Статья.Развитие устной речи на уроках английского языка.
статья по английскому языку (9, 10 класс)

Вольман Елена Михайловна

Овладение устной речью является достаточно сложной задачей и в родном языке, ведь это одновременное осуществление смысловой и языковой программы. Для грамотной и связной речи необходимо не только знание грамматики и лексики языка, но и наличие навыка одновременного упреждения следующего предложения вместе с произнесением очередного, поэтому говорить о сложности этой задачи в иностранном языке не приходится. Ученик должен уметь правильно выражать свои мысли в условиях решения достаточно сложных мыслительных задач. Для монологической речи характерны такие качества, как ясность, связность, логическая стройность, информативность, а также выражение собственного отношения и оценки. В связи с этим, становится понятно, что обучение устной речи в контексте школьной программы является непростой задачей для педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nsportal.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие устной речи на уроках английского языка.

     Овладение устной речью является достаточно сложной задачей и в родном языке, ведь это одновременное осуществление смысловой и языковой программы. Для грамотной и связной речи необходимо не только знание грамматики и лексики языка, но и наличие навыка одновременного упреждения следующего предложения вместе с произнесением очередного, поэтому говорить о сложности этой задачи в иностранном языке не приходится. Ученик должен уметь правильно выражать свои мысли в условиях решения достаточно сложных мыслительных задач. Для монологической речи характерны такие качества, как ясность, связность, логическая стройность, информативность, а также выражение собственного отношения и оценки. В связи с этим, становится понятно, что обучение устной речи в контексте школьной программы является непростой задачей для педагога. Выделяют три уровня владения устной речью с учетом разных условий обучения: средний, повышенный и высокий. Массовая школа может обеспечить средний уровень (его можно назвать базовым), главная цель которого состоит в формировании умений в чтении и понимании текстов и развитии устной речи на основе текста в форме описания и повествования. По моему мнению, обучение монологической речи должно быть направлено на овладение умением логически раскрыть мысль, выделить главное, сделать выводы или заключения, уметь выразить свое мнение по заданной теме. Мне кажется, что этому необходимо обучать с самого начала изучения иностранного языка. Развернутое монологическое высказывание может представлять собой сообщение, рассказ, доклад, изложение.

      Для обучения монологической речи могут использоваться различные языковые и речевые упражнения. К языковым упражнениям для развития монологической речи можно отнести  упражнения на имитацию,  трансформацию,  конструирование и комбинирование. К речевым упражнениям для развития монологической речи относятся упражнения для развития подготовленной речи и упражнения для развития неподготовленной речи. К упражнениям для развития подготовленной монологической речи относятся: пересказ текста, рассказ, сообщение, описание, комментирование. Развитие неподготовленной монологической речи является более сложной задачей, поэтому должно осуществляться следующим этапом. Для развития неподготовленной монологической речи подойдут все вышеперечисленные упражнения, кроме пересказа текста. Основной отличительной чертой между упражнениями для развития подготовленной и неподготовленной монологической речи является то, что в упражнениях для подготовленной речи даются вербальные и невербальные опоры, а также время на подготовку, в упражнениях же для развития неподготовленной речи вербальные опоры и время на подготовку отсутствуют. Существуют определенные требования к упражнениям на развитие устной монологической речи. Ко всем упражнениям для развития монологической речи, как считает А.К. Артыкбаева, предъявляются следующие общие требования:

  • · серия упражнений должна разрабатываться с учетом психологических и лингвистических особенностей монологической речи, а также языкового материала и тематики изучаемого материала;
  • · она должна обеспечить поэтапное формирование навыков и умений, необходимых для формирования монологической речи на определенном этапе обучения;
  • · серия упражнений должна быть направлена на решение не только практических, но и образовательных и воспитательных задач;
  • · разрабатываемая серия упражнений должна служить развитию подготовленной и неподготовленной монологической речи с учетом их связи.

Для базового (среднего) уровня овладения монологической речью, который актуален в контексте школьной программы, ведущим является обучение самостоятельному высказыванию на основе текста. Таким образом, очень важной задачей является определение рациональных приемов обучения. Одним из них является пересказ. По моему мнению, этот тип упражнения актуален для развития монологической речи школьников. Его использование показало высокую результативность. В пересказе обязательно должны быть отражены  время, место, положение действующих лиц, обстоятельства, обстановка. С.В. Калинина утверждает, для того, чтобы передать содержание текста, необходимо овладеть следующими умениями:

  • · выделить цепь фактов и событий, ведущих к кульминационному событию и выделить экспозиционные факты; ·
  • обобщать и кратко передавать содержание рассказа с помощью перифраза.
  • опустить несущественные факты, не нарушая логику повествования, не способствующие раскрытию основной идеи;
  • завершить рассказ.

В этом упражнении учитывается и развивается также воображение учащихся. Следует подбирать задания таким образом, чтобы они давали учащимся возможность реализовать их творческие способности. Выбор того или иного задания педагогом должен зависеть от уровня владения языком учащихся и от их интересов. Тексты, предназначенные для обучения монологической речи, должны предъявлять значимую для говорения информацию в максимально доступной языковой и логической форме. Среди всех жанров наиболее отвечающим этим требованиям являются научно-популярные тексты, так как они сочетают доступность для понимания с информативной ценностью. Доступность для понимания в научно-популярных текстах обеспечивается за счет снятия лингвистических и экстралингвистических трудностей. Ценная в познавательном отношении информация дается в научно-популярных текстах эксплицитно, излагается простым языком. Эти тексты информативны, просты и занимательны. Использование научно-популярных текстов для обучения монологической речи в школе создаст условия для повышения интереса к изучению иностранного языка и для переноса умений из родного языка в иностранный. Для стимулирования учащихся желательно время от времени подводить итоги работы, иллюстрируя им результаты в умении выступать по прочитанному, а также принимать участие в беседе.

        Итак, монологическая речь характеризуется ясностью, логичностью, информативностью, а также способностью передавать собственное отношение или оценку предмету. Трудность овладения этим видом речевой деятельности заключается в одновременном осуществлении смысловой и языковой программы. Я убеждена, что приведенные выше примеры языковых и речевых упражнений помогут педагогам справится с трудностями обучения школьников монологической речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуативно-тематическая организация устной речи на уроках английского языка.

Эффективность ситуативного подхода в обучении подтверждается многолетними наблюдениями. Наиболее существенными результатами являются: изменения отношения учеников к выполняемым речевым действиям...

Развитие навыков устной речи на уроках английского языка

Развитие навыков устной речи на уроках английского языка. Значение изучения иностранного языка бесспорно. Но при обучении возникает множество проблем. К ним относятся проблема повышения эффективн...

статья "РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" по обмену опытом работы из Сборника материаловVI Всероссийской научной конференции «Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»

Принята к публикации в Сборнике материалов VI Всероссийской научной конференции«Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»(г. Челябинск, 15 ноября 2013 г.)...

Приемы устранения ошибок в устной речи на уроке английского языка

Научить детей общаться естественным образом в условиях искусственной учебной ситуации- дело сложное и избежать ошибок в процессе овладения языком не представляется возможным, поэтому преподавателю нео...

Статья "Развитие навыков монологической речи на уроках английского языка"

    В концепции обучения монологическому высказыванию говорится о том, что функция школы состоит в том, чтобы заложить основы умений связно и логично излагать свои мысли. Овладен...