью содержательного построения курса и обеспечивает эффективность подачи учебного материала, реализацию всех учебных, образовательных и воспитательных целей и задач.

Игры и игровые компоненты являются неотъемлемой частью всей используемой предметной линии учебников “Happy English.ru”. Это и настольные игры „ходилки“ разного типа, лото, бинго, кроссворды, лабиринты, ленты слов, раскраски, викторины, шифровки и т. п., и традиционные подстановки букв, слов, скрамблы и др., и подвижные, ролевые игры, в том числе с элементами театрализации. [2, C.6]. В игре ребенок формируется как личность, у него формируются те стороны психики, которые в дальнейшем определят социальную успешность, значимость и защищенность Ведущие психологи – А. В. Запорожец, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин и др. – выделяют
некоторые общие особенности детской психологии, предполагающие применение игр и игровых методов наиболее приемлемым
в общении и работе с детьми. Особое внимание они обращают на
формирование значимых эмоций в структуре игровой деятельности. Положительные эмоции являются двигателем и связующим звеном детской игры, создают благоприятную атмосферу, обеспечивают должный уровень психологической комфортности, необходимый каждому ребенку. Кроме этого, игра может служить средством коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей. В силу возраста и несовершенства коммуникативных способностей дети во многих случаях затрудняются описать свои переживания, негативные настроения и т.д., игра, как невербальный способ передать желаемое с помощью предметов, движений, мимики для ребенка естественна. Особое внимание обращается на формирование значимых эмоций в структуре игровой деятельности. Дети в меньшей степени способны к рефлексии своих эмоций, проявления чувственной сферы у них выводятся неосознанно, минуя фильтр осознания. Игра – это и способ осознания действительности и, как следствие этого, выражение своего отношения к ней. В данной системе работы игры и игровые упражнения несут в себе как смысловую, так и, в большей степени, корректирующую и развивающую нагрузку. При таком подходе, в первую очередь, происходит формирование нравственной сферы, осознание мотивации тех или иных поступков, действий, замыслов, их влияние на окружающую микросреду [1, C.157-158].

Обучение с использованием современных программных и технических средств делает образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной. Приём Skype-презентация (Zoom-презентация) позволяет педагогу использовать цифровые образовательные ресурсы, разработанные как самим педагогом, так и взятые из сети Интернет: электронные учебные пособия; электронные справочники; учебные аудио- и видеоматериалы; информационные материалы.

Развитие произвольного внимания происходит на базе непроизвольного. Так на компьютере можно выделять или подчеркивать то, что наиболее важно для понимания и усвоения того или иного раздела программы. Использование интересного, увлекательного материала способствует поддержанию внимания в течение более длительного срока. Для поддержания повышенного уровня внимания на протяжении занятий может быть полезно создание у учеников ожидания интересного продолжения в конце. Немаловажную роль имеет речь учителя. Она должна быть внятной, четкой, оптимальной громкости с переменными интонациями, приуроченными к тем местам объяснения, которые имеют ключевое значение. Важно использовать разные приемы привлечения непроизвольного внимания детей на протяжении занятия с учетом его содержания. [1, C.90].

ИКТ как средство наглядности дает большие возможности знакомства с культурой страны изучаемого языка. Имея серии занятий по конкретной теме, они постепенно складываются в систему. На таких занятиях показывается большое количество материала за короткий отрезок времени. Картинки, рисунки, комментарии к ним меняют друг друга, вовлекая учащегося в процесс обучения. При рассмотрении каждой темы принципиально важной позицией является не перечисление изолированных сведений об англоязычной культуре, реалиях и традициях страны изучаемого языка, а постоянное сравнение и сопоставительный анализ англоязычной и русскоязычной культур, неотъемлемой частью которых является осознание роли языка.

Приемы стимулирования к речевому общению весьма разнообразны именно своей «обыденностью» и поэтому привлекают детей. Материал, данный в аудиозаписях, пополняет словарный запас учащихся в интересной, увлекательной для детей форме, дает наглядное обозрение лексики, приуроченной к тому или иному занятию, а также увеличивает мотивацию детей к изучению иностранного языка. Упражнения помогают закрепить новую лексику, а простые тексты из жизни англоговорящих стран - развить полученные знания и умения по изучаемой теме. Все вышеуказанные приемы помогают ребенку погрузиться в среду и культуру изучаемого языка, знакомят со страноведческими реалиями страны изучаемого языка, создают непринужденную обстановку сотрудничества и взаимовыручки. Все это в конечном итоге должно создавать положительную мотивацию и интерес к обучению.

Достоинством программы Skype (Zoom) является возможность общения в групповом чате. Это очень удобно, когда идет коллективная работа ребенка с ОВЗ и педагога, обсуждение какой-либо проблемы.

Обучение в любое время, в любом месте позволяет учащимся выработать индивидуальный график обучения, так как занятия с детьми с ОВЗ обычно проходят в индивидуальных группах.

Учащийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным темам. Малый объем внимания, характерный для детей с трудностями в обучении различной этиологии, требует уменьшения количества элементов, которые должны отслеживаться учениками при выполнении различных заданий. Крайне сложными являются такие требования, как поддержание разных интервалов на тетрадном листе, что часто осложняется нарушениями зрительно-пространственного характера. Что делать в этих случаях? Детям с неустойчивым вниманием и повышенной отвлекаемостью, наряду с истощаемостью, необходимо уменьшить объем задания, например, величину читаемого или письменного текста [1, c.91]. Успех в усвоении нового учебного материала очень часто зависит от темпа его предъявления. Важно добавить, что узнавание ранее воспринятого обычно сопровождается положительными эмоциями. Поэтому педагогу целесообразно начинать занятие с краткого повторения хорошо усвоенных понятий, а затем переходить к малознакомому, изучение которого начато недавно, и завершить объяснением нового. Положительный эффект дает запись на мониторе нового материала и оставление его до следующего урока [1, c.91-92].

Интенсивная работа на уроке всегда приводит к накоплению напряженности. Для снятия напряжения можно проводить физкультминутки. Многим нашим детям присуща эмоционально-волевая незрелость, поэтому педагогам и родителям следует широко использовать поощрения. Это могут быть слова похвалы, положительная оценка качества  выполненной работы. Отрицательные оценки деятельности ученика, особенно в нашем случае, влияют крайне неблагоприятно [1, c.92].

Несмотря на многочисленные положительные моменты применения дистанционных образовательных технологий, имеется ряд отрицательных сторон: самообразование, сложность в организации учебной работы и распределении учебного времени, дорогостоящее оборудование и т.д.

 Трудности, с которыми можно столкнуться в ходе работы:

  • необходимо упорядочить, систематизировать имеющийся опыт работы с дистанционным обучением для выработки единой линии учебного процесса, получать полноценную методическую поддержку и техническую помощь в работе;
  • отсутствие системы работы с детьми с ОВЗ диктует необходимость создания собственной программы развития и взаимодействия с такими учащимися;
  • потребность родителей обучающихся в широкой информированности о содержании и результатах образовательной и воспитательной деятельности, в широком доступе к учебно-методическим материалам.

 Дистанционные технологии также могут быть использованы в процессе очного группового обучения с соблюдением вышеперечисленных условий. Например, использование сети Интернет для демонстрации наглядного материала, аудио- и видеоматериалов помогает поддерживать мотивацию к обучению.

Таким образом, дистанционное образование помогает детям с ограниченными возможностями здоровья не только осваивать традиционные образовательные программы, но и двигаться значительно дальше своих сверстников, если возможности организма это позволяют.


Список использованной литературы

  1. Алехина, С.В., Семаго, Н.Я., Фадина, А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. [Текст].- Методические рекомендации .-Центр «Школьная книга».-Москва.2010.
  2. Английский язык: Happy English.ru. 2 класс. Книга для учителя / Кауфман К.И., Кауфман М.Ю.  -Обнинск, 2012 -48 с.
  3. А. С. Зимина, Р. А. Фахрутдинова Формирование лингвистических компетенций в процессе обучения иностранному языку [Текст] / А. С. Зимина, Р. А. Фахрутдинова // Интерактивная наука. — 2017. — № 2 (12). — С. 89–91. — ISSN 2414-9411.
  4. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ПИСЬМО от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09
    О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование,1998.-256 с.
  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное.-Феникс, Ростов-на-Дону, 2000.
  7. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021). Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
  9. Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционной форме / И. А. Карлов, В. О. Ковалев, Н. А. Кожевников, Е. Д. Патаракин, И. Д. Фрумин, А. Н. Швиндт, Д. О. Шонов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 56 с. — 200 экз. — (Современная аналитика образования. № 4 (34).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Возможности информационных технологий как средства обучения иностранному языку в средней школе"

В Статье рассказывается о возможностях использования информационных технологий как средства обучения иностранному языку в средней школе...

Тетрадь здоровья для детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Тетрадь здоровья - это не дневник, а настоящий медицинский документ. В ней предусмотрены специальные записи веса и роста ребенка в разном возрасте, показатели физических данных, перенесенные болезни и...

Особенности обучения иностранным языкам детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Статья предназначена для педагогов иностранного языка, которые занимаются обучением детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Особое внимание уделено особенностям высших психических функций д...

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для обучающегося по АОП ООО для детей с ЗПР с нарушением опорно-двигательного аппарата, 7 класс

Рабочая  программа   учебного предмета  «Английский язык» для обучающегося по АОП ООО  для детей с ЗПР с нарушением опорно-двигательного аппарата, 7 класс...

Формирование пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством нейрокинезиологических упражнений

Как развивать мелкую моторику у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как формировать пространственные представления, все это представлено в моем опыте....