Статья "Школьная форма в разных странах"
статья по английскому языку

Саркисян Лаура Сергеевна
  • Вопрос о введении формы каждая школа решает самостоятельно, причем решение принимается на совете школы, куда должны войти и учителя, и родители, и сами школьники, обязательно в равных пропорциях. Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Школьная форма в разных странах»

  • Вопрос о введении формы каждая школа решает самостоятельно, причем решение принимается на совете школы, куда должны войти и учителя, и родители, и сами школьники, обязательно в равных пропорциях. Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.
  • Форма исключает (во всяком случае, ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, значительно снижает визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».
  • Единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.
  • Если единая форма существует, её производство можно целевым образом дотировать, поддерживая невысокие цены и снимая с бедных семей часть бремени расходов на обучение детей.

Аргументы «против»:

  • Форма — элемент уравнительного воспитания и обучения.
  • В конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность так, как это ему угодно.
  • Школьная форма ограничивает свободу самовыражения, является средством деиндивидуализации учеников школы.
  • Требование ношения формы само по себе есть форма насилия над личностью, требование строгого соблюдения формы может при желании произвольно толковаться школьными работниками и использоваться для безосновательного преследования неугодных учеников.
  • Форма может быть слишком дорогой для бедных семей.

Приведенные выше аргументы - это некий социологический опрос, проведенный среди жителей разных стран мира. Мы видим, что аргументов за и против – одинаковое количество. Исходя из этого, мы видим, какие проблемы могут возникать с приобретением школьной формы, с ее использованием.

Глава1. История появления школьной формы.

Сейчас, как и раньше, существует много доводов за и против ношения школьной формы.   Давайте взглянем, как развивалась школьная форма на Руси и в других государствах.

На Руси в  X—XIII вв ни о какой школьной форме речи не идет, т.к. образование на Руси было в то время на низком уровнеИменно с эпохой Петра 1 историки связывают коренные преобразования в образовательной сфере. В это время открываются не только школьные учреждения, которые были на порядок выше, чем самые первые школы, но и новые училища и лицеи. Однако в эту реформу школьная форма так и не была введена.

Произошло это позже — в 1834 году. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры.

Фуражки обычно были светло-синими и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком… Имелась и выходная или праздничная форма: темно-синий или темно-серый мундир с обшитым серебряным воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец. Фасон формы менялся несколько раз, как и мода того времени.

В то же время началось развитие и женского образование. Поэтому потребовалась ученическая форма и для девочек. Девчачья форма была утверждена на целых 60 лет позже мальчуковой — в 1896 году, и… в результате появился первый наряд для учениц. Это был весьма строгий и скромный наряд. Но форма для девочек порадует нас знакомыми коричневыми платьями и фартучками — именно эти костюмы явились основой для формы советских школ. И те же самые белые воротнички, та же скромность фасона1.

 Школьная традиция древнего Египта значительно глубже и богаче любой школьной традиции, поскольку формировалась и развивалась на протяжении нескольких тысяч лет. Учиться могли только благородные египетские юноши: дети фараона и его семьи, дети жрецов и высокопоставленных чиновников, или лишь изредка те, кто очень хотел учиться. Школьной формы как таковой еще не было.

Но позже в школе формой одежды был короткий хитон и легкие доспехи с художественной отделкой и хламиды — это кусок плотной ткани, набрасываемый на плечи и скрепляли на плече, груди. На протяжении веков такая форма оставалась неизменным образцом для обучающихся мальчиков.

В Индии на занятия все учащиеся должны были приходить в определенной одежде - «курта» и «паджама» — длинная рубаха и широкие штаны.

С начала нашей эры в Японии и до наших дней сложилась особая традиция. Почти каждая школа имеет свою форму. Сейчас почти всегда

школьная форма в Японии «сэйлор-фуку» — это матроска, юбка и банты удевочек. Она уже стала своеобразным символом. Для современных японскихдевочек — это уже больше, чем просто школьная форма, — это полноценныйстиль одежды. «Гакуран» носят в Японии мальчики — это брюки и пиджак темного цвета с воротником-стойкой. В разных школах Японии цвета формы отличаются и выделяют учащихся.Что касается Европы, в воспитании и обучении в эпоху Средневековья переплелись языческая, античная и христианская традиции. Особое место в системе образования занимали церковные школы. Школьная форма была естественно

обычной монастырской одеждой, однако об обязательности её нет сведений2.

Единая одежда для учеников школ в Европе впервые с античного времени появилась в Англии: в 1552 году была основана школа Christ’sHospital для сирот и детей из бедных семей. Для учеников был введён костюм из тёмно-синего жакета с фалдами до щиколотки, жилета, кожаного пояса и брюк чуть ниже колен. Примерно в таком виде форма сохранилась по сей день, единственная разница в том, что в наши дни ученики Christ’sHospital уже не дети-сироты, а будущая экономическая и культурная элита Великобритании.

