Дифференциация, как способ повышения качества знаний учащихся на уроках иностранного языка.
учебно-методический материал по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Зеленова Анна Сергеевна

Современная школа находится в интенсивных поисках нового оптимального содержания и новых технологий обучения. Современные концепции образования ставят приоритетной целью развитие полноценной гармоничной личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности. Учитель должен способствовать тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь этой «живинке» претвориться и развиться в деятельность так, чтобы в ребёнке засверкала его человеческая индивидуальность, поддержать веру в его силы, укрепляя его бодрость и волю, помочь достичь свой «потолок» в развитии, до которого позволяет ему подняться полный расцвет его способностей (В.И.Гладких, М.А.Данилов, В.А.Сухомлинский).

Проблема заключается в том, как сделать учебный процесс наиболее практико- ориентированным. Обычный школьный класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Различный уровень подготовки учащихся, культурные особенности, стили обучения, знание языка и навыков, инвалидность, трудности в обучении, интересы, потребности и цели должны рассматриваться не как препятствия для обучения, а как возможности для его улучшения. Суть дифференциации в том, чтобы попытаться, по мере возможности, сопоставить учебные задачи с индивидуальными интересами, способностями, потребностями и стремлениями учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы повышения качества знаний учащихся на уроках иностранного языка.

Современная школа находится в интенсивных поисках нового оптимального содержания и новых технологий обучения. Современные концепции образования ставят приоритетной целью развитие полноценной гармоничной личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности. Учитель должен способствовать тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь этой «живинке» претвориться и развиться в деятельность так, чтобы в ребёнке засверкала его человеческая индивидуальность, поддержать веру в его силы, укрепляя его бодрость и волю, помочь достичь свой «потолок» в развитии, до которого позволяет ему подняться полный расцвет его способностей (В.И.Гладких, М.А.Данилов, В.А.Сухомлинский).

Проблема заключается в том, как сделать учебный процесс наиболее практико- ориентированным. Обычный школьный класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. При традиционной организации учебного процесса учитель зачастую вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Учитель «строит обучение, ориентируясь на некоего «среднего» ученика. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своём развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения, а «слабые» ученики обречены на хроническое отставание… Те, кто относится к «средним» тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, памяти, воображения и мышления».

Дифференциация как современный и эффективный подход к обучению английскому языку.

Дифференциация была определена как «подход к обучению, цель которого заключается в том, чтобы все ученики на достаточно хорошем уровне освоили материал урока, несмотря на различия в изначальном уровне подготовки.

Дифференциация включает в себя предыдущую образовательную подготовку учащихся, их различную мотивацию, интересы, стили обучения, возраст, склонности, способности - действительно, все те факторы, которые отличают одного учащегося от другого.

Суть в том, чтобы попытаться, по мере возможности, сопоставить учебные задачи с индивидуальными интересами, способностями, потребностями и стремлениями учащихся. Различный уровень подготовки учащихся, культурные особенности, стили обучения, знание языка и навыков, инвалидность, трудности в обучении, интересы, потребности и цели должны рассматриваться не как препятствия для обучения, а как возможности для его улучшения.

Основные преимущества дифференциации можно резюмировать следующим образом.

• Внимание к индивидуальным особенностям и личности ученика, создание оптимальных условий для его всестороннего развития помогает учащимся чувствовать себя ценными и повышает учебную мотивацию

• Данный подход позволяет всем без исключения ученикам прогрессировать и успешно осваивать школьную программу по английскому языку

•  Способствует формированию терпимости и понимающему отношению к различиям.

• Это делает обучение многомерным, мультисенсорным и мультимодальным.

Большинство школьных классов являются разноуровневыми, поскольку дети не отбираются в них специально по какому-либо критерию. Учителя обычно выделяют в таких классах группы, называя их «сильные», «средние» и «слабые» ученики. При этом одни педагоги считают главным критерием деления на группы успеваемость школьников, другие – способности учащихся. Мы предлагаем разделить учеников на группы по способностям на основе результатов наблюдений за учащимися и анализа их деятельности.

