СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
статья по английскому языку

Петелина Ксения

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а именно при обучении лексике английского языка в средней школе. В статье рассмотрены психолого-педагогические особенности учащихся средней школы с точки зрения обучения иностранному языку. Описана методика формирования лексических навыков с помощью лексических игр на основе информационно-коммуникационных технологий. В качестве примера приведена платформа Wordwall, которая позволит разнообразить материал, развить лексические навыки, устранить проблему запоминания новых слов, повысить мотивацию учащихся средней школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petelina_sovremennye_tehnologii_.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

MODERN TECHNOLOGIES FOR TEACHING ENGLISH VOCABULARY IN PRIMARY SCHOOL

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а именно при обучении лексике английского языка в средней школе. В статье рассмотрены психолого-педагогические особенности учащихся средней школы с точки зрения обучения иностранному языку. Описана методика формирования лексических навыков с помощью лексических игр на основе информационно-коммуникационных технологий. В качестве примера приведена платформа Wordwall, которая позволит разнообразить материал, развить лексические навыки, устранить проблему запоминания новых слов, повысить мотивацию учащихся средней школы.

Abstract. This article is devoted to an important problem of today – the use of information and communication technologies in education, that is in teaching the vocabulary of the English language in primary school. The article considers the psychological and pedagogical features of primary school students from the point of view of teaching a foreign language. It describes the methodology for the formation of lexical skills with the help of lexical games based on information and communication technologies. As an example, the Wordwall platform is given, which will diversify the material, develop lexical skills, eliminate the problem of memorizing new words, and increase the motivation of primary school students.

Ключевые слова: подростковый возраст, обучение лексике английского языка, лексические игры, информационно-коммуникационные технологии.

Keywords: teenage years, teaching English vocabulary, vocabulary games, information and communication technologies.

Сведения об авторе: Петелина Ксения Васильевнагруппа

About the Author: Petelina Ksenia Vasilevna

Контактная информация: e-mail: petelinaks98@mail.ru

Роль английского языка в современном мире неоценима. Английский язык – это международный язык общения. За последнее время интерес к английскому языку значительно вырос. Владение иностранным языком является одним из самых востребованных умений, так как сферы применения не ограничены: образование, компьютерные технологии, бизнес, политика, досуг и увлечения.

Сегодня английский язык изучают все, начиная со школьного образования. Создание искусственной иноязычной среды при обучении английскому языку является одним из важных аспектов в современной методике, который связан с обучением лексическим навыкам. Для их овладения на школьном этапе образования учителю необходимо подобрать такие способы, которые будут способствовать повышению мотивации и повышению усвоения пройденного материала. Однако, ни для кого не секрет, что самый сложный возраст ребенка – это подростковый возраст. Перед учителем стоит две задачи: сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом предмете, а именно на использовании на практике лексических навыков, и справиться с крайне непредсказуемым возрастом.

Подростничество – это самый сложный из всех детских возрастов, крайне противоречивый, с явлениями внутреннего беспорядка [8]. У учащихся средних классов происходит изменение по отношению к школе, к получению новых знаний, к учению. В этом возрасте происходит усложнение всех интеллектуально-познавательных процессов. Развитие, связанные с устной и письменной речью, улучшение продуктивной памяти и внимания [3]. С точки зрения обучения иностранному языку, коммуникативное развитие ребенка средней школы продолжается вместе с совершенствованиями видов речевой деятельности [1]. Однако, параллельно с ориентацией в учебной сфере, подросток осваивает и другие увлечения, несвязанные с учебной деятельностью. Не стоит забывать, это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности. Таким образом, учитель должен учитывать возрастные особенности и вовлеченность учащихся в учебный процесс.

Описывая методику обучения лексическим навыкам английского языка, можно прийти к такому выводу, что одна из важных целей обучения иностранным языкам – это овладение речевой деятельностью и принятие участия в коммуникации [9]. Ее реализация может осуществится при обучении лексике. Формирование лексических навыков проходит в три этапа: ознакомление с материалом, использование в различных контекстах, свободное использование в новых ситуациях [7]. Одной из главных трудностей при обучении учащихся иностранным языкам является проблема запоминания новых слов, преодолеть которую могут помочь лексические игры. Это такие игровые приемы, которые включают в себя обучающий и развивающий характер, повышают познавательный интерес, расширяют кругозор учащихся, формируют различные умения и навыки и способствуют психологическому развитию [5]. Лексические игры позволяют сконцентрировать внимание учащихся только на лексическом материале и имеют цель помочь им в приобретении и расширении словарного запаса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в ситуациях реального общения [10].  

