РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
опыты и эксперименты по английскому языку (7 класс)

Дронов Василий Дмитриевич
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 
 
Дронов В.Д. 
магистрант второго курса,  
Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов,  
Россия, г. Санкт-Петербург 
 
Одним из процессов школьного обучения иностранным языкам является аудирование. Владение аудитивными навыками позволяет человеку понять информацию, полученную от собеседника, правильно и адекватно реагировать на сказанное. Аудирование обеспечивает возможность общения на иностранном языке. Поскольку речевое общение – процесс двусторонний, то перцепция (недооценка) речи может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Так как часто именно несформированность аудитивных навыков является причиной нарушения общения. Проблема развития умений аудирования является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения иностранному языку. В противном случае, если бы не аудирование, то развитие речевого общения стало бы затруднительным процессом. 
 
Ключевые слова: аудирование, речевая деятельность, аудиовизуальные средства, аудитивные навыки. 
 
Реалии современного мира, наращивание международного сотрудничества и личных контактов с представителями англоязычного мира делают все более актуальным  изучение  иностранного  языка  как  средства  общения.  Для  эффективной коммуникации необходимо обладать не только грамматическими, лексическими и фонетическими навыками и знаниями, но и определенными аудитивными умениями и навыками. Аудирование представляет собой совокупность навыков и умений, которые на практике всегда включены в другие виды деятельности. Понимать слова собеседника необходимо для чего-то, то есть для того, чтобы соответствующим образом реагировать в рамках диалога и, шире, любого взаимодействия, использовать и творчески перерабатывать полученную информацию. Поэтому важным шагом становится включение аудирования в другие задания. [1]  
 
В проведенном эксперименте на практике было использовано аудирование в творческих заданиях, связанных с инсценировкой. Практические занятия проводились для учащихся 7 «а» класса МБОУ «Гимназии» во время педагогической практики (февраль, 2016 г.)
 
Применение методической разработки «Stage Listening» 
К данному методу уделено немало внимания, такой метод обучения аудированию получил название  «Stage Listening».  В задании были задействованы все учащиеся в количестве 14 человек. Перейдем непосредственно к заданию. Ребята изучали тему «Be the change» по модулю «Life changes». (По УМК 
«Звёздный английский», 7 класс. Автор УМК: К.М.Баранова) 
 
1) Этап «до прослушивания»
Время выполнения: 7 мин. 
Форма работы: коллективная. 
Вид наглядности: иллюстративная. 
 
Было предложено на выбор нескольких иллюстраций  –  тем. (учебно-методический комплекс на стр.86. упр.  №1.)  «Vocabulary: Life Changes». Тема-иллюстрация представлена неспроста, она является зрительной опорой для учащихся.  
 
Предложенные темы: 
“Win a scholarship to a top university”, 
“Adopt a child from abroad”, 
“Move into a caravan in the countryside”, 
“Set up a charity”, 
“Have cosmetic surgery”. 
 
К каждой теме прилагались набор фраз, наиболее точно характеризующих данную тему. После того, как ребята выбрали тему «Организовать благотворительность», они были ознакомлены с такими фразами и словами, как: «Starving old man, setup, homeless, achieve your goals, assist, caring for the hungry». 
Эти слова были отработаны, с точки зрения произношения, переведены на русский язык и записаны на доске (как зрительная опора), тем самым были сняты лексические и фонетические трудности. Перед началом, учитель задал следующие вопросы: Which of these changes would you (or not) like to make in the future? Why? Tell your partner. Using phrases – I’d love…/I wouldn’t like to… because of…
 
Также в упражнении предлагались некоторые слова, характеризующие состояния человека: 
Satisfying, exciting, difficult, challenging, tiring, scary, risky. 
 
Также они могли использовать для ответа примерные предложения: 
1) I’d love to set up a charity to help other people. It would feel very satisfying. 
2) I wouldn’t like to have cosmetic surgery. It’s too scary and risky. 
 
Учащимся предлагался для прослушивания текст: 
Narayanan Krishnan 
Narayanan Krishnan was an award-winning chef who was about to take up a top 
job in Switzerland. Then, while visiting his parents at home in India, he saw an old man 
starving under a bridge. He says, «I fed that man and decided that is what should do for 
the rest of my life». He gave up his job and set up a charity called the Akshaya Trust. 
Every day, Narayanan now personally prepares and hands out 400 simple, tasty hot meals 
to the homeless <…> He has shown what one person can achieve when the set out to 
change the world! 
 
2) Этап «во время прослушивания» 
Время выполнения: 3-5 мин. 
Форма работы: коллективная. 
Вид наглядности: иллюстративная. 
Ученикам предлагалось прослушать текст в первый раз. Во время прослушивания, учащихся делали сноски, в виде устойчивых фраз и других лексических единиц. 
 
3) Этап «после прослушивания» 
Время выполнения: 20 мин. 
Форма работы: коллективная. 
Вид наглядности: иллюстративная. 
 