Способы дифференциации предполагают:

  1. Дифференциацию содержания учебных заданий:
  • по уровню творчества;
  • по уровню трудности;
  • по объёму;
  1. Использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:
  • по степени самостоятельности учащихся;
  • по степени и характеру помощи учащимся;
  • по характеру учебных действий.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания предлагаться ученикам на выбор.

Рассмотрим применение дифференциации содержания учебных заданий при обучении школьников начальных классов английскому языку.

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества предполагает различный характер познавательной деятельности школьников: репродуктивный или продуктивный (творческий). К репродуктивным заданиям относятся типовые упражнения. От учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в знакомой ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений. К репродуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Учащимся приходится применять знания в изменённой или новой, незнакомой ситуации, выполнять более сложные мыслительные действия (поисковые, преобразующие и др.), создавать новый продукт. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

Пример такой дифференциации.

Первой группе даётся репродуктивное задание. В эту группу целесообразно включить детей с низким уровнем обучаемости, а также тех, кто недостаточно усвоил изучаемый материал. Остальным ученикам (2 и 3 группы) даётся творческое задание.

1 группа.

Do the quiz. Choose and write.

Small strong clever big funny tall

  1. Elephants are the ______________________ animals in the world.
  2. Whales are the ________________________ animals in the sea.
  3. Giraffes are the ________________________ animals in the zoo.
  4. Penguins are the _______________________ birds in the zoo.
  5. Insects are the _________________________ animals in the zoo.
  6. Dolphins are the _______________________ animals in the sea.

2 и 3 группы.

Answer about you.

  1. Who’s the oldest person in your family?
  2. Who’s the tallest person in your family?
  3. Who’s the funniest person in your family?
  4. Who’s the worst singer in your family?
  5. What’s the hottest month of the year?
  6. What’s the coldest month of the year?

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности предполагает либо усложнение, либо упрощение заданий для отдельных групп учащихся.

Возможны следующие варианты организации дифференцированной работы:

Вариант 1. Задания повышающейся (восходящей) трудности. Одним учащимся предлагается базовое задание (из учебника), а другим – более сложные по сравнению с базовым задания.

Вариант 2. Задания понижающейся (нисходящей) трудности. Одним учащимся предлагается базовое задание, а другим (детям с низким уровнем обученности) – более простое по сравнению с базовым задание. При использовании в дифференцированной работе заданий нисходящей трудности учителю необходимо учитывать динамику усвоения детьми программного материала. Если учащиеся первой группы не допускают ошибок в выполнении упрощённого задания, то на следующем уроке им предлагается такое же задание, какое давалось другим группам. В свою очередь, детям второй и третьей групп задание можно усложнить.

Вариант 3. Задания разного уровня трудности на выбор учащихся.

Например,

1 группа.

Спишите предложения в следующем порядке: утвердительные, отрицательные, вопросительные. Подчеркните в них глаголы-связки.

Are you a pupil?

My friends aren’t lazy.

He is Sam.

I am a pupil.

Is it Lena?

She is not Ann.

I am not at home.

My dog is strong.

2 группа.

Найди вопрос с ошибкой и исправь в нём глагол. Запиши все вопросы правильно.

Are you a pupil?

Is Sam at home?

Are Lena lazy?

Am I a pupil?

Is it a dog?

Is she at school?

Are you good pupils?

Is Rex a dog?

3 группа.

Составь из слов вопросы. Подбери к каждому вопросу верный ответ и запиши получившиеся пары.

an/Rex/dog/is/angry/? - ______________.

I/a/pupil/am/? - ____________________.

in/we/the/are/forest/? - _______________.

she/Ann/is/? - ______________________.

Kate/lazy/Rick/and/are/? - ____________.

