Стратегии обучения говорению как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся с целью их подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по английскому языку
учебно-методический материал по английскому языку (11 класс)

Бусурина Алёна Николаевна
Представленный учебно-методический материал отражает попытку найти ответы на актуальные вопросы методики преподавания иностранного языка. Как эффективно обучать говорению, чтобы способствовать реализации главной цели процесса обучения иностранному языку − формированию коммуникативной компетенции? Как эффективно подготовить учащихся к выполнению заданий раздела "Говорение"?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_metodicheskaya_tema.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Бусурина А.Н.

Обучение говорению как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся с целью их подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по английскому языку

Проблема  выбора эффективных приемов обучения говорению и подготовки к сдаче ЕГЭ  по  английскому  языку  является весьма актуальной. До сих пор выдающиеся методисты, учителя и преподаватели, как зарубежные, так и отечественные не могут сойтись во мнении о том, как же  эффективно  обучать  говорению,  чтобы  способствовать  реализации главной  цели  процесса  обучения  иностранному  языку – формированию коммуникативной компетенции.  Актуальна данная проблема и для тех, кто готовит или готовится к сдаче ЕГЭ по английскому языку, ведь одним из

испытаний в данном экзамене являются задания раздела "Говорение".

Говорение как вид речевой деятельности

Как было сказано ранее, главной целью обучения иностранным языкам в современной школе является формирование коммуникативной компетенции, а именно использование языка в реальной жизни, на практике в общении с другими людьми.   При обучении говорению как виду речевой деятельности, мы должны стремиться к формированию как речевых умений, так и языковых для осуществления эффективного, грамотного процесса коммуникации.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что говорение − это один из продуктивных видов речевой деятельности, в результате которого активизируются все навыки, умения и знания, приобретенные в процессе обучения иностранному языку. При говорении язык находит реализацию в речи наших учеников, а именно в логически связанных
высказываниях. Процесс говорения − это процесс общения, передачи информации, в котором функции общения, также как и язык находят свою реализацию.

Работа  по  обучению говорению включает несколько уровней:

  1. Начальный, включающий ответы на вопросы с опорой на текст или без нее, но обязательно с участием преподавателя;
  2. Средний, предполагающий опору на текст и различные наглядные средства;
  3. Самостоятельный – с отсутствием опор, кроме знаний по предмету высказывания, подразумевающий применение в речи сложных предметно-смысловых конструкций .

Подготовленная и неподготовленная речь может выражаться при помощи диалога или монолога.

Обучение говорению начинается с первых уроков в тесной взаимосвязи с обучением аудированию, чтению и письму. Формирование первичного говорения осуществляется с формированием навыков. Для этого используется специальная система упражнений:

  1. Языковых/ подготовительных/ тренировочных (имитативные, подстановочные, комбинационные (построение высказывания на основе объединения данных элементов предложения), трансформационные);
  2. Условно-речевых (на основе текста);
  3. Собственно-речевых (упражнения вопросные и ответные, ситуативные, репродуктивные, дискутивные, дескриптивные (описательные с опорой на наглядность), инициативные (ролевые игры, интервью), игровые, переводные).

Первая группа упражнений начинается с подготовительных упражнений – это в основном лексико-грамматические упражнения, которые выполняются устно в классе с групповым проговариванием. Их цель – закрепление лексики и грамматики.              Подготовительные упражнения направлены на обучение компонентам монологической речи: образованию фраз и соединению их между собой в соответствии с логикой изложения [3, с.89].

Упражнения трансформационного характера тренируют механизм синонимических замен.

Учащихся необходимо обучать постановке вопросов в быстром темпе и быстрому ответу на них, перечислению и описанию предметов, картинок. Сначала учащимся необходимо говорить хотя бы 2-3 взаимосвязанных предложения, тренируя, таким образом способность без пауз и растерянности сразу выстраивать микротекст, т. е. отрабатывать механизмы экстренности и продуктивности.

Основные виды подготовительных упражнений:

  • имитативные (воспроизведение образца, имитация его);
  • подстановочные (воспроизведение образца на основе изменения лексического наполнения);
  • комбинаторные (построение высказывания на основе объединения данных элементов предложения);
  • трансформационные (изменение грамматической или лексической структуры).

