Индивидуальная программа развития педагога и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов
статья по английскому языку

Яппарова Эльза Ринатовна

В данной статье рассматриваются проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель в начале своей профессиональной деятельности и которые могут препятствовать его профессиональной адаптации. Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности любого образовательного учреждения. Задача наставника - помочь начинающему педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystup_nastavnichestvo_ind_rabota.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

УДК:378.2

Индивидуальная программа развития педагога и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов

Яппарова Эльза Ринатовна

учитель английского языка,

Савинова Светлана Петровна

учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение гимназия  №1,

город Агрыз Республика Татарстан

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель в начале своей профессиональной деятельности и которые могут препятствовать его профессиональной адаптации. Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности любого образовательного учреждения. Задача наставника - помочь начинающему педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

Ключевые слова: наставничество, молодой педагог, наставник, ученик, урок, адаптация.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Annotation. This article discusses the problems and difficulties faced by a novice teacher at the beginning of his professional activity and which may hinder his professional adaptation. Working with young specialists is one of the priorities in the activities of any educational institution. The task of a mentor is to help a novice teacher realize himself, develop personal qualities, communicative and managerial skills.

Keywords: mentoring, young teacher, mentor, student, lesson, adaptation.

Ничто не побуждает стать лучше, 

как доброе слово умного наставника.

Малиновский Р.Я.

В постиндустриальную эпоху возрастание социальной роли учителя сопровождается ростом требований к его профессионализму и личностным качествам. Совокупность требований к профессионализму педагогических работников устанавливают федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и профессиональный стандарт педагога. Согласно этим документам, учитель должен быть компетентным в различных областях: организации взаимодействия с субъектами образования; воспитании, обучении, развитии учащихся; инновационной деятельности; формировании образовательной среды и пр.

В решении данной стратегической задачи существенная роль принадлежит системе наставничества, которая выступает как инструмент повышения качества образования и механизм адаптации молодых педагогов.

Актуальность наставничества для выполнения задач профессионального роста учителей обусловлена, прежде всего, тем, что поле проблем педагогических кадров отличается значительной широтой, охватывая вопросы содержания и методики преподавания; контроля и оценки качества образования; внедрения инновационных педагогических технологий; организации учебно-познавательной и проектно-исследовательской деятельности обучающихся и многие другие.

Наставничество в образовании, как и в любой сфере, организуется по принципу «более опытный обучает менее опытного (нового) члена трудового коллектива тому, что умеет сам». В этом смысле, наставничество представляет собой разновидность индивидуального (горизонтального) обучения, осуществляемого непосредственно на рабочем месте, внутри профессионального сообщества. Целью такой формы наставничества является как успешное закрепление на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, так и создание внутри образовательной организации комфортной профессиональной среды, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Таким образом, модель наставничества «Учитель - учитель» представляет собой социальный институт, осуществляющий процесс передачи социального и профессионального опыта; форму преемственности поколений. Это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым можно выделить следующие: содействовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности; формировать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса; ориентировать начинающего педагога на творческое применение в своей деятельности передового педагогического опыта; прививать молодому специалисту в целях его закрепления в образовательной организации интерес к педагогической деятельности; ускорить процесс профессионального становления педагога.

Для становления института наставничества в гимназии разработана Программа наставничества, которая направлена на становление молодого специалиста и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности. За каждым стажером закреплен наставник.

Являясь 30 лет учителем английского языка высшей квалификационной категории и владея опытом работы по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), я с удовольствием беру на себя обязанности наставника.

Для осуществления деятельности наставника, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом. Надо постоянно находиться в научном педагогическом поиске, развивать свой творческий потенциал, совершенствовать свои формы и методы работы, перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками.

Опыт работы с молодыми учителями  показывает, что наибольшие сложности у начинающих педагогов вызывают вопросы дисциплины на уроке, методические аспекты урока, оформление школьной документации, организация взаимодействия с родителями школьников, осуществление классного руководства. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него ещё не сформированы профессионально значимые качества.

Молодой специалист боится собственной несостоятельности во взаимодействии с учениками, их родителями и опытными коллегами, испытывает стресс: что-то не успеет, упустит, забудет. Такой учитель не способен на творчество, на какие-либо инновации.

Как наставник я выстраиваю свою деятельность в три этапа:

        1. Адаптационный этап.

           Выбор формы работы с молодым специалистом начинается с проведения собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах.

Прежде всего необходимо выстроить отношения доверия и взаимопонимания. Если молодой педагог доверяет тебе, то он на любом этапе возникшей проблемы немедленно спросит совета, выслушает рекомендации, проанализирует, и таким образом, разрешится интересующий его вопрос достаточно оперативно.

В этот период молодой  специалист  знакомится со своим классом, завоевывает авторитет, формирует «дисциплинарное пространство». Поэтому как наставник обращаю его внимание на: требования к организации учебного процесса; требования к ведению школьной документации; формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся; ИКТ; механизм использования дидактического, наглядного и других материалов.

        2. Проектировочный этап  включает в себя совместную  выработку целей и задач работы на год. Составляем план индивидуального развития  и путей совместных действий.

        3. Основной этап  направлен на координационную деятельность в процессе реализации плана индивидуального развития и текущую совместную работу. Основным методом работы на этом этапе является посещение мною уроков молодого специалиста и выявление возникающих у него затруднений. Неумение грамотно рассчитать время урока, логично выстроить его этапы, затруднения при объяснении материала – вот часть проблем, подстерегающих учителя-новичка. Очень важно при анализе выделять как положительные моменты, так неудачные. Как только молодой специалист, отвечая на вопросы и анализируя свой урок, осознает, что ему следовало сделать, но не знает, как, стараюсь поделиться своими идеями и советами, но ни в коем случае не диктовать решение той или иной задачи. Нами также были рассмотрены современные образовательные технологии, методики и результаты их применения; формы работы с обучающимися на уроке; особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала.
Результатом проведенной работы стало: у молодого специалиста сформировался свой стиль ведения урока, который содействовал формированию у школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения.