1. После первого прослушивания, детям предлагалось ответить на вопросы, касающихся основного содержания текста. 
What is the main point of story? 
Do you know about how to set up your charity? 
What is the main character’s name? 
Ответы были следующими: 
Narayanan gave up his job and set up a charity by helping other people. 
No, because there is no any information about setting up of a charity. 
Narayanan Krishnan. 
С заданием справились 100% участников. 
 
2. После второго прослушивания, ребятам было предложено задание: разделить группу на две части: «Артисты» и «Зрители».
Группе «Артистов» предлагалось, на основе ранее изученных фраз и прослушанного текста, сочинить свою историю для темы «To setup for a charity». Также, они должны были между собой распределить роли и разыграть сценку, предварительно назвав своих персонажей.  На выполнение задания было  отведено 20 минут. 
В этом задании группа «Зрителей» выступает в качестве слушателей, другими словами теперь аудирование в виде спектакля проводится для них. В качестве зрительной опоры, для «Зрителей» служат: жестикуляция, артикуляция, интонация и, ранее записанные, слова и фразы. Данная группа должна, в свою очередь, внимательно наблюдать за игрой группы «Актеров», им разрешалось делать пометки в тетрадях для того, чтобы по окончании выступления, передать общий смысл и ответить на несколько несложных вопросов преподавателя. Группой «Актеров» была придумана и проиграна сценка по теме «To setup for a charity»
 
Author’s Speech: Once upon a time, classmates noticed that one of pupils has broken things: pens and pencils. They laughed and asked: “What is it? You have no money for new staff?” He answered: “Yes, we have a big family and we don’t have enough money for many things”. And each pupil gifted to Jack new copybooks, pens and pencils. They have done it with a great pleasure. They are thinking that they are doing a good thing. They decided to set up a charity for helping to large families. They published a post to the social network for whip-round for caring and helping to the families. After publishing, their jar was rapidly filled by flow of money. It was decided to buy a little island near the sea, called Inverness. Young assistants planned to build a camp for kids from large families there, they could swim, sunbathe, rest, have fun, and enjoy. 
 
Однажды одноклассники заметили, что у одного из ребят все время сломаны ручки, карандаши. Они посмеялись и спросили: «Что, нет денег на новые?» На что он ответил: «Да, у нас большая семья, и на многие вещи денег не хватает». И каждый из ребят подарил Джеку новые тетради, ручки, карандаши. Им стало приятно делать добро, и они решили организовать фонд помощи многодетным семьям. Для этого в соц. сетях написали запись о сборе денег для помощи детям из многодетных семей. После публикации, их банка быстро стала наполнятся деньгами. На эту сумму было решено купить маленький остров в море, его назвали «Инвернесс», на этом острове ребята хотят построить лагерь отдыха для детей из многодетных семей, чтобы они каждое лето приезжали купаться, загорать и отдыхать, веселиться, радоваться. 
Группа «Артисты» творчески подошла к заданию, проявила энтузиазм и ребята с удовольствием стали играть роль своих героев. Было весело и поучительно. Группа «Актеров», по окончании инсценировки, смогла передать смысл выбранной темы «To setup for a charity». В виду того, что были допущены небольшие грамматические ошибки, были зафиксированы нарушения в произношении участники были вынуждены обратиться за помощью к преподавателю, но не смотря на этот факт общий результат задания показал уровень выполнения выше среднего.  Средний процент – 80%. 
Актеры получили 32 балла из 40 возможных, что говорит об уровне выше среднего. 
Участники  группы  «Зрители»,  посовещавшись,  огласили  общий  смысл  
текста: 
The classmates helped to new pupil, who has some broken things (pens, pencils, etc.). They collected some money and saved in the jar. The guys have decided to buy the island for helping the other kids from the large families. После того, как учитель убедился, что текст был понят правильно, задал несколько вопросов участникам «Зрителей»: 
1) Do you like the group’s performance? 
2) Do you think that setting up own charity is the difficult activity? 
3) Would you tell your opinion about Actor’s game briefly? 
В ответах второй группы участников так же, как и в первой наблюдалось, что были допущены незначительные грамматические ошибки, но, несмотря на это ответы с комментариями продемонстрировали высокий уровень словарного запаса. По аналогии, группа «Зрителей» оценивалась следующими критериями. Корректное осмысление выступления группы «Актеров». 
Это задание еще раз доказывает, что аудирование не изолированный вид речевой деятельности, он находится в тесной взаимосвязи с говорением, чтением и 
письмом. 
 
