Формирование социокультурной компетенции в условиях дистанционного обучения учащихся основной школы
статья по английскому языку

Январева Анна Александровна

     Проблема формирования социокультурной компетенции стоит достаточно остро, потому что интерес учащегося снижается к изучению языку в целом на этапе основной школы, если он не имеет представления о стране изучаемого языка. В процессе дистанционного обучения необходимо уделять внимание социокультурной компетенции. В рамках виртуального пространства можно переместиться в любой уголок страны, посмотреть видео с помощью специальных ресурсов.   Одной из основных задач современного образования подготовить учащегося к профессиональной и культурной коммуникации. Современный ученик должен быть готов к межкультурному общению в режиме реального времени. За последнее десятилетие многие специалисты пришли к выводу, что превосходное знание иностранного языка вовсе недостаточно. Согласно этим выводам стоит отметить, что социокультурная компетенция является важным фактором в формировании компетентного учащегося в понимании национальных особенностей страны изучаемого языка. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование социокультурной компетенции в условиях дистанционного обучения учащихся основной школы

         На сегодняшний день многие учащиеся не подготовлены к межкультурной коммуникации, а именно, неспособны проанализировать или даже осознать непонимание, возникшее из-за различий в культурах. Одной из причин сложившийся ситуации является  тот факт, что полный перенос умений и навыков общения  с соотечественниками на общение с представителями других культур невозможен из-за особенностей этнического сознания, ценностей, стереотипов.

        Целью образования становятся не просто знания и умения, а формирование и совершенствование ключевых компетенций, которые предоставят возможность учащимся осуществлять коммуникацию в современном обществе.

       Дистанционное обучение получило активное развитие на рубеже XX века, именно в этот период  были созданы первые университеты дистанционного обучения. Сегодня во многих странах существует ряд виртуальных вузов, которые полностью построены на обслуживание студентов и учащихся на информационных технологиях. Основой  распространения дистанционного обучения стали обширные возможности Интернета, электронной почты, различных социальных сетей. Данные технологии сформировали положение для появления передового и эффективного обучения под названием дистанционное. Таким образом, дистанционное обучение возникло в результате:

- совершенствования достижений традиционной системы обучения;

- адаптации системы образования к меняющимся социально - экономическим условиям современной жизни;

- активного развития новых информационно-коммуникативных технологий.

В процессе дистанционного обучения необходимо уделять внимание социокультурной компетенции. В рамках виртуального пространства можно переместиться в любой уголок страны, посмотреть видео с помощью специальных ресурсов таких как, например, youtube.

      Проблема формирования социокультурной компетенции стоит достаточно остро, потому что интерес учащегося снижается к изучению языку в целом на этапе основной школы, если он не имеет представления о стране изучаемого языка.

       С помощью дистанционного обучения это намного проще достигнуть, следует показать учащемуся, что другая культура и люди, говорящие на изучаемом языке реальны.

        Практика преподавания иностранного языка  в школах демонстрирует нам, что на уроках английского языка  процесс формирования  социокультурной компетенции носит несистемный характер.         Информационные ресурсы такие как социальные сети, Skype (скайп), youtube.com, coursera.org повышают эффективность обучения, усиливают мотивацию обучающихся и вовлекают учащихся в повседневную жизнь других культур.

     Остановимся подробно на параметрах и критериях сформированности социокультурной компетенции.

1. Владение лексическими единицами, отражающими национально-культурную специфику страны изучаемого языка:

  • умение переводить социокультурные языковые единицы и подбирать соответствующие эквиваленты на родном языке;
  • умение узнавать в различных типах текстов социокультурно-языковые единицы;

2.   Владения учащимися знаниями о культурных особенностях страны:

  • владение знаниями общеизвестными фактами истории, географии, политики, образования;
  • владение знаниями о литературе, искусстве, архитектуры;
  • владение знаниями о традициях, обычаях, национальных праздниках;

  1. Владения знаниями о нормах речевого и неречевого поведения носителей

     изучаемого языка:  

  • знание формул речевого этикета (формы прощания, приветствия);
  • знание вербальных средств передачи и получения информации;
  • знание типичных стратегий поведения в стандартных ситуациях;

  1. Владение умением интегративного использования в речи приобретенной социокультурной информации;
  • умение применять знания о национально-культурных особенностях страны изучаемого языка при построении речевых высказываний;
  • умение корректно использовать коммуникативные функции языка (просьба, убеждение, совет);
  • умение выделять общее и специфичное в культуре родной страны и страны изучаемого языка.