        Как наставник акцентирую внимание на следующей работе с подопечным:

  • провожу консультации по различным вопросам, в том числе по подготовке уроков;
  • помогаю в профессиональной адаптации, в налаживании продуктивного и оптимального взаимодействия с участниками образовательного процесса (коллегами, учениками и их родителями);
  • оказываю молодому специалисту помощь в формировании собственной системы работы с учениками, использовании им новых педагогических технологий, форм и методов работы в учебно-воспитательном процессе; развитии управленческих умений;
  • организую персональное сопровождение начинающего учителя в образовательном пространстве, координирую работу по самообразованию; помогаю разобраться в успехах, неудачах, увидеть перспективу в работе; уделяю внимание раскрытию способностей, педагогического и творческого потенциала подопечного;  осуществляю мониторинг динамики адаптивных процессов и становления молодого педагога. 

Также мною разработана программа тренинговых занятий, целью которых является развитие эмоциональной устойчивости и активизация интереса молодых педагогов к своей работе через повышение предметно-делового взаимодействия в процессе обучающих и игровых занятий. 

Таким  образом, наставничество стимулирует потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствует его профессиональной и личностной самореализации.

Преимущества этой формы организации помощи очевидны: педагогическое наставничество имеет более широкую направленность, менее теоретизированно, обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы с молодыми специалистами в условиях реальной трудовой деятельности. Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный контакт наставника и воспитанника, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного молодого учителя, а следовательно, и более строгий контроль за его практической деятельностью.

Итак, наставничество - современный социальный институт, который обеспечивает передачу профессионального опыта, преемственность поколений, а также форма профессиональной адаптации, что способствует закреплению кадров в педагогическом коллективе. Взаимодействие наставника и подопечного осуществляется на рабочем месте, что иллюстрирует реально возникающие ситуации и весь трудовой процесс, что позволяет реализовать на практике полученные теоретические знания.

Овладение специальностью на практике представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий освоение основных функциональных обязанностей педагога, знакомство с нормативной правовой базой, становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств. Вместе с тем, начинающие педагоги способны привнести новые взгляды на воспитание, развитие детей, инициировать «свежие» идеи по вопросам работы учреждения, педагогического коллектива.

В ходе работы  с молодыми педагогами наставники приобретают новые знания, ориентируются на новые реалии современного образования.  Тем самым, в тесном сотрудничестве решаются  сразу несколько  задач: успешная адаптация молодого педагога, сплочение коллектива, совместное проектирование интегрированного образовательного процесса, изучение нормативных документов, оказание адресной методической помощи педагогам, самообразование, создание и усовершенствование развивающей предметно-пространственной среды, способствующей социализации и индивидуализации учеников. А также происходит передача молодым педагогам опыта по рефлексии своей педагогической деятельности (выявление своих слабых и сильных сторон в работе и умение сконцентрировать свое внимание на тех аспектах, которые требуют улучшения).

Рассуждать о пользе наставничества уместно лишь при условии, что эта работа ведется планомерно, системно и систематически, имеет конкретную практическую цель – подготовить высококвалифицированного специалиста для работы в образовательном учреждении. Достижение этой цели и будет являться реальной пользой для образовательного учреждения.

Использованная литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www. consultant.ru/ (дата обращения: 21.09.2021).
  2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» с изменениями от 5 августа 2016 г. – URL: https://base.garant.ru/70535556/#friends (дата обращения: 21.09.2021 г.)
  3. Игнатьева Е.В., Базарнова Н.Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6, №2. - С.1-17 
  4. Наставничество: эффективная форма обучения: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В. - 2-е издание, доп., перераб. - Казань: ИРО РТ, 2020. - 51 с.
  5. Наставничество в системе образования. Руководителям образовательных учреждений, методистам, наставникам и молодым учителям. – Красноярск: Литера-принт, 2018. – 98 с
  6. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. - 2-е издание, доп., перераб. - Казань: ИРО РТ, 2020. - 51 с.
  7. Челнокова Е.А., Тюмасева З.И. Эволюция системы наставничества в педагогической практике // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6, №4. - С.11-26
  8. Чернявская А.П., Данилова Л.Н. Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя // Ярославский педагогический вестник. – 2019. - №4 (109). – С. 62-70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций с учётом требований профессионального стандарта педагога

Программа составлена по результатам самообследования по выявлению уровня соответствия профессиональной деятельности педагога требованиям профессионального стандарта. В программе представлены направлен...

Формирование профессиональной компетенции педагога как инструмент повышения качества образования.

выступление на педагогическом совете по теме "Формирование профессиональной компетенции педагога как инструмент повышения качества образования"...

Ресурс Школы тьютора и Школы современного педагога для развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования

Обеспечение, выявление, поддержку и профессиональное продвижение как можно большего количества педагогов дополнительного образования....

Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций в контексте профессионального стандарта педагога

Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций учителя английского языка Ориной Э.Г. на 2018-2021 гг....

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции педагога

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важн...

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района города Казани по разработке рабочей программы по математике в 6 класс

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов.  Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района...

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Фокус - группа педагогов Приволжского района города Казани по разработке рабочих программ по математике в 5 классах в соответствии с требованиями

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Фокус - группа педагоговПриволжского района города Казани по разработке рабочих пр...