Формирование функциональной грамотности в области чтения на уроках английского языка (из опыта работы)
методическая разработка по английскому языку (9 класс)

Шманатова Светлана Валерьевна

Материал полезен для начинающих учителей в планеподготовки уроков чтения .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности в области чтения на уроках английского языка   (из опыта работы)

 

На уроках английского языка, как и на любом другом предмете, формируется функциональная грамотность учащихся, их умение применять полученные знания на практике, в различных жизненных ситуациях. «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А. А. Леонтьев).

В своей практике учителя школ сталкиваются с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом. Зачастую учащиеся не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, и, как следствие, подобрать к этому тексту заголовок, не умеют читать диаграммы и интерпретировать информацию, данную в таблицах,  то есть они не в состоянии перенести знания и умения из одной области в другую. В результате при выполнении заданий раздела «Чтение» (ОГЭ и ЕГЭ), объектом контроля которого являются умения понимать основное содержание прочитанного текста, устанавливать структурно-смысловые связи в прочитанном тексте, полно и точно понимать содержание прочитанного текста, учащиеся допускают многочисленные ошибки. Следовательно, результаты ОГЭ и ЕГЭ показывают, что выпускники школы имеют недостаточный уровень читательской грамотности, что в будущем может оказать негативное влияние на дальнейшее обучение, работу и социальные отношения.

Учитывая вышесказанное, мы можем увидеть существующие противоречия

- между требованиями к подготовке выпускника школы и практикой обучения;

- между потребностью общества в гражданине с высоким уровнем читательской грамотности и её недостаточным уровнем у выпускников.

Исходя из указанных противоречий, можно обозначить следующую проблемукак организовать работу на уроке английского языка, чтобы в процессе обучения была сформирована функциональная грамотность у учащихся.

  Достичь функциональной грамотности в  процессе обучения английскому языку можно различными способами. Однако поскольку одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся, на уроках при работе с текстом мы используем следующие современные педагогические технологии и методы, которые делают урок интересным и повышают мотивацию обучающихся:

·                        технология развития критического мышления через чтение и письмо;

·                        метод проектов;

·                        личностно-ориентированное обучение (технология коллективного взаимообучения, технология сотрудничества);

·                        информационно-коммуникационная технология

В данной статье я предлагаю рассмотреть возможности, которые даёт использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) в 9 классе по УМК Spotlight. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (авторы Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Меридит) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения: выделять причинно-следственные связи, отвергать ненужную или неверную информацию, структурировать информацию текста. Игровые приёмы, групповые формы работы, частая смена деятельности всегда нравятся учащимся. Основой данной технологии является коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем. Разнообразные приёмы технологии развивают умение прогнозировать информацию, творчески интерпретировать её, задавать вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках английского языка ( из опыта работы)."

В статье рассматриваются практические приемы, напрвленные на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся помогает развитию познават...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Современная жизнь и общество предъявляют высокие требования к выпускникам средней общеобразовательной школы, что естественным образом нашло свое отражение в социальном заказе и воплотилось в виде целе...

Методическая разработка \'\'Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа на уроке английского языка\'\' (из опыта работы)

Преимущественной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Отличительной особенностью урока рефлексии ...

Формирование функциональной грамотности при обучении чтению на уроке английского языка.

Чтение на иностранном языке является одним из самых необходимых видов речевой деятельности для большинства людей. Читающий человек способен мыслить проблемно, схватывать целое и выявлять противоречивы...

Формирование функциональной грамотности учащихся основной школы на уроках русского языка

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Важно, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры. В обществе, умел выстраи...

1. Функциональная грамотность. Развитие креативного мышления на уроках английского языка

Дается краткий обзор понятию "креативное мышление", рассматриваются примеры  типовых заданий на формирование креативного мышления из банка заданий, и то, как задания из учебников англий...