Предпринимательский проект как средство формирования функциональной грамотности по английскому языку во внеурочной деятельности.
статья по английскому языку (9, 10, 11 класс)

Баева Марина Анатольевна

В данной статье приводятся примеры проектов, как средство формирования функциональной граиотности по английскому языку во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predprinimatelskiy_proekt.docx202.72 КБ

Предварительный просмотр:

Предпринимательский проект как средство формирования функциональной грамотности по английскому языку во внеурочной деятельности.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВСТУПАТЬ В ОТНОШЕНИЯ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ , БЫСТРО АДАПТИРОВАТЬСЯ И ФУНКЦИОНИРОВАТЬ В НЕЙ, как уже сказали коллеги.

Хотя в наших школах еще нет проектных предпринимательских программ, мы с вами уже пытаемся на примере школьных проектов получить продукт, который можно назвать предпринимательским проектом. И лучше всего это получается во внеурочное время, Под предпринимательством мы подразумеваем готовность человека воплощать свои идеи в жизнь, причем в любых сферах. Абсолютно для любого школьника, возможно подобрать предпринимательскую модель. Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.

Давайте рассмотрим два проекта, выполненные нашими учениками, несущие разные значения. Оба, однозначно можно признать предпринимательскими.j.

История памятников  Когалыма   в рисунках учеников с описанием на английском языке.

Изучая тему «Человек-созидатель», учащиеся 10 профильного класса создали альбом-путеводитель по Когалыму. Этот проект выполнялся ва внеурочное время. Команда проекта состояла из авторов идеи: Байрамовой Миланы и Агафоновой Анны, двигатель процессов, главный партнер и консультант каждого ученика - учитель (я), за поиск информации  отвечали: Исаев Гаджи,  Тырцева Анастасия; за перевод информации (переводчики) Алиева Нурана, Ященко Артем, Капша Валерия, художники-исполнители: Мещерякова Екатерина, Хасанова Элиза, Эйвазова Аделина. Моя идея была: сделать фотоальбом-знакомство с городом через памятники Когалыма с их описанием и появлением в хронологическом порядке, но ученики предложили иной путь-рисунки городских памятников.. Этим и ценен проект, ручная работа. Подготовка этого проекта развивает навыки самоорганизации (все сделать вовремя), ответственности (правильный перевод, рамки времени), развитие лидерских качеств (авторы постоянно напоминали о сроках), планирование (конец первой четверти), умение работать в команде (единый стиль) предпринимательское мышление (рисунки дороже чем фото, если мыслить  с точки зрения финансовой грамотности).

Проект предполагает  командную работу. В нем объединяются учащиеся разных способностей, интересов, знаний. Участникам неизбежно приходится учиться общаться, руководить и подчиняться, ценить труд,  преодолевать проблемы общения с внутренним и внешним миром во время работы в группе. Я должен выполнить работу так, чтобы ее потом могли использовать в практических целях мои одноклассники, потому что в проекте все взаимосвязаны. Проект позволяет пробовать на себе различные роли: фотограф, дизайнер, руководитель, финансист, маркетолог, переводчик.

Так какие же формы функциональной грамотности показали учащиеся этого проекта?

Общая грамотность: написать план; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать объявление, провести экскурсии.

Компьютерная: поиск информации в сети Интернет, Информационная:  находить и отбирать необходимую информацию из СМИ; анализировать числовую информацию (хронология) Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться смене своего настроения, приспосабливаться к требованиям и условиям, работе в  группе.

Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст о  памятниках своего  города; называть даты.

 Грамотность действий: укладываться во временные рамки,          консультироваться с руководителями, главным партнером проекта

Проект такого рода  обеспечивает  условия для формирования организационных , интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (дизайн альбома, подготовка текстов, памяток, изготовление, фотографий, рисунков, моделей, организация выставок, викторин, конкурсов). Такая работа формирует различные формы функциональной грамотности учащихся, дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим. В дальнейшем можно попробовать изготовить сувенирную продукцию (выставка фото, рисунки, значки, бейджики с достопримечательностями нашего города  «Я на экскурсии в Когалыме»). Конечно, эта работа проводится во внеурочное время и занимает свободное время и учителя и обучающихся. Но игра стоит свеч, результат налицо.

Еще один проект, который носит название дизайн-проекта «Интересные факты из жизни стран, изучаемых языков». Вы скажете, избитая тема. А так ли это? Учащиеся 7-8 классов подготовили и произвели в дело этот замечательный проект, на стене коридора нашей школы около кабинетов иностранных языков. Приняли участие 12 человек. Возраст разных параллелей. Здесь пригодились: умение самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено введение в практику нашей работы методов и технологий на основе проектной деятельности учащихся. Были и споры и дискуссии, но принятый проект радует глаз и служит  выставочно-экскурсионным примером для изучения иностранного языка, тк имеет информацию на четырех языках. Проект позволил попробовать на себе различные роли: дизайнер, руководитель, экскурсовод, рекламодатель, переводчик. А какие формы функц грамотности выделили бы вы?

Это наилучший вариант профориентации, потому что ты на практике сталкиваешься с характером профессии  и это еще раз говорит нам о том, что Функционально грамотный человек- это человек, который способен использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения для решения максимально широкого диапозона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Педагоги достаточно ориентированы на достижение предметных и метапредметных результатов школьников, однако,  нужно рассматривать проект  еще и с точки зрения функциональной грамотности обучающегося, проектировать  образовательную деятельность на достижение данной качественной характеристики, выстраивать  соответствующий комплекс

Итак, функционально грамотная личность - это человек,

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (например, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей);

– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

– умеющий отвечать за свои решения;

– способный нести ответственность за себя и своих близких;

–владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;

– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

– владеющий современными информационными технологиями.

Таким образом, можно сделать вывод: через использование проектной деятельности происходит  формирование и развитие функциональной грамотности школьников, повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности,  развитие осознания значимости коллективной работы.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/07e8/0007957f-6e6d553e/img0.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Электронные поисковые системы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»

ФГОС обозначил приоритетные направления развития личности ученика. Большую роль в этом играют электронные поисковые системы . Они позволяют у учащихся развить личностные результаты: -понимание ...

Программа школьной экспериментальной площадки "Метапредметные проекты как средство формирования проектной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности предметов гуманитарного цикла"

Программа направлена на создание условий для формирования и развития проектной компетентности посредством метапредметных проектов....

Смысловое чтение как средство формирование функциональной грамотности школьников.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественн...

Использование кейс-технологии на уроках французского языка как средство формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы

Использование новых образовательных технологий, в частности, кейс-метода в сочетании с традиционными формами обучения способствует оптимизации учебного процесса, позволяет продуктивнее усваивать пройд...

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Проектно-исследовательская деятельность школьника как одно из средств формирования функциональной грамотности

Организация учебного исследования – одно из приоритетных направлений научно-методической работы любой современной школы. Основная цель такой работы заключается в том, чтобы создать благоприятные...