Статья "Приемы и средства презентации языкового материала на уроках английского языка в классах среднего звена"
статья по английскому языку

Рогачева Галина Игоревна

Цель статьи: сформулировать основные приемы презентации лексического материала на уроках английского языка в  средней школе.

Задачи:  рассмотреть понятие  и классификацию приемов и средств в МО ИЯ; рассмотреть лексический материал как компонент содержания обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Приемы и средства презентации языкового материала на уроках английского языка в среднем звене».

Восприятие и запоминание лексических единиц носит ассоциативный характер. Владение словом предполагает не только знание его значения, но и владение его звуковым и зрительным образом, его способностью сочетаться грамматически и семантически с другими словами (употребление в потоке речи), что вызывает у учащихся особую трудность.

За курс обучения в средней школе учащиеся должны усвоить значение и формы этих единиц и уметь их использовать в различных видах речевой деятельности, т.е. овладеть навыками  лексического  оформления  экспрессивной  речи и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении.

Проблема обучения лексике является одной из ведущих в процессе обучения иностранному языку.

Для того чтобы сформулировать основные приемы презентации лексического материала на уроках английского языка в  средней школе, необходимо рассмотреть понятие  и классификацию приемов и средств в МО ИЯ; рассмотреть лексический материал как компонент содержания обучения.

Приемы - это конкретное содержание действий с учебным материалом. Они могут сильно различаться в зависимости от направления и системы обучения в школе, поскольку их конкретное содержание, их выбор определяются принципами, лежащими в основе обучения иностранным языкам, в рамках той системы, по которой идет обучение [1: 59].

Анализируя определения понятия из разных педагогичных источников, прием обучения можно сформулировать так: это составная часть метода, единичное действие, конкретный способ, частное понятие по отношению к общему понятию “метод”. Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения. Или один и тот же метод может включать разные приемы, исходя из уровня мастерства педагога. К ним можно отнести: показ учителя, сообщение плана работы, прием записей учащихся базовых понятий, прием сравнения и т.п. Приемы используются в целях активизации восприятия детьми учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности.

      Приемы обеспечивают решение задачи, выполняемой тем или иным методом. В обучении имеют место возможные переходы методов в приемы и нооборот (метод в прием, прием в метод), вызванные спецификой обучения.

Приемы соотносятся с конкретными действиями, составляющими суть формируемой деятельности и входящими в нее в качестве компонента, например приемы формирования диалогической речи - реагирование на стимулирующую реплику, приемы беспереводной семантизации, приемы, формирующие навык структурного оформления высказывания на уровне предложения, приемы извлечения содержательно-смысловой информации из текста и т. д. Конкретное содержание используемых приемов определяет эффективность метода, так как понятие «метод» абстрактно, так же как и понятие «деятельность». Это понятие реализуется в конкретных приемах, в конкретных действиях. Важно, чтобы приемы, используемые учителем, ставили учащегося перед необходимостью решения мыслительных задач. Например, сообщить классу по-английски: «В воскресенье мы идем в поход»; попросить товарища: «Помоги мне решить задачу» [2: 60].

Учебно-методические приемы лежат в основе группы упражнений, в которых учащиеся выполняют речевые действия, связанные с познавательной деятельностью и с общефункциональными механизмами речевой деятельности. Такие упражнения направлены на осознание понятийных категорий и их языковой формы.

Среди учебно-методических приемов можно выделить: organizing; identification; selection; comparison & contrast; matching; sorting; grouping; ranking.

Средствами обучения являются орудия учебного процесса, с помощью которых более успешно и за короткое время достигаются поставленные цели.

К средствам обучения относятся программа, учебники, учебные пособия и разнообразное школьное оборудование, выполняющее дидактические функции [3: 107].

Наиболее часто практикуемыми методами (по Миролюбову А.А.) в процессе обучения иностранному языку в школе следует считать: 1) демонстрацию, 2) объяснение, 3) упражнения. 

В обучении иностранным языкам в школе именно демонстрация, а не показ, приобретает особое значение. Практическое овладение иностранным языком, превращение его в конечном счете в средство общения ставит метод демонстрации в число наиболее значимых.

Демонстрация - наглядный показ.

Объяснение как метод в современном обучении иностранным языкам занимает посредственное место [4:28]. При целевой установке - обучить практическому владению иностранным языком - объяснению чаще всего уделяется внимание на этапе овладения языковым материалом. В результате объяснения учащиеся лучше осознают формальную и семантическую стороны изучаемого явления, что в конечном счете обеспечивает более успешное применение ранее осознанного в самой речевой деятельности на иностранном языке.

Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования. Упражнение играет доминирующую роль в учебно-воспитательном процессе. Все методы и приемы, используемые учителем, должны быть в конце концов материализованы в упражнении, в практике пользования иностранным языком как средством общения. Отсутствие большого числа упражнений, недостаток должного учебного напряжения при выполнении непрерывно следующих друг за другом упражнений делают урок иностранного языка в высшей мере неэффективным, притупляют интерес учеников к этому учебному предмету. Превалирование различных активных упражнений на уроке создает все необходимые условия для непрерывной практики в иноязычной деятельности учеников. Упражнение как метод обучения должно пронизывать все звенья и все стадии обучения иностранному языку в школе.

