Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка
статья по английскому языку

Самигуллина Эндже Халфиевна

Выступление на тему "формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Выступление: Формирования функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка                         

                                                                                                         Самигуллина Эндже Халфиевна

                                                                                            учитель английского языка

                                                                                     I квалификационной категории

                                                    МБОУ “Высокогорская СОШ №2” с Высокая Гора

                                                                                             

Центральным понятием в образовательном процессе на сегодняшний день выступает функциональная грамотность – общеучебная компетенция, которая на современном этапе обеспечивается за счет внедрения ФГОС. Лишь функциональная грамотность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является

средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, а и за пределами школы.

Создание на уроках благоприятной среды для формирования функциональной грамотности, её коммуникативной составляющей - один из ключевых векторов развития образования сегодня. СЛАЙД 2
Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку включает:

• овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью;

• способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;

•умение самостоятельно формулировать проблему.
Сформировать функциональную грамотность в процессе обучения английского языка можно различными способами.

С моей точки зрения изучение иностранного языка, в первую очередь связано с изучения грамматики. Основные грамматические структуры вводятся в начальной школе. На этой ступени обучения я не углубляюсь в сущность грамматического явления, так как у детей данного возраста слабо развиты способности анализировать и обобщать. Важным для меня представляется, чтобы они поняли то или иное грамматическое явление и правильно употребляли его в речи. Считаю необходимым при объяснении грамматического материала использование наглядности. Грамматические структуры усваиваются как при выполнении упражнений на то или иное правило, так и в процессе речи (устной, письменной, монологической, диалогической). Многократное использование грамматических структур с разной лексической направленностью приводит к тому, что учащиеся начинают пользоваться всё новыми и новыми грамматическими структурами , употребляя их в ответе, вопросе, рассказе, пересказе, не задумываясь над построением предложений или формами слов. Так закладываются прочные основы свободного владения языком. Начиная со 2-го класса, в начале урока обязательно включаю фонетическую зарядку. Очень часто использую для фонетической зарядки стихотворение , песенку или рифмовку, скороговорки  содержащие изучаемую грамматическую структуру. СЛАЙД 3

Такая фонетическая зарядка способствует быстрому запоминанию стихотворения, а значит – и грамматических структур. Например, при повторении лексики, учащимся предлагается пропеть рифмовки на мотив какой- либо известной песни. Название членов семьи получится пропеть на мотив песни «В траве сидел ..»

I have, I have a mother

I have, I have a father

I have, I have a brother

A sister and a son

Решая проблему развития функционально грамотной личности на уроках английского языка, ставлю перед собой следующие задачи:

- создание для учащихся условий для развития функционально грамотной личности;

- определение этапов работы;

- разработка системы упражнений, направленных на овладение обучающимися грамматическим навыком;

Работа по формированию грамматического навыка проводится в несколько этапов:

  1. На подготовительном этапе я объясняю грамматическое явление детям.
  2. Далее обучающиеся воспроизводят изученную структуру.

На третьем этапе ученики применяют в речи грамматические структуры путем изменения условий общения.

Для каждого из этапов характерны определённые виды упражнений. В своей работе  использую имитационные упражнения, упражнения по выполнению операций по образцу, подстановочные и трансформационные упражнения. СЛАЙД 7

Имитационные упражнения.

В имитационных упражнениях грамматическая структура задана, её следует повторить без изменения. Выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу.

Цель: развитие памяти, воображения, снятие внутренней напряжённости, агрессии, активизация эмоций, влияние на формирование личности посредством оптимистичного настроя.

Примеры упражнений Слайд 8

Упражнения по выполнению операций по образцу СЛАЙД 9

В упражнениях данного вида обучающиеся учатся образовывать грамматические структуры, составлять предложения из готовых частей грамматических структур по заданному образцу.

Цель: развитие внимания (таких его свойств, как устойчивость, концентрация)

Примеры упражнений  Слайд 10

Подстановочные упражнения СЛАЙД 11

Подстановочные упражнения используются для закрепления грамматического материала, выработки автоматизации в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях. Опорой этого вида упражнений могут служить подстановочные таблицы.

Цель: развитие мышления, формируя его чёткость и организованность.

Примеры упражнений     слайд 12

Трансформационные упражнения СЛАЙД 13

Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи. С их помощью можно научить варьировать содержание сообщения в заданных моделях в зависимости от меняющейся ситуации.

Цель: развитие творческого и логического мышления.

Примеры упражнений   Слайд 14

Достичь функциональной грамотности в процессе обучения иностранному языку можно различными способами. Главной составляющей преподавания иностранного языка  является заинтересованность детей, поэтому я использую на уроке такие средства как

• метод проектов,
• драматизация.

• игра
Использование дидактических игр на уроках делает процесс обучения занимательным, создает у детей бодрое, рабочее настроение, помогает облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Игры можно использовать: в виде теста после изучения какой-либо темы, для повторения или закрепления грамматического или лексического материала, как диагностический инструмент для решения пробелов в знаниях перед ознакомлением с новым материалом, в виде поощрения в конце четверти или после изучения определенной темы.
Игры, используемые на уроках английского языка, могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические, ролевые. 

Игры могут носить творческий характер. Основная задача учителя – создать такую ситуацию на уроке, чтобы дети максимально были погружены в языковую среду.
Лексические игры.
I have a Cat.
Цель: Закрепление прилагательных.
Например: Учитель говорит I have a cat. Угадайте, какой он. Ученики говорят:
You have a little cat.
You have a clever cat.
You have a white cat.
You have a funny cat и т.д.
More, Less.
Цель: Закрепление количественных и порядковых числительных. Класс делится на две команды «More», «Less». Учитель называет число. Команда «Less» должна назвать предыдущее число, команда «More» - последующее число. Выигрывает команда, участники которой меньше ошибались.
Для расширения лингвистического кругозора, яркости, насыщенности речи постоянно использую на уроках пословицы, поговорки, идиомы, фразеологизмы, разговорные клише, стишки, песенки, двигательные физминутки.
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка, в первую очередь включает в себя формирование коммуникативной грамотности. Для этого  предлагаю своим ученикам разнообразные формы работ на уроке: групповая форма работы, дифференцированный подход, диалоговое обучение, поисковый метод.

Применяя задания по функциональной грамотности, заметила, что учащиеся с большим интересом учатся, легче преодолевают коммуникативные барьеры в общении. Если ученик с низкой мотивацией в чем-то затрудняется, то без стеснения может обратиться за помощью к сильному. Сильные одаренные учащиеся активней идут на контакт, помогая слабым. Функциональная грамотность на уроках английского языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.

В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.

Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности  школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе сплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык) I. Задание на основе сплошного текста...

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе несплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык). Задания на основе несплошного текста...

Мастер класс "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

Актуальность темы  мастер класса обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, а также форми...

Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка. Презентация.

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка....

Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка.

Конструирование учебных заданийдля формирования функциональной грамотностина уроках иностранного языкана примере английского языка          Задание на основе сплошного текста(...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального

Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...