В начале XIX века многие английские школы вводят не только школьную форму, но и кодексы поведения, нарушение которых может привести к исключению ученика. Тогда же ученики разных частных школ придумали сложную систему правил «внутреннего престижа»: сколько пуговиц застёгнуто на форменном блейзере; под каким углом надета шляпа; как повязаны шнурки на ботинках; носит ли ученик школьную сумку, взяв её за одну ручку или за обе… Эти символы были незаметны посторонним, зато ученики понимали место друг друга в школьной иерархии.

Школьная форма была введена во всех колониях Британской империи: в Индии и Австралии, в Новой Зеландии и Южной Африке, на Карибских островах. Для всех колоний форма была единой, но, подходящая для английского климата, она вызывала неудобство в жарких странах.А вот в Германии школьной формы никогда не было. Даже во времена правления Третьего рейха. Только члены «Гитлерюгенд» носили специальное обмундирование. В некоторых немецких школах введены элементы школьной формы, но что именно форменное носить выбирают сами дети.

Нет единого мнения о пользе или вреде обязательной единой школьной одежды. История создания школьной формы и ее развития противоречива, и не дает ответа на вопрос: нужна ли она. Но одно точно школьная одежда должна оставаться только школьной одеждой

Глава 2. Школьная форма в Европейских странах.

Подчеркнуть принадлежность ребенка к более высокому статусу школьника, хочется и родителям, и детям. Согласитесь, что этого нельзя добиться, просто купив ребенку портфель или сделав новую стрижку. Перемена нужна кардинальная, такая, чтобы первый взгляд на ребенка давал понять, кто перед вами.Рассмотрим школьную форму в Германии. В Германии никогда не было единой школьной формы. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в ее разработке.Во Франции ситуация похожа на ситуацию в Германии. Обязательная школьная форма просуществовала во Франции с 1927 по 1968 гг. Но сейчас политики снова обсуждают введение обязательной школьнойформы. Они озадачены стремлением детей перещеголять друг друга дороговизной нарядов и провокационными одеждами, особенно среди девочек. А пока на время занятий школьники могут использовать специальные школьные халаты, напоминающие нам лабораторные. Каждый класс может отличаться по его цвету.

Форма в Великобритании является частью истории учебного заведения. В каждой школе действует своя форма, к которой прилагается головной убор, галстук, верхняя одежда и даже носки. Каждая престижная школа имеет собственный логотип. Введение школьной формы в современной Британии обосновано тем, что представители Министерства образования считают, что единый фасон школьной формы помогает соблюдать дисциплину, а также влияет на положительное поведение школьника. Также школьная форма стирает грань между учащимися всех рас и сословий.
Поскольку Англия – страна, соблюдающая многие сложившиеся веками традиции, дизайн формы множества престижных учебных заведений не менялся в течение нескольких десятков (а то и сотен) лет.

Школьная форма из Италии – выдержанная классика и современная изысканность. Сегодня практически в каждом учебном учреждении есть свои требования к школьной форме. Она не должна быть вызывающей и очень яркой. Приветствуются цвета сдержанных оттенков.  Итальянская школьная одежда отличается особой прочностью, так как рассчитана на ежедневную носку.

Турция - обязательная школьная форма, у каждой школы свой цвет, но единый фасон: для мальчиков- костюм, для девочек- блузка, джемпер и юбка, для всех- галстук цветов школы. Так подчёркивается, что все равны, независимо от социального и материального положения родителей.

В Бельгии школьная форма есть только в некоторых католических школах, а также в частных школах, основанных британцами. Типичная одежда - брюки и юбки темно-синего цвета, белая или голубая рубашка и галстук.

Школьная форма в наши дни

На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.В Польше форма отменена полностью и запрещено её частное введение отдельными школами.

Министерство образования в Люксембурге выступило за то, чтобы решение о школьной форме принималось каждой школой в отдельности. Однако это предложение не было одобрено Палатой представителей. Диалог между родителями, учителями и учениками не привел к оптимальному решению, которое удовлетворило бы все стороны. Поэтому в наступившем учебном году школьная форма останется прежней. А в 2015-2016 учебном году школьники по желанию смогут носить темно-синие джинсы.

 Глава 3. Школьная форма в азиатских странах.

В Японии школьная форма появилась в конце XIX века. В наше время в большинстве частных и государственных школ есть школьная форма.

Японское слово для обозначения униформы — сэйфуку.

мужская униформа во многих средних и старшихшколах Японии. Обычно гакуран чёрного цвета, но в некоторых школах может быть тёмно-синего иликоричневого цветов.

Гакуран происходит от вида прусской военной формы. Слово является комбинацией иероглифов гаку,означающего «учиться» или «ученик». 