Вторая группа упражнений (условно-речевые) связана с опорой на текст, с воспроизведением прочитанного и услышанного как можно ближе к оригиналу.

Особые требования предъявляются к тексту для пересказа: он должен быть сравнительно небольшого объема, с четко выраженным содержанием, не перегруженным деталями, названиями мест, городов, именами, из текстов учащиеся должны получать новую и значимую для себя информацию.

Работа над текстом должна строиться по следующему сценарию:

  • ответы на вопросы по тексту. Вопросы смысловые, они могут быть даны до прочтения, тогда будет дана установка на выделение содержания;
  • выделение главного;
  • нахождение в тексте ответов на вопросы и их озвучивание;
  • выстраивание логической цепочки развития действия. Преподаватель читает, а потом кратко пересказывает, нарушая последовательность, учащиеся при этом должны исправить и рассказать правильно;
  • краткий и развернутый пересказ, самим придумать описание героя, дать свою оценку с использованием формул: I think …, in my opinion …, I suppose …

При этом нужно выстраивать систему стимулов:

  • текст;
  • наглядность (предметно-изобразительная: рисунки, картинки);
  • тема [4, с.55].

Тема задает лишь предмет разговора, но не ограничивает самостоятельности говорящего.

Сначала формируются первичные умения на основе изученного материала, далее идет развитие этих умений, а затем – их совершенствование.

Третья группа упражнений (речевые) направлена на выработку умений пересказывать текст, последовательно раскрывать тему, строить микро- и макроситуативные высказывания по картине и без неё, выступать с сообщениями, докладами, принимать участие в дискуссиях, диспутах [2, с.22].

Значимое место в речевых упражнениях занимает обучение пересказу во всех его разновидностях (в подготовленной, частично подготовленной, неподготовленной речи). Подготовка к пересказу включает: составление плана, выписывание опорных слов, замену отдельных абзацев предложениями.

Основные виды речевых упражнений:

  • вопросно-ответные;
  • ситуативные;
  • репродуктивные;
  • дискутивные;
  • дескриптивные (описание с опорой на наглядность);
  • инициативные (ролевые игры, интервью);
  • игровые (викторины);
  • переводные.

Таким образом, обучение продуктивному говорения – довольно длительный и сложный процесс, включающий в себя ряд правил, принципов и этапов, строго соблюдая которые преподаватель и учащиеся достигнуть главной цели изучения иностранного языка – научиться говорить на нем.

Единый  Государственный  Экзамен  по английскому языку ставит перед собой задачу проверки уровня владения  иностранным  языком  в  определенных  жизненных  ситуациях.  Иными словами, проверки степени достижения главной цели обучения иностранным языкам в принципе −  коммуникативной компетенции.

ЕГЭ по английскому языку состоит из нескольких разделов, каждый из которых направлен на проверку определенных знаний о языковой системе, степени сформированности тех или иных умений. Устная часть экзамена имеет  своей  целью  проведение  диагностики  коммуникативных  умений сдающего. Она представляет собой достаточно сложное испытание в виде четырех заданий, направленных на проверку владения различными аспектами процесса говорения как вида речевой деятельности. Правильно подобранная стратегия подготовки к выполнению устной части ЕГЭ, системность и постоянная практика являются залогом успешного выполнения предложенных в экзамене заданий. Учитель с помощью комбинирования различных приемов, средств, форм организации уроков может разнообразить не только сам процесс обучения иностранному языку, обучения говорению, но и непосредственно подготовку к сдаче экзамена. Необычные формы организации уроков (например, уроки, основанные на методе кейсов) по изучению того или иного учебного материала, подготовки к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку могут повысить эффективность проводимых занятий.

Устная часть КИМ ЕГЭ по английскому языку 2022 года  включает в себя 4 части.

Задание 1 - это задание базового уровня сложности. За 1,5 минуты нужно подготовить выразительное чтение вслух текста информационно-познавательного характера. Само чтение текста вслух также не должно занимать более 1,5 минут. За выполнение этого задания можно получить максимум 1 балл.

