Концептуальное изложение опыта работы по теме: «Формирование 4 К компетенций на уроках иностранного языка».
методическая разработка по английскому языку (6 класс)

Савостьянова Татьяна Михайловна

В данной работе мне бы хотелось поделиться методами и приемами формирования 4К Компетенции на уроке английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptualnoe_izlozhenie_opyta_raboty_po_teme.docx187.23 КБ
Файл prilozhenie_1.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Концептуальное изложение опыта работы по теме:

 «Формирование 4 К компетенций на уроках иностранного языка».

           В мире, в котором мы живем происходят очень быстрые изменения. Эти изменения касаются и системы образования. То, чему учат в школе на сегодняшний день уже не так актуально, как было к примеру, несколько лет назад. Сейчас широко развиваются информационные технологии и те знания, которые дает школа, дети могут найти с помощью любой поисковой службы сети интернет. Наиболее важными стали новые компетенции, так называемые «Soft skills». К выпускникам школ предъявляется все больше требований. Выпускник должен не просто иметь знания, но и обладать навыками для своего личностного роста и успешной самореализацией в обществе.

Актуальность данной работы заключается в возможности формировании «soft skills» средствами предмета «Английский язык» у обучающихся среднего звена.

Цель работы: определение методических приемов для формирования «soft skills» на уроке иностранного языка.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) изучить литературу о методических приемах формирования "soft
skills" и их классификации;

2) соотнести «soft skills» с универсальными учебными действиями
обучающегося согласно Федеральному государственному образовательному
стандарту основного общего образования;

3) рассмотреть формы работы на уроке иностранного языка и
определить наиболее эффективную для формирования «soft skills»;
4) выбрать и апробировать комплекс упражнений для формирования «soft skills» на уроке иностранного языка;

5) провести диагностическое исследование уровня сформированности
soft skills школьников до и после реализации выбранного комплекса упражнений,
проанализировать полученные результаты.

Для достижения результата в данном исследовании были использованы
следующие методы:

1. Теоретические: метод анализа, сравнения, синтеза, метод классификации.

2. Эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование, опытно-экспериментальная деятельность.


Новизна данной работы заключается в переносе методов и приемов формирования 4 К компетенций с русскоязычных предметов на предмет «Английский язык».  

Формирование «soft skills» на уроке иностранного языка

        К наиболее важным «мягким навыкам» относят коммуникацию, кооперацию, критическое мышление и креативность. Это, так называемая, 4К компетенция.

         Коммуникация-это умение договариваться, налаживать контакты, умение слушать и высказывать свою точку мнения. Для ее формирования  мною используются такие методы как «ролевые игры», «скетч» «проектные работы», проблемное обучение, «круглый стол», различные дискуссии.

«Скетч»-это короткая сценка, которая разыгрывается по заданной проблемной ситуации с указанием действующих лиц и их поведения. В такой форме могут быть разыграны сцены, касающиеся, например, социально-бытовой сферы по следующим темам «Питание» («Food»), «Город» («City»), «Покупки» («Shopping»)

«Круглый стол» - это обмен мнениями по какому-либо вопросу или проблеме. Участие в такой форме обучения требует высокого уровня знания английского языка, поэтому чаще всего используется в старшем звене.

Дискуссия-это обмен мнениями относительно какого-то предмета с целью достижения единого взгляда. Обязательным условием является наличие спорного вопроса. Например, учащимся предлагается просмотреть видеосюжет по теме «Защита окружающей среды», затем разделиться на группы и высказаться по следующим вопросам «What is the problem?"» (В чем проблема?), «What do you think of it?» (Что ты об этом думаешь?), «Is it really so?»( Так ли это на самом деле?). Мы рассмотрели лишь некоторые методы формирования навыков коммуникации. Такие методы важны тем, что они повышают речевую активность обучающихся и соответственно улучшается их уровень коммуникации.

        Критическое мышление-это умение ориентироваться в потоке информации, находить причинно-следственные связи, делать выводы, проводить анализ и рефлексию. Для формирования этой компетенции можно использовать такие технологии как «кластер», «Верные и неверные высказывания», «инсерт», «фишбаун», «синквейн», «корзина идей».

Предлагаю остановиться на тех приемах, которые я чаще использую в своей работе.

Прием «Корзина идей»-это прием организации работы на начальной стадии урока, на этапе актуализации знаний. На доске прикрепляется или рисуется значок корзины, в которую учащимся предлагается собрать ту информацию, которую они знают по изучаемой теме.

Прием — «Кластер»-это выделение главной информации в тексте и ее графическое оформление в виде грозди. Данный прием используется для систематизации знаний, учащихся как на начальном этапе урока, так и в качестве рефлексии.

Прием «Фишбаун»-это прием, который позволяет учащимся разделить общую проблемную тему на причины и аргументы.

Визуальное изображение этого приема похоже на «рыбную кость», применяется на этапе вызова. Работа может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы. 1. В нижнем прямоугольнике, после обсуждения с классом, ведущий записывает формулировку проблемы. 2. Путем анализа источников, текстов и т.д., учащиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. 3. Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.

 Креативность-это творческое мышление, умение отступать от обычных шаблонов и идей при решении каких-либо проблем. К способам формирования креативность можно отнести различные квесты, метод «шесть шляп», кейс-технологии, мозговой штурм, фрирайтинг и другие.

Проще говоря, креативное мышление - это создание необычных и хороших решений исходной проблемы.