Матроска распространённый вид формы, носимой девушками в средней  школе и, иногда, в начальной. 

Обувь, носки и другие аксессуары иногда тоже являются частью формы.

Рассмотрим школьную форму в Южной Корее. Почти все южнокорейские вторичные студенты носят униформу под названием Gyobok . У большинства начальных школ, кроме некоторых частных начальных школ, нет униформы; однако, униформа строго проверена с начала средней школы. Типичная южнокорейская униформа обычно состоит из рубашки, спортивной куртки и галстука, с юбками для девочек и серыми брюками для мальчиков.

Типичная корейская школьная форма для мальчика обычно включает жакет, белую рубашку с воротником, с длинными рукавами, галстук, брюки и верхнюю одежду в течение Зимнего сезона. Корейская школьная форма девочки обычно состоит из поклона, белой рубашки с воротником, с рукавами, жилета, плиссированной юбки и верхней одежды в течение зимы и белых носков. Лак для ногтей и косметика обычно не позволялись.

Школьная форма в Китае введена не во всех общественных школах. Однако большинство школьников должны носить форму вплоть до старших классов. Китайская школьная форма нередко походит на спортивный костюм. Форма в материковой части Китая обычно состоит из двух наборов: летнего и зимнего. Зимний комплект для мальчиков включает свитер (или ветровку на молнии) и брюки. Комплект для лета состоит из, как правило, белой рубашки с воротником и шорт или брюк. Зимняя форма для девочек идентична форме для мальчиков. А вот летние варианты позволяют носить не только брюки, но и юбки. В большинстве китайских школ обязательны для ношения красные галстуки или значки.
В Узбекистане молодые люди до 25 лет составляют приблизительно 60 процентов населения, поэтому школьную форму здесь можно увидеть достаточно часто. Это простая и удобная форма, выполненная в сине-белых цветах. 

Повсеместно в королевстве Таиланд введена обязательная форма одежды. Например, в детском саду предусмотрено носить красную юбку и белую блузку для девочек, а у мальчиков красные укороченные брюки с белой рубашкой. В тайских школах запрещается использовать различные аксессуары, красить волосы и наносить татуировки. Обязательна для ношения школьная форма. С 6 до 14 лет мальчики носят белую рубашку с коротким рукавом и открытым воротом, шорты до колена (цвет хаки, черный или темно-синий), гольфы и кроссовки (черные или коричневые). Девочки надевают темно-синие или черные юбки до колена и белые блузки с галстуком. На ноги - белые гольфы и темную обувь. По четвергам в тайских школах проходит «день скаутов», где мальчики надевают бежевую форму, а их руководители темно-зеленую форму с желтыми шейными платками. Цвет формы для скаутов может отличаться в разных школах. Распространен, также вариант синей униформы для девочек. На рубашках или блузках всех тайских школьников вышивается название и номер школы, имя ученика. Эта система напоминает английскую. Юношам в старших классах позволяется надевать длинные брюки. В высших учебных заведениях стандартом формы является белая рубашка с длинными рукавами, черный или темно-синий галстук и черные брюки для юношей. Для девушек - белая блузка в сочетании с простой или плиссированной юбкой.

Итак, можно сделать вывод, что школьная форма в разных странах не одинакова. Ее выбор зависит от климатических условий страны, уровня ее образования, время появления школьной формы и то, по каким причинам она появилась.
Еще о форме можно сказать то, что она зависит от финансового положения страны, религиозных убеждений. В разных странах в форме относятся по-разному. В одних странах форма является обязательным атрибутом каждого ученика, в других – не обязательным. Важно заметить то, что в некоторых странах ученики сами разрабатывают свою школьную форму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие в 6 классе по теме "Правила поведения в гостях в разных странах"

Внеклассное мероприятие в 6 классе по теме "Правила поведения в гостях в разных странах"...

Разные страны- разные пейзажи

Презентация - викторина. Обучающиеся должны догадаться, пейзаж какой страны представлен, аргументировать свой ответ.На последнем слайде представлены ответы....

Разные страны, разные пейзажи

Урок формирования лексических навыков...

Открытый урок по английскому языку на тему: «Разные страны – разные политические системы – разные характеры»

Цели урока:·         Обобщить лингвострановедческий материал, проконтролировать и расширить знания по указанной теме.·...

«Разные страны – разные культуры»

Методическая разработка учабного материала...

Практическая работа с целью получения нового знания для учащихся 10 класса Анализ половозрастных пирамид разных стран. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами

Практическая работа с целью получения нового знания для учащихся 10 класса Анализ половозрастных пирамид разных стран. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми р...

Одежда и мода. Школьная форма в разных странах.

В данной работе рассмотрено влияние языковых единиц на моду, происхождение многих видов одежды, рассмотрена школьная форма в разных странах и проведено анкетирование учащихся нашего учебного заведения...