Второе задание (условный диалог-расспрос)  заключается в составлении вопросов к рекламному объявлению. Даны направления по тематикам вопросов, учащимся лишь остается выбрать тип вопроса в соответствии с заданной речевой ситуацией и составить его. Конечно же, выполнение данного задания не лишено ошибок и некоторых трудностей. Здесь нужно помнить в первую очередь о соблюдении порядка слов в различных типах вопросов в английском языке, не дать свободному порядку слов родного русского языка сбить себя с толку. 4 балла − награда за правильно выполненное задание.

 В задании 3 (условный диалог-интервью) необходимо ответить на 5 вопросов интервьюера на актуальную тему. Каждый ответ на вопрос интервьюера оценивается от 0 до 1 балла. Максимальное количество баллов за выполнение задания 3 – 5 баллов.

 В задании 4 предлагается оставить голосовое сообщение другу, вместе с которым выполняется проектная работа. В этом сообщении надо кратко описать две фотографии-иллюстрации к теме проекта, обосновать выбор фотографии-иллюстрации и выразить своё мнение по теме проектной работы. Соответствующие изменения были внесены в критерии

оценивания выполнения задания. Максимальное количество баллов за выполнение задания 4 – 10 баллов.

Как  эффективно  подготовить учащихся  к  выполнению заданий раздела "Говорение" и  какой стратегии следует придерживаться?

1) Изучение документации, демо-версий, спецификации, кодификатора, критериев оценивания и т.п.

2) Ознакомление учащегося со структурой экзамена, форматом заданий, правилами заполнения бланков.

3) Формирование умения сдачи компьютеризированных экзаменов является весьма сложной в психологическом плане задачей. Поэтому так важна психологическая  помощь  учащемуся,  формирование  умений приспособления  к  самим  условиям,  обстановке,  в  которой  проводится экзамен по иностранному языку.

4) Выбор  единой стратегии подготовки к выполнению  заданий. Конечно же, существует  огромное  количество  тренировочных  материалов,  но  при отсутствии  четкого  плана  овладения  умениями  говорения  тренировка  не будет являться эффективной и приносить плоды.

Методические рекомендации ФИПИ по подготовке к ЕГЭ

В процессе подготовки к устной части ЕГЭ делайте аудиозапись своих ответов,
прослушивайте и анализируйте их. Старайтесь контролировать время
высказывания, используя любой таймер, а также обычные или песочные часы. Во
время экзамена на экране компьютера будет специальный таймер, который
поможет Вам сориентироваться, сколько времени от подготовки (ответа) прошло,
а сколько осталось.         Самое главное – тренируйтесь в неподготовленной, спонтанной речи. Ни в коемслучае при тренировке не пишите текст ответа и не заучивайте его наизусть. Если у Вас не развиты умения говорения и небольшой словарный запас, можно
использовать следующее подготовительное упражнение. Выполните задание 3 или
4, затем прослушайте свой ответ, проанализируйте недостатки и напишите список
слов и выражений для улучшения своего ответа – но именно список слов
и выражений, а не полный текст ответа. Затем с опорой на этот список ещё раз
выполните задание. Помните, что всё ещё популярный «топиковый» подход, когда
ученик пишет дома текст, выучивает его наизусть и воспроизводит на уроке – это
тупиковый путь. Так нельзя научиться говорить на иностранном языке. Не отрицая
полностью пользы таких заданий, следует признать, что, используя только их,
невозможно сформировать умения говорения.

Задание 1.

Фонетические навыки формируются в начальной школе
главным образом на основе имитации, подражания, но их можно значительно
развить и улучшить, работая с аудиозаписями из своих УМК, читая тексты вместе
с диктором и за диктором. Для того, чтобыэксперт оценил чтение текста вслух в 1 балл, участник экзамена должен допуститьне более пяти фонетических ошибок, при этом не более двух из них могут бытьгрубыми (т.е. препятствующими правильному узнаванию слова и пониманиючитаемого текста). Пример таких ошибок – ship or sheep, fin or thin.
● С точки зрения звуков необходимо научиться правильно произносить долгие
и краткие гласные, межзубные и фрикативные согласные, владеть так называемым
linking r, знать правила чтения и исключения из них.
● С точки зрения интонационного оформления текста, читаемого вслух, необходимо
научиться правильной расстановке пауз, расстановке фразового ударения,
владению восходящим и нисходящим тоном и правильному их использованию
в зависимости от разных коммуникативных типов высказывания, а также
в зависимости от законченности/незаконченности смысловой группы. Обращайте
внимание на пунктуационные знаки – они являются своеобразной подсказкой,
сигналом о необходимости использования паузы и восходящего или нисходящего
тона.
● Научитесь различать служебные и самостоятельные части речи, так как от этого
будет зависеть фразовое ударение в предложении. ● При подготовке к выполнению данного задания убедитесь, что Вы понимаетеобщее содержание читаемого текста, так как это позволит правильно расставитьпаузы и использовать логическое ударение.