Выводы
Во время выполнения практических заданий используется такой методический прием, как инсценировка (драматизация). Творческие задания положительно влияют на динамику усвоения нового материала при изучении иностранных языков. В этом задании творчество проявляется в трех направлениях: творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета); исполнительское (речевое, двигательное); оформительское (декорации, костюмы и т.д.).
Инсценировка способна вызвать у учеников желание изучать язык. Педагоги, использующие такие задания, как методический приём, отмечают у своих учеников повышение уровня мотивации к изучению иностранного языка на разных этапах, повышение самооценки детей, снятие скованности и стеснения,  избавление от страха допустить ошибку. С помощью такого метода развивается эмоциональная сфера ребёнка. Всё это способствует созданию психологического климата, благоприятного для изучения иностранного языка. Соприкосновение с игрой делает общение ученика с учителем ярким и запоминающимся. Использование некоторых элементов творчества во данном эксперименте повлияли на то, что сложилась атмосфера доверия, и улучшились отношения учителя с учениками. Школьники стали свободнее, раскованнее, увереннее в себе, а также научились работать в команде, терпимо относиться друг к другу. Во время составления нового текста по заданной теме у ребят сформировалось чувство взаимопомощи и ответственности за свои знания. Даже те ученики, которые всегда предпочитали на уроках не занимать активную позицию, с удовольствием принимали участие в инсценировке, придуманной ими истории. 
Так как обучение иностранному языку при использовании таких методик показало положительную динамику усвоения нового материала и нашло отклик у школьников, следует рассмотреть возможность создания школьного театрального кружка, где вплотную можно заняться изучением английского языка по средствам приема драматизации. Данный прием можно использовать как средство мотивации и повышения интереса к изучению иностранного языка. На сегодняшний день в школе не каждый вид речевой деятельности представлен на уроках в одинаковой степени. По результатам наблюдений на практике доминирующим на занятии является чтение, а в качестве домашней работы – письмо. Меньше всего времени уделяется аудированию. Этой ситуации есть рациональное объяснение. Во-первых, не во всех школах есть техническая возможность проведения аудирования. Во-вторых, в установленном объеме учебных программ и ограниченного количества часовне все преподаватели готовы тратить много времени на аудирование. Один урок в четверти, посвященный аудированию, не приведет к положительным результатам в изучении иностранного языка. Аудирование требует практики и регулярности. Проблема заключается в том, что чтение и письмо, которым в школе уделяется больше внимания, являются пассивными видами речевой деятельности, а современность диктует необходимость обращения к активным видам речевой деятельности. Нельзя недооценивать роль аудирования при обучении иностранному языку, так как его нельзя отделить от говорения, письма и чтения. Коммуникативная особенность аудирования, как вида речевой деятельности имеет основополагающую роль на всех этапах обучения иностранному языку и постоянно растущие требования к уровню владения иностранным языкам требует от современного учителя обязательного включения в учебный процесс заданий на аудирование. 
 
Список литературы 
1.  Вердеш А.А. Роль аудирования в речевой деятельности и процессе обучения иностранному языку // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 1110-1113.  
2.  Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителей // Н.Д.Гальскова. – М.: АРКТИ, 2001. 
3.  Елухина Е.В. Речевые упражнения для обучения аудированию // Журнал «Методическая мозаика». – №4, 2009. – 9-16.  
4.  Курченкова Ж. Аудирование как вид речевой деятельности на разных этапах обучения в условиях гимназического образования: Сборник электронных статей. «Учительская газета», №30 от 26 июля 2011 года. 
5.  Степанова Н.А. Методика обучения аудированию как виду речевой деятельности и типология упражнений по формированию навыков аудирования // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2012 г. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon sb_k-4-29.12.17_1.pdf2.63 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология В.Н.Зайцева как способ формирования метапредметных результатов деятельности учащихся основной школы средствами предмета английский язык.

Статья написана учителем английского языка МБОУ СОШ № 5 г.Киржач,  Владимирской области Брусничкиной Мариной Леонидовной...

Совершенствование коммуникативно-творческих умений и навыков учащихся основной школы на занятиях по английскому языку

Совершенствование коммуникативно-творческих умений и навыков учащихся основной школы на занятиях по английскому языку.Ключевые слова: коммуникативная компетенция, ролевые игры, виды речевой деятельнос...

Развитие навыка аудирования у учащихся начальной школы

В первые годы изучения английского языка самое главное не отбить у детей охоту учить язык, поэтому я подобрала ряд мультфильмов на английском языке, которые гарантированно понравятся любому ребёнку и ...

Сюжетно-ролевая игра как эффективный прием формирования коммуникативных умений учащихся основной школы при обучении иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические подходы к сюжетно-ролевой игре в основной школе, отмечается, что игра по сути носит деятельностный характер, моделируя при этом ситуации общения и формируя комму...

Развитие умений читать на средней и старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. и др. «Звездный английский"

В статье « Развитие умений читать на средней и старшей ступени  обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. и др.  «Звездный английский» поднимаются актуальные вопросы...

«Особенности обучения аудированию учащихся младшей школы на уроках английского языка (1-4 классы) и психолого-педагогический подход в выборе лучшей возрастной аудитории в овладении иностранным языком»

Данная статья посвящена вопросу преодоления трудностей у учащихся младшей школы в освоении  одного из самых тяжелых видов речевой деятельности - АУДИРОВАНИЕ....

Обучение развивающему чтению в основной школе на уроках английского языка

Обучение развивающему чтению в основной школе на уроках английского языка...