Ответы: Yes, you are. No, we are not. Yes, it is. No, they are not. Yes, she is.

Дифференциация заданий по объёму учебного материала

Дифференциация заданий по объёму учебного материала предполагает, что часть учащихся выполняет кроме основного задания ещё и дополнительные. В качестве дополнительного обычно предлагается задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость использования дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают полностью выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, поэтому им требуется дополнительное время на выполнение задания. Но это время должно проходить с пользой для остальных учеников, которым и даётся дополнительное задание. Обычно оно выполняется по желанию детей, но учитель специально стимулирует учащихся, чтобы они захотели делать необязательную для них работу. В качестве стимулов используются различные поощрения.

Пример такой дифференциации.

Основное задание:

Спиши. В каждой строке зачеркни лишнее слово.

  1. Sing, swim, stand, play, seven, see, live, skip, can.
  2. Take, jump, has, run, think, hat, sit, have.
  3. Stop, skate, help, dance, home, go, ride, like.

Дополнительное задание:

Подбери к лишним словам ещё 3 слова начинающихся на эту же букву.

Разнородность класса в плане способностей, учащихся к изучению английского языка и к учению в целом – объективная реальность. Считаем, что разноуровневое обучение предоставляет возможность выровнять расслоение класса. Невозможно дотянуть всех учащихся до единого уровня. Но создать условия каждому ученику учиться в меру своих сил и потребностей – реальная необходимость учебно-воспитательного процесса нашего времени.

Дифференциация домашних заданий.

Большинство авторов, рассматривающих проблему индивидуального подхода к младшим школьникам, считают целесообразным дифференцировать не только задания в классе, но и домашние задания.

Домашняя работа обычно включает задания на закрепление и повторение ранее изученного материала и предполагает их выполнение учеником самостоятельно. Поэтому можно использовать способы дифференциации, описанные выше.

Наиболее эффективны для организации домашней работы следующие способы:

1) дифференциация по степени помощи учащимся: отдельным детям даются карточки-помощницы для выполнения домашнего задания;

2) дифференциация по уровню трудности или уровню творчества: учащимся с высокой обучаемостью вместо обычного задания предлагается творческое упражнение или более трудное.

Библиографический список

1-Д. Перри, «Дифференциация - политика и практика» (2003), «Языковые проблемы: журнал NATECLA», 15/1.

2-Д. Перри, «Дифференциация - политика и практика» (2003), «Языковые проблемы: журнал NATECLA», 15/1.

3-Департамент образования и занятости, базовая учебная программа ESOL для взрослых (2001 год).

4-Education Scotland, «Что мотивирует ученика ESOL?»

5-«Преподавание и обучение в языковой аудитории» Т. Хедж, (2000). Оксфорд: OUP.

6-Деменева Н.Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики. – М., 2005.

7-Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976.

8-Кулинич Г.Г. Английский язык. Разноуровневые задания. 2 класс - М.: ВАКО, 2014.

9-Богуславский М. Дифференцированный подход в обучении: четыре основных принципа. – Первое сентября, 2007, №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по методической теме: "Контроль как средство повышения качества знаний учащихся на уроках иностранного языка"

Нередко в школьной практике учителя оценивают умения учащихся владеть иноязычной речью только путем учета ошибок в произношении, лексике и грамматике. Вместо того чтобы установить достижения ученика, ...

Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ».

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ»....

Формы и методы организации мониторинга качества знаний учащихся на уроке иностранного языка

ull;Цель данной работы — выявить наиболее распространенные формы организации методов контроля качества знаний, определить основные способы проведения мониторинга качества знаний в образователь...

Знакомство и использование интерактивного сервиса Kahoot как условие повышения мотивации и качества знаний учащихся на уроках английского языка.

Один из примеров использования новых информационных технологии - платформа Kahoot, применение которой помогает использовать электронные ресурсы для диагностики знаний учащихся на уроках...