Задание 2 – условный диалог-расспрос

 Данное задание также является заданием базового уровня сложности.
В соответствии с коммуникативной ситуацией экзаменуемым предлагается некая
реклама. Для того, чтобы принять решение, воспользоваться данным рекламным
предложением или нет, экзаменуемым предлагается задать несколько уточняющих
вопросов.
● На подготовку даётся 1,5 минуты, на каждый вопрос даётся 20 секунд. Каждый
правильно заданный вопрос оценивается в 1 балл (при этом принимаются только
прямые, грамматически верно составленные вопросы, отражающие запрос
в задании). Максимально за данное задание можно получить 5 баллов.
● В этом задании Вам не надо имитировать телефонный разговор, здороваться
и представляться. Надо просто задать пять прямых вопросов на основе опорных
слов.
● Повторите правило образования общих и специальных вопросов, обращая
внимание на порядок слов в вопросительном предложении и вопросительные
слова. В задании есть указание задавать прямые вопросы, однако если Вы зададите
вопрос с вежливым оборотом «Could you tell me where your café is situated?», этот
вопрос будет засчитан как правильный. Если же Вы начнете вопрос с того же
вежливого оборота, который сам по себе имеет вопросительную форму, но далее
используете предложение также с вопросительным порядком слов «Could you tell
me where is your café is situated?», это будет ошибкой, и балла за этот вопрос Вы
не получите.
● Фразы What about …?/ Could you tell me about/ Tell me about не являются прямыми,
грамматически корректно сформулированными вопросами и не могут считаться
верными ответами на данное задание.
● Не следует задавать несколько вопросов на одно и то же опорное слово в надежде,
что хотя бы один вопрос окажется правильным. Эксперт оценивает только один
вопрос – последний из прозвучавших. Поэтому, если экзаменуемый задал вопрос и
понял, что сделал в нём ошибку, то он может успеть в отведённое время задать тот
же вопрос правильно. Но если он исправит правильное на неправильное, то балла
не получит, т.к. второй окончательный ответ содержит ошибку. Здесь полная
аналогия с письменным экзаменом: если ученик зачеркнул правильное и написал
сверху неправильное – это считается ошибкой.

Методических рекомендаций по подготовке к выполнению заданий 3 и 4 ФИПИ на данный момент не представил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Надпредметная программа " Дебаты и дискуссии как средство развития коммуникативных компетенций обучающихся"

Данная надпредметная программа как никогда актуальна в наши дни. Многие преподаватели уже давно используют технологию дебатов в своей деятельности. Я использовала работы разных авторов и разные источн...

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...

Статья "Развитие коммуникативной компетенции обучающихся 7-9 классов посредством использования виртуальных туров на уроках английского языка."

Данная статья раскрывает понятие виртуальный тур и преимущества его использования на уроках английского языка как эффективного метода развития  монологической речи обучающихся....

Обучение комментированию цитат и афоризмов как средству формирования коммуникативной компетенции обучающихся иностранному языку (средняя и старшая ступени обучения АЯ)

ВведениеГлава I. Коммуникативная компетенция как одна из целей современного иноязычного образования1.1. Современные тенденции в методике преподавания и необходимость коммуникативно-ориентированного по...

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рам...

Развитие коммуникативной компетенции через систематическое использование аутентичных художественных фильмов и песен на уроках английского языка в среднем и старшем звене

Развитие коммуникативной компетенции через систематическое использование аутентичных художественных фильмов и песен на уроках английского языка в среднем и старшем звене...

Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся

В настоящее время возрастают требования к коммуникативному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора.   Проводимая в стр...