Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)
статья по английскому языку

Белик Алена Александровна

Статья о формировании навыков самостоятельной работы у учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Белик А.А., учитель английского языка

ГБОУ СОШ №128 Калининского района

Санкт-Петербурга

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)

В настоящее время навыки самостоятельной работы по иностранному языку играют важную роль в образовательном процессе. Существуют различные точки зрения на определение данного понятия в методической и педагогической литературе. Согласно авторам «Педагогики ипсихологии высшей школы», самостоятельная работа – это спланированная работаучащихся, осуществляемая хоть и без участия учителя, но по его заданию и под егоруководством [1]. В. М. Рогозинский понимает под самостоятельной работой планируемую, познавательную, организационно и методически направляемую деятельностьучащихся, осуществляемую без помощи учителя для того, чтобы достичь желаемогорезультата [2]. Согласно определению Р. М. Микельсона, при осуществлении данного вида деятельности, учитель выступает в роли наблюдателя, не оказывая при этом никакойпомощи учащимся, выполняющим самостоятельную работу.

Организация и руководство самостоятельной работой представляют собой ответственную и довольно сложную задачу для любого педагога. В процессе изучения иностранного языка каждый обучаемый должен достичь достаточно высокого уровня самостоятельности и активности, чтобы быть способнымсправляться с различными заданиями и обретать новые знания в процессе решения учебных задач [3].

Эффективность самостоятельной работы зависит не только от ее удельного веса, но и от способов и методов ее организации и осуществления, от рациональногокомбинирования с другими видами и формами работы на уроках по иностранному языку.

Выделяются несколько видов самостоятельной работы по иностранному языку: тренировочная работа над языковым материалом, языковыми средствами, иноязычным текстом, как продуктом лингвокультуры, и собственно речевая практика [4]. Прежде чем организовать данный вид деятельности на уроке иностранного языка, учитель должен быть уверенным в готовности учащихся к нему. Существуют различные виды готовности обучаемых: прежде всего, мотивационная; интеллектуальная; лингвистическая; коммуникативная, а также готовность к самоорганизации.

При разработке плана самостоятельной работы, учителю необходимо учитывать степень сложности материала; отношение учащихся к предмету и уровень сформированности навыков данной работы. Следует также проводить большую предварительную работу, а именно:

  • развивать навыки планирования собственной деятельности;
  • вырабатывать навыки рационального выполнения домашних заданий;
  • инструктировать о порядке выполнения заданий;
  • контролировать ход работы, выявлять ошибки;
  • поощрять, стимулировать.

При формировании навыков самостоятельной работы на уроках английского языка необходимо использовать современные технологии обучения. Одной из таких технологий является модульное обучение. Цель такого обучения – развитие самостоятельности учащихся, их умений работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Применение модульного обучения помогает учителю организовать самостоятельную работу учащихся.

Например, модульное обучение целесообразно использовать на уроках повторения и систематизации грамматического материала (модуль по теме “Времена английского глагола”). Модуль выполняется за один урок. Учащиеся работают самостоятельно. Выполнив каждое упражнение, они проверяют свою работу по листку контроля, оценивают себя по баллам самоконтроля. Если есть вопросы, учащиеся спрашивают у учителя. Каждый ученик работает самостоятельно и в конце урока каждый видит свой результат и становится понятно, что нужно повторить каждому индивидуально. Учитель имеет возможность больше внимания уделить слабым учащимся, объяснить им еще раз пройденный материал. Можно использовать следующее задание:

Модуль 1 Grammar tenses.

Цель: Повторить употребление времен английского глагола

Определи время сказуемого и переведи предложение на русский язык:

«Is your English improving? » «Yes it has already improved a lot.»

I worked in China for 5 years in the mid nineties.

He has been working in Argentina for the last 5 years.

I have never tried Tequila Sunrise.

Have you managed to solve the problem you spoke about?

Самостоятельно можно работать в парах и группах. Каждый член группы несет ответственность за всю группу. Развитию умений самоконтроля способствует взаимоконтроль. Если учащиеся научатся видеть ошибки в речи других, то они лучше смогут строить свою речь. На уроках английского языка можно применить взаимоконтроль в парах, когда учащиеся проверяют друг у друга самостоятельную работу или домашнюю работу, взаимоконтроль в группах, например, при проверке умения пересказывать текст. Сначала выступает один сильный учащийся перед классом. Учащиеся вместе с учителем обсуждают его рассказ, задается образец выполнения задания. Затем класс делится на малые группы, и ребята слушают рассказы друг друга. Учитель может переходить от группы к группе, контролируя их работу, или послушать слабого учащегося, который испытывает трудности, выступая перед всем классом.

Организации самостоятельной работы помогает использование компьютера. На данный момент существует огромный выбор мультимедиа программ, Интернет страничек, содержащих информацию необходимую для изучения иностранного языка самостоятельно, электронных учебников, тематических текстов и упражнений.

Например, для развития навыков чтения с извлечением информации или чтения с полным пониманием и других речевых навыков  я предлагаю ребятам задания для самостоятельной работы в сети Интернет. Схема проведения такого урока по теме "Путешествие" будет выглядеть следующим образом.

Учащиеся прослушивают информацию учителя о странах и делают в карточке пометки: расположение, отличительные особенности, столицы, языки, климат, достопримечательности, возможные способы проведения свободного времени, традиционная еда. Свой рассказ, учитель сопровождает показом презентации на экране или видео фильмами, мультфильмами и т д. Дети отвечают на вопросы учителя, используя сделанные ими записи.

2. Учащиеся делятся на группы. Они должны посетить сайт в интернете и найти информацию о стране/месте, куда они бы хотели поехать.

3 . Учащиеся должны сделать описание выбранного ими места для проведения каникул и оформить информацию для других туристов в виде презентации выполненной при помощи Power Point.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование и дальнейшее развитие навыков самостоятельной работы учащихся – являются одной из главных задач в работе учителя иностранного языка.

Список литературы:

1. Педагогика и психология высшей школы: учеб.пособие / отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. –

Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

2. Рогозинский В. М. Азбука педагогического труда. – М.: Просвещение, 1986.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012.

4. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М.: Мастерство, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Самостоятельный поиск информации является одним из ключевых навыков, необходимых для жизни в нашем обществе. Информация постоянно обновляется, поэтому, чтобы быть компетентным и востребованным, челове...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)...

"Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке" (из опыта работы учителя математики)

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке(из опыта работы учителя математики)...

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ и ОБЩЕСТОВЗНАНИЯ)

В данной статье на основе личного опыта я делюсь своими наработками по формированию навыков самомтоятельной работы у обучающихся. Рассматриваю основные виды самостоятельной деятельности учащихся на ур...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Неотъемлемой частью современного урока является инициатива и мыслительная активность обучающихся, но проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и...

Статья "Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)"

Данная статья рассматриваает особенности формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке. Данные наблюдения зафиксированы в ходе моей работы на уроках  русского языка...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя математики)

В целях обеспечения реализации программы ФГОС основного общего образования в Организации  для участников образовательных отношений создаются условия для формирования функциональной грамотности об...