Реализация личностно ориентированного подхода на уроках английского языка при обучении детей с ОВЗ (ЗПР)
статья по английскому языку

Савочкина Екатерина Викторовна

В статье раскрыты основные принципы личностно ориентированного подхода в обучении детей с ОВЗ (ЗПР), какие технологии обучения использует автор статьи при практической реализации этого подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно ориентированные технологии на уроках английского языка при обучении детей с задержкой психического развития

Личностно ориентированная технология – это педагогическая технология организации воспитательного процесса и процесса обучения на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к полноправному участнику процесса. Эта технологий особенно актуальна при работе с детьми с ОВЗ, так как такие дети часто имеют высокий уровень тревожности, не сразу идут на контакт, плохо адаптируются к социальной среде, проявляют низкий познавательный интерес и т.д. Эта технология включает в себя индивидуальный подход, исключает наличие перегрузок и принуждения. Учитель переориентируется на личностную модель взаимодействия с учащимися, создает ситуацию успеха, обеспечивает диалоговое общение, вследствие чего ученик по собственному желанию активно включается в поисковую учебно-познавательную деятельность.

При составлении плана-конспекта личностно ориентированного урока, прежде всего стоит основываться на интересы и возможности класса в целом и отдельных учеников в частности. Это позволяет правильно выбрать способ мотивации учащихся на уроке, определить тип урока и форму работы, приемы и способы организации учебного взаимодействия. Также необходимо уделить особое внимание отбору материала урока. Объем и глубина даваемого материала должны быть адекватно подобраны с учетом особенностей детей. В противном случае, несмотря на успешную реализацию таких этапов урока как мотивация и целеполагание, а также создание ситуации успеха на уроке для ученика, практическая реализация этой ситуации потерпит неудачу, и урок не получит своего логического завершения.

В своей практике при личностно ориентированном обучении я часто использую технологии взаимообучения, разноуровневого обучения, игровые технологии, метод проектов.

Технология взаимообучения.

Выделяют пять причин, почему детям следует поучиться друг у друга:

  • Дети лучше осваивают предмет. Ребенок-«учитель» закрепляет материал, проговаривая его, а «ученики» легче понимают объяснения.
  • Ученики стремятся углублять свои знания. Прежде чем разъяснять другим, приходится самому хорошо разобраться теме.
  • Развиваются творческие способности. «Педагог» учится подбирать нужные слова, ассоциации, оригинальные объяснения.
  • Совершенствуются навыки общения. Дети учатся вставать на позицию другого человека, учитывать его мнение и особенности.
  • Дети учатся работать в команде. «Учитель» и «ученики» вместе несут ответственность за успехи друг друга

На своих уроках я обычно использую работу в статических парах: сильный ученик «учитель» - слабый ученик. При этом слабый ученик не испытывает психологического дискомфорта и спокойно задает вопросы по полученному заданию «учителю» и просит разъяснений, и так как материал дается сильным учеником в адаптированном им самим варианте с использованием доступных для понимания образов слабым учеником, то эффективность урока возрастает.

Вариантом задания может быть создание диалога по образцу, выполнение упражнения с взаимной проверкой …

Также взаимообучение может быть использовано и в послеурочное время, особенно в интернате, где достаточно большое количество учеников остается после уроков и выполняют домашнее задание совместно.

Разноуровневое обучение.

Основывается на создании условий овладения учебным материалом на разных уровнях, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей ученика, развитие его творческого потенциала, без принуждения.

Надо отметить, для того чтобы внедрить эту технологию на уроках, учителю предстоит большая аналитическая работа. Учителю заранее необходимо проанализировать и адаптировать учебный материал, с позиции сложности усвоения учениками, учитывая возможности и особенности каждого ребенка. Обычно выделяют три уровня дифференциации:

  • Минимальный
  • Программный
  • Усложненный

Основываясь на такой тип дифференциации, на своих уроках я использую карточки с заданиями разной сложности. Например, при изучении новых лексических единиц, одна часть класса может получить задание написать перевод слов с русского на английский, вторая часть вставить пропущенные буквы в английский слова, перевод слов указан рядом, отдельные ученики получат задание соединить английские слова с их переводом, слова записаны в два столбика. При работе с текстом, одна группа учеников может получить задание найти и прочитать ответ на вопрос в тексте, а другие ученики сформулировать ответ самостоятельно основываясь на прочитанном.

        

Игровые технологии.

Это вид организации процесса обучения, представленный различными увлекательными играми, взаимодействием педагога и воспитанников посредством воплощения некоторого сюжета.

Варианты, которые я использую на уроках – это командные соревнования (при этом в команде обязательно есть и сильные и слабые ученики). Примером может быть задание «проверь интуицию». Её можно использовать при изучении чисел, цветов, различных предметов…При изучении различных глаголов действий можно использовать игру «Саймон говорит…». При изучении профессий, игру «Мимы», когда ученик не произнося ни слова пытается объяснить слово, а класс по очереди отгадывает…Также можно использовать несколько заданий для создания квеста.

Метод проектов.

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дают возможность обучающемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроля своей деятельности и творчество при выполнении учебных заданий.

В основе использования метода проектов лежат три базовых принципа, предложенных Еленой Паркхест:

•свобода ребенка;

•взаимодействие его с группой детей;

•гибкое распределение учебного времени.

Ребенок реализует свой творческий потенциал, развивает свое мышление и самостоятельную познавательную способность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики и во внеклассной работе.

В своей работе использую различные пути реализации личностно-ориентированного подхода:через гуманизацию и гуманитаризацию;через дифференциацию и индивидуализацию;через введения в учебный процес учебно...

«Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков»

Данная статья рассказывает о приемах и методах работы на уроках английского языка в условиях современного времени и технологий. В статье описан метод проектов как один из приемов в реализации личностн...

Реализация личностно ориентированного подхода на уроках географии при использовании тематических текстов

Подборка тематических текстов: по темам “План или карта”, “Топографические знаки”, “Географические координаты”, “Движения земной коры”, “Формы рельефа земной коры”,  “Части Мирового океана”, “Атм...

Освоение технологии проблемного обучения через личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

В данной статье рассмотрены методы, приемы и формы, а также разработки уроков, реализующие личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы....

Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках географии

Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках географии...

Статья «Метод проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы» (из опыта работы)

Доклад «Метод  проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы»  (из опыта работы)...

выступление на тему "Личностно-ориентированный подход" на уроках английского языка

Даётся определение  данной технологии, определяется результативность и внедрение технологии в образовательный процесс...