 На формирование социокультурной компетенции значительное влияние оказывают следующие факторы:

  • ресурсный фактор (необходимые материалы для урока, техническая оснащенность (оборудование для персонального компьютера), выход в интернет;
  • человеческий фактор (в интерактивном пространстве может быть один ученик и более);
  • временной фактор (количество часов отводимых на изучение темы).

 В процессе формирования социокультурной компетенции следует помнить о принципах, которые необходимо учитывать для обеспечения эффективности:

  • открытость  инновациям (готовность изучать новую страноведческую информацию в виртуальном пространстве, с помощью современных технологий, а именно: социальных сетей, видеоблогеров проживающих в стране изучаемого языка,  вебинаров, скайпинаров. При этом данная информация должна быть проверена и уточнена так, как данные полученные в ходе такого обучения не являются научными);
  • оптимизация учебного процесса (в ходе урока происходит моделирование коммуникативных ситуаций, направленное на получение социокультурных знаний);
  • творческая направленность учебного процесса (развитие воображения и нестандартного мышления);
  • избирательность (материал следует выбирать согласно возрасту и интересам учащегося.

          Одной из основных задач современного образования подготовить учащегося к профессиональной и культурной коммуникации. Современный ученик должен быть готов к межкультурному общению в режиме реального времени. За последнее десятилетие многие специалисты пришли к выводу, что превосходное знание иностранного языка вовсе недостаточно. Согласно этим выводам стоит отметить, что социокультурная компетенция является важным фактором в формировании компетентного учащегося в понимании национальных особенностей страны изучаемого языка. Пристальное внимание к социокультурной компетенции в обучении заключается в направленности на межкультурное общение.  При социокультурном подходе обучение иностранному языку сформулировано в рамках диалога между культурами. Обучая учащихся социокультурными знаниями о стране изучаемого языка, предоставляется возможность спроектировать коммуникативную компетенцию. Социокультурные знания представляют собой важный аспект для  более подробного понимания культуры других стран. Ранее в данной работе, мы выяснили, что представляют собой социокультурные знания.

       Социокультурный подход в образовании  позволяет сопоставить  себя с личностью, которая владеет не только культурологическими знаниями своей страны, но и имеет наиболее полное представление о жизни других стран.  Учащийся является человеком, который имеет национальные ценности и уважительно относится к представителям других культур.

     

                         

Январева А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Языковой портфель как средство формирования учебно-познавательной и коммуникативной компетенций при обучении учащихся основной школы иностранному языку

Статья посвящена формированию учебно-познавательной компетенции с помощью технологии "языковой портфель". В статье раскрываются понятия "компетенция", "учебно-познавательная компетенция", "языковой по...

Проведение уроков в условиях инклюзивного обучения в основной школе.

Проведение уроков в условиях инклюзивного обучения  в основной школе....

Формирование экспериментальной компетенции на уроках химии у выпускников основной школы

Особенности преподавания химии в школе при исправительной колонии...

Интеграция традиционной методики и инновационных технологий на уроках английского языка с целью развития иноязычной коммуникативной компетенции в условиях дистанционного обучения

Реализация  ФГОС второго поколения активизировала интерес к применению  современных образовательных технологий, в том числе и информационно – коммуникационных, в учебно-воспитательном ...

Диссертация на тему "Теория и практика обучения учащихся основной школы устной русской речи в условиях русско-башкирского двуязычия"

Диссертация на тему "Теория и практика обучения учащихся основной школы  устной русской речи в условиях русско-башкирского двуязычия"...

Дистанционное обучение учащихся средней школы

В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих ...

Статья. Формирование умений в иноязычной письменной речи у учащихся основной школы на основе ИКТ (на материале английского языка).

Система образования постоянно обновляется. Важным фактором, определяющим характер изменений в системе образования, является научно-технический прогресс, который не мыслится без информационных технолог...