В последнее время все большую популярность в обучении набирают информационные технологии, которые в свою очередь дают возможность преобразовать традиционную систему образования [4]. Следует отметить, что необходимость внедрения современных технологий в процесс обучения в России признается рядом государственных инициатив. Особенно актуально это стало в условиях дистанционного обучения. После чего, у преподавателей возникает потребность в нахождении и выборе такого ресурса, платформы, программы, позволяющей создавать интерактивные дидактические задания, отвечающие требованиям современной методики преподавания. В научной литературе подчеркивается эффективность использования игровых приемов с применением компьютерных технологий на уроках иностранного языка. Так как, происходит более успешное овладение учащимися языковым материалом, повышается интерес к изучению языка и возникает внутренняя мотивация к самообразованию и самообучению.

Таким образом, перед преподавателями встает актуальная задача в выборе платформы, которая позволит создать эффективные интерактивные задания для освоения лексического материала, увеличит мотивацию, а также учтет возрастные особенности учащихся средней школы. Одной из таких платформ является Wordwall. Данная платформа имеет ряд преимуществ. Во-первых, для пользователей открыт большой выбор шаблонов для составления интерактивных игр. При необходимости существует возможность изменения элементов заданий: шрифт, изображение, звук, таймер и т.п. Во-вторых, особенностью платформы является функция «назначения студентам», которая предоставляет учащимся доступ к собственным устройствам. Таким образом, учащиеся могут получать задания в качестве домашнего, в ходе чего автоматически назначаются результаты. В-третьих, платформа предлагает различные варианты многопользовательских игр, когда каждый учащийся выполняет задания со своего устройства [6]. Использование платформы Wordwall позволяет развивать не только лексические навыки, но и коммуникативные навыки, навыки работы в команде, навыки создания монологической и диалогической речи [2]. Исходя из этого, можно сказать, что данная платформа отлично подходит для использования на уроках иностранного языка при изучении или закреплении лексических единиц. Простота в использовании является одним из главных преимуществ. Благодаря большому разнообразию шаблонов облегчается работа в создании интерактивных заданий.

В результате изучения различных источников мы пришли к выводу, что использование ИКТ на уроках иностранного языка при обучении лексического материала считается возможным и эффективным. Однако, учителю необходимо учитывать психолого-педагогические возможности учащихся и методику формирования лексических навыков. Применение информационно-коммуникационных технологий позволит открыть новые возможности, как для преподавателей, так и для учащихся. А именно платформа Wordwall, которая позволяют разнообразить материал, сделать его более ярким, красочным и интересным. С помощью таких ресурсов можно разрабатывать различные лексические игры, тем самым создавать естественную коммуникативную среду, вызывающую интерес и активную деятельность учащихся, и способствовать более прочному усвоению изучаемого лексического материала.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Батюта М.Б. Возрастная психология: учебное пособие. — Москва: Логос, 2011. — 306 с.
  2. Грифанова К. А. Формирование коммуникативной компетенции при обучении русскому языку как иностранному посредством цифровой образовательной среды / К. А. Грифанова, Е. В. Михалева // Научно-педагогическое обозрение. 2021. – С. 79-84.
  3. Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. – 2011. – №9. – С. 2– 9.
  4. Жаренко Е.И. Технологии развития лексического навыка в обучении иностранному языку. – 2019. – С. 29-32.
  5. Леонтьев А. А. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов / Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколова. – М.: Смысл, 2000. - 509 с.
  6. Митькова Э. И. Возможности платформы «Wordwall» как средства создания интерактивных лексических игр / Митькова Э.И // Вопросы педагогики. – 2021. – С. 181-183.
  7. Ощепкова Т.В. Tech-Pack Collection of Up-to-Date Classroom Techniques: учебно-методическое пособие / Т.В. Ощепкова, М.М. Пролыгина, Д.А. Старкова. – М.: Дрофа, 2005. – 8 с.
  8. Першина Л.А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов. — М.: Акад. Проект, 2004. — 256 с.
  9. Провоторова К.С. Формирование лексических навыков на уроке иностранного языка в средней школе. – 2020. № 10-7 (68). – С. 1-3.
  10. Пучкова Ю. Я. Игры на уроках английского языка – М.: АСТ, 2013. – 56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология в обучении лексике английского языка

В работе даны психологические обоснования использовагния игр в обучении детей лексике на уроках английсколго языка и даны примеры употребления игр....

Несколько основных современных подходов в обучении английскому языку в средней школе

Несколько основных современных подходов в обучении английскому языку в средней школе...

Технология «Лэпбук» на уроках английского языка в средней школе

Данная статья расскажет вам, что такое "лэпбук", об этапах его создания и о вариантах применения в рамках уроков английского языка...

Доклад "Обучение грамматике английского языка в средней школе"

Доклад "Обучение грамматике английского языка в средней школе. Коммуникативный подход"...

Игровые методы как средство обучения лексике английского языка в средней школе.

Статья об игровых приёмах в обучении английскому языку школьников средней школы...

ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Средняя школа – это время, когда ученики начинают осваивать новые предметы и развиваться как лич...