Развитие и совершенствование коммуникативных умений учащихся по английскому языку в среднем звене
статья по английскому языку

D в данной статье содержится практический материал из опыта работы  учителя английского языка по развитию навыков аудиррвания, чтения, говорения, лексики и грамматики у обучающихся среднего звена на урок английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие и совершенствование коммуникативных умений учащихся по английскому языку

 в среднем звене

Подготовила

учитель английского языка

Землянкина Ольга Николаевна

МБОУ «Школа Ясень»

22.02.22

        В связи с происходящими  изменениями  в обществе и стремительным развитием информационных технологий повысился интерес  к проблемам межкультурной  коммуникации. Практическое владение иностранным языком стало потребностью каждого образованного человека.  Основной целью обучения английскому  языку в современной школе является развитие личности школьника, способного использовать английский язык, как средство общения.

        В соответствии с Федеральным Государственным Стандартом  основными целями  изучения иностранного языка в основной школе являются - формирование иноязычной коммуникативной компетенции;  развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка; усиление социокультурной направленности обучения ИЯ, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на включение школьников в диалог культур., т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

        Коммуникативная компетентность,  включает предметные компетенции:

* речевую, * языковую, * социокультурную, * компенсаторную, * учебно – познавательную.

        Речевая  компетенция подразумевает обучение таким видам речевой деятельности как, говорение (диалогическая  и монологическая речь), аудирование, чтение и   письмо.        

                Чтобы сформировать коммуникативную компетентность вне языкового окружения, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.

        Современные формы обучения  характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность.

В связи с этим огромную популярность    приобретают проектные, информационные,  интерактивные  и игровые технологии, а так же технология критического мышления.  Технологии направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.

        Современный урок должен иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.  На уроке должен осуществляться практический, деятельный подход.

Формирование и развитие коммуникативной компетенции на уроках  осуществляется через систему упражнений во всех видах речевой деятельности. Основополагающими элементами системы упражнений в моей работе в среднем звене являются учебно-речевые ситуации и игровые технологии.

Игра - это способ общения. Игровые моменты на уроках помогают активизировать стремление учащихся к контакту друг с другом и педагогом

  

Варианты упражнений с применением коммуникативно-ориентированного подхода разнообразны. Вот некоторые из них.

 Приёмы активизации устной речи.

Своим учащимся я предлагаю, например, такие ситуативные задания: какие школьные предметы тебе нравятся/ не нравятся и почему, какие подарки вы хотели бы получить на день рождения, на Новый год, чем любят заниматься в свободное время члены вашей семьи, как вы помогаете родителям по дому, что вам нравится делать, а что нет и почему.

Преимущество таких приёмов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал.

Вот несколько приёмов активизации устной речи, которые я использую на своих уроках:

- Мозговой штурм (Учащиеся высказывают свои идеи по поставленному вопросу, все эти идеи записываются, затем из всего списка идей и предложений выбирается наиболее подходящая.)

Использование активных методов обучения способствует развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.

Говорение и аудирование - две тесно связанные стороны речевой деятельности.  Аудирование подготавливает говорение, а говорение помогает восприятию речи на слух.

Тренировка аудирования обычно проходит с помощью упражнений различного характера:

1.Упражнения, направленные на снятие лингвистических трудностей, например:

-фонетических («Прослушайте слова. Поднимите руку, когда услышите звук [ ]» - и произношу ряд слов с разными, но похожими гласными звуками);

-грамматических («Прослушайте слова, поднимите руку, если услышите существительное во множественном числе»);

-лексических («Прослушайте слова, поднимите руку, если услышите слова, обозначающие цвет»).

2. Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти («Прослушайте слова и постарайтесь их запомнить. Затем воспроизведите их по памяти»).

3. Упражнения, направленные на развитие внимания учащихся («Прослушайте и скажите, как зовут сестру Майка и сколько ей лет»).

Формирование и развитие коммуникативных навыков продолжается на уроках чтения. Чтение текста является важным средством, способствующим формированию умения говорения. После прочтения текста можно предложить учащимся коммуникативно-направленные задания:

- Скажите, что вы думаете о…

- Выразите свое мнение о герое или событии

- Как бы вы поступили в данной ситуации, и так далее.

-Задания на установления соответствия приведённых утверждений по прочитанному тексту:

- множественный выбор;

-множественные соответствия;

- расположение событий в правильном порядке.

Письмо - важное и очень сложное речевое умение. Оно позволяет при помощи графических знаков обеспечивать общение людей. Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи. В конечном итоге учащиеся должны уметь пользоваться письмом как способом общения, познания и творчества. На уроках я стараюсь находить время для письменных работ, даю письменные задания на дом: напиши письмо другу, заполни свою визитную карточку, напишите поздравительную открытку, сочинение с элементами рассуждения, учимся составлять биографию, резюме и т.д.

Особое внимание  на уроках английского языка необходимо уделить одновременной коллективной работе учащихся  и небольшими группами - парами, тройками, четверками.  Самый простой способ ее организации, - это выполнение упражнений с соседом по парте. Часто при такой работе я использую опоры, например, подстановочные таблицы с речевым заданием, структурные схемы диалога. Для выполнения упражнений тройками или четверками учащиеся рассаживаются по три или четыре человека за парту, либо учащиеся поворачиваются лицом к ученикам, сидящим за соседней партой. В тройках или четверках учащиеся разыгрывают, например, ситуации знакомства, т.е. каждый играет свою роль, при этом кто-то из них может выступить в роли репортера и брать интервью у «спортсменов», «артистов» и так далее. Такие упражнения, как правило, завершаются подведением итогов: один из учащихся малой группы сообщает учителю и классу, с кем он познакомился.

Заключение  

  "Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами" (Полат Е.С.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и совершенствование коммуникативных умений по говорению и письму. 5 класс

В работе представлена таблица с примерными коммуникативными темами  (монологическими высказываниями  и письменными сообщениями).  В дополнение  указана примерная тематика проектной...

Развитие и совершенствование коммуникативных умений по говорению и письму. 6 класс.

В работе представлена таблица с примерными коммуникативными темами: монологическими высказываниями и письменными сообщениями. В дополнение  указана примерная тематика проектной деятельности учащи...

Развитие и совершенствование коммуникативных умений по говорению и письму. 7 класс.

В работе представлена таблица с примерными коммуникативными темами: монологическими высказываниями и письменными сообщениями. В дополнение  указана примерная тематика проектной деятельности учащи...

Развитие и совершенствование коммуникативных умений по говорению и письму. 8 класс.

В работе представлена таблица с примерными коммуникативными темами: монологическими высказываниями и письменными сообщениями. В дополнение  указана примерная тематика проектной деятельности учащи...

Развитие и совершенствование коммуникативных умений по говорению и письму. 9 класс.

В работе представлена таблица с примерными коммуникативными темами: монологическими высказываниями и письменными сообщениями. В дополнение  указана примерная тематика проектной деятельности учащи...

Развитие и совершенствование коммуникативных умений по говорению и письму. 10 класс.

В работе представлена таблица с примерными коммуникативными темами: монологическими высказываниями и письменными сообщениями. В дополнение  указана примерная тематика проектной деятельности учащи...

"Развитие и совершенствование коммуникативных умений учащихся по географии в основных видах деятельности в формате ФГОС-2016".

Приемы и технологии критического мышления и формирование коммуникативных умений....