Существуют основные, вспомогательные и дополнительные средства обучения. К основным средствам относятся: программа, учебник, книга для учителя, рабочая тетрадь (тетрадь на печатной основе) и книга для чтения. Учебник, книга для учителя, книга для чтения и рабочая тетрадь составляют учебно-методический комплект. Вспомогательные средства включают в себя: аудиовизуальные, аудитивные и визуальные средства. Дополнительными средствами для ученика могут быть: книги (художественные, научно-популярные) на иностранном языке, видеофильмы, словари, детские журналы. Для учителя такими средствами являются: методическая и психолого-педагогическая литература, книги на иностранном языке и о языке, справочники, всевозможные словари, видео.

Говоря о лексическом материале как компоненте содержания обучения на этапе введения, отметим, что проблеме лексического отбора принадлежит одно из ведущих мест. Правильно составленный учебный словарь является необходимым пособием для учителя, так как ориентирует его на строго ограниченный круг лексики, подлежащей усвоению. Лексический минимум представляет собой базу для создания научно обоснованных, преемственно связанных школьных учебников.

Сущность лексического отбора состоит в том, что из необозримого множества слов и фразеологических словосочетаний иностранного языка отбираются только те, усвоение которых в первую очередь необходимо для достижения поставленных целей обучения.

Лексическим упражнением можно назвать любое предложение, в котором соответственно смыслу обучающегося делается упор на обучение лексике. Система лексических упражнений предполагает определенную концепцию на усвоение лексики. Любой связный текст несет в себе тематическую лексику, знание значения которой является ключом к пониманию смысла.

Необходимо обучать словарной стороне речевых видов деятельности таким образом, чтобы учащиеся постоянно ощущали напряженность коммуникативной задачи, т.е. то, что слова им нужны для выражения мыслей и их распознания. Только ясная речевая перспектива обусловливает мотивированность и успешность овладения словарем.

       При работе над лексикой традиционно выделяют три основных этапа:

1) Ознакомление

2) Первичное закрепление

3)  Развитие  умение  использования  навыков  в  различных   видах   речевой

деятельности.

       Первые два этапа часто объединяют в один – презентация лексики.

       Презентация – отдельный (начальный) этап, включающий  ознакомление  и первичное  закрепление  новой  лексической  единицы,  которой   предшествует активной  тренировке  языкового  материала.  Ознакомление  включает  в  себя работу над формой, значением и  употреблением  слова.  Необходимым  условием этого этапа  является  создание  четких  звуко-моторных  образов.  Первичное закрепление    составляет    неотъемлемую    часть    системы    упражнений, предназначенных для  развития  умений  и  навыков  использования  лексики  в разных видах речевой  деятельности.  Ряд  учителей  (Кузнецова  Т.М.,  Липец Е.Э.) разработали следующую схему презентации лексики [5:88]:

1. Работа на слуховой основе: первичное звуковое предъявление слова; воспроизведение слова; вторичное предъявление слова и его семантизация; контроль понимания; вторичное воспроизведение слова; употребление слова в контексте (микроситуации).

2. Работа на графической основе: запись слова; упражнения в чтении; упражнения в письме.

Делая вывод, отметим, что в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. Прием обучения выступает только элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие.

Основной практической целью обучения лексической стороне речи является формирование у учащихся лексических навыков, как важнейшего компонента экспрессивных и рецептивных видов речевой деятельности.

Работа над лексикой четко структурирована и имеет этапы формирования данного языкового навыка, реализующиеся в упражнениях, которые в свою очередь основаны на приемах презентации.

Список литературы

  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
  2. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие/Я. М. Колкер, Е.С.Устинова, Т. М. Еналиева. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.
  3. Миролюбов А. А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. - М: СТУПЕНИ, ИНФРА-М, 2002. - 448 с.
  4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
  5.  Кузнецова Т.М. Этапы работы над словом (Из опыта работы  над   лексикой)// ИЯШ 5/91, с.88-94


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Лингвострановедческий материал на уроках английского языка"

Уроки страноведения вызывают у учеников потребность в дальнейшем самостоятельном ознакомлении со страноведческими материалами. И именно лингвострановедение должно служить опорой для поддержания мотива...

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПАССИВНЫХ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

АннотацияДанная статья посвящена проблеме обучения английскому языку пассивных учащихся среднего звена. Пассивная позиция делает изучение языка неэффективным. Предлагается метод преодоления пассивного...

"Игра как средство формирования языковой компетенции на уроках английского языка"

Статья посвящена особенностям обучения иноязычной лексике....

Мастер–класс «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов школьников и осознанного усвоения языкового материала на уроках английского языка»

Как сделать урок интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным?Что сделать, чтобы на уроках все детские глаза сияли, чтобы интерес в глазах учеников ни на минуту не пропадал? Педаг...

Театрализация как средство снятия языкового барьера на уроках английского языка

Доклад: что такое театрализаци  и как она влияет на учащихся...

Тематический вечер по английскому языку для учащихся среднего звена “BOOKS IN OUR LIFE”

Тематический вечер по английскому языкудля учащихся среднего звена   “BOOKS IN OUR LIFE”  Автор: Васянина Тамара Васильевнаучительница английского языкаМБОУ &ldquo...