И один из примеров - Друдлы.

"Droodles", так называемая визуальная арт-технология, развивающая логическое мышление, умения мыслить неординарно и принимать нестандартные решения. Данная технология была изобретена Роджером Прайсов в 1953 году и является комбинацией из трех английских слов: "doodle" - абстрактные каракули, которые человек рисует не задумываясь машинально, "drawing" - рисунок и "riddle" - загадка. В русском языке предлагаемая техника получила простое название: «Друдлы». Следуя из названия, задача ученика состоит в том, чтобы отгадать загадку, зашифрованную в криво нарисованном рисунке, при этом сделав это на английском языке. Стоит отметить, что для урока берется заранее продуманный «друдл», с несколькими возможными вариантами его интерпретации, а также соответствующий уровню знаний ученика английского языка. Друдлы представляют собой картинки с изображением разных абстрактных форм. Каждая картинка является маленькой загадкой, где надо придумать, что изображено на картинке. Можно предложить несколько разных интерпретаций к изображениям. Здесь нет ошибочных ответов. В настоящее время друдлы используются для развития воображения и творческого мышления самых разных категорий обучающихся.

https://urok.1sept.ru/articles/693507/1.jpg

2. What can you see in the picture?

https://urok.1sept.ru/articles/693507/2.jpg

Стоит отметить, что к каждой картинке-друдл можно придумать до 20-30 интерпретаций. Соответственно, и количество творческих заданий к ним огромно. Они могут быть направлены на развитие всех видов речевой деятельности обучающихся: аудирование, говорение, чтение и письмо. При подборе заданий следует учитывать возрастные особенности учащихся и их языковой уровень.

Синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк (слово «синквейн» происходит от французского, означающего «пять»). в которых обобщена информация по изученной теме.

Еще один из творческих приемов, когда ученики видят только картинку и им предлагается высказать свои чувства (express your thoughts). Если возникают трудности, можно использовать следующие подсказки:

Talk about the atmosphere.

The atmosphere in the picture is ........(friendly, peaceful, relaxing, tense, busy, warm, cosy, happy etc.).

What and Where

In the foreground/background there is….......

Who is ..?

What the people look like.

(Age / height / build / hair / eyes / nose / mouth / special features / general impression)

How the people are feeling.

(Bored / annoyed / upset / sad / miserable / lonely / unhappy / depressed / confused / furious / angry / relaxed / concentrated / worried / happy / tired / interested / puzzled / confident / interested / excited / calm / pleased / thrilled / relieved / amazed)

Talk about the atmosphere.

The atmosphere in the picture is ........(friendly, peaceful, relaxing, tense, busy, warm, cosy, happy etc.).

Talk about your personal attitude to the picture. How the picture makes you feel.

As for me, / Frankly speaking, I like this picture as it is bright and colourful, full of positive emotions,

        Кооперация-это сотрудничество, умение работать в команде, принимать чужую точку зрения и отстаивать свое мнение. Навыки кооперации формируются при таких формах деятельности как работа в паре, работа в группе, сюжетно-ролевая игра, проектная деятельность.

         С сентября 2022 года в нашей стране вступили в силу обновленные федеральные образовательные стандарты. Данные обновления затронули начальное и основное общее образование. Компетенции-4К соответствуют результатам обучения, которые заявлены в обновленных ФГОС. В качестве важных результатов в них указано развитие у учащихся способности самостоятельно мыслить, решать творческие и проблемные задания, готовить публичные выступления, слаженно работать в коллективе для достижения поставленной цели. Это было бы невозможным без формирования «мягких навыков».

Непосредственно измерить уровень сформирования 4к-компетенции мы, к сожалению, не можем. Но мы можем ориентироваться на оценочную шкалу 4К, в которой символически выделяют несколько уровней: пассивный, ведомый, инициатор и стратег. В общем виде по каждой из компетенций можно представить следующие блоки проверяемых умений и их проявление в ходе оценки:

-критическое мышление (анализирует, предлагает гипотезы, варианты решения, пользуется разнообразными источниками информации для проверки гипотез и выработки решения, аргументирует, осуществляет контроль, дает оценку);

-креативное мышление (предлагает идеи, ценит оригинальные идеи своей и других команд, применяет базовые умения в нестандартной ситуации, находит оригинальное решение, продолжает поиск новых идей и решений после завершения задания);

-коммуникация (задает вопросы, отвечает одноклассникам, спрашивает непонятное в рассуждениях одноклассников, разъясняет свои идеи, избегает/устраняет конфликтные ситуации, вовлекает одноклассников в общение);

-кооперация (обращается за помощь, слушает чужие аргументы и соглашается с чужими предложениями, встраивает свою работу в общую работу группы, определяет свой вклад в общую работу, приглашает к выступлению/ответу одноклассников).

Меня, как классного руководителя, особенно заинтересовала такая проблема, как формирование навыков кооперации на уроке иностранного языка. В начале учебного года мной, совместно с психологом школы, было проведено анкетирование учащихся 6 б класса с целью выявления уровня сплоченности коллектива. (Приложение 1). Результаты можно увидеть в данной диаграмме.

Диаграмма 1.

76—100 баллов— сплоченный коллектив, в нем ценится и уважается каждый ученик.

46—75 баллов — средний уровень сплоченности, в нем существуют отдельные группировки по симпатиям, взаимным интересам.

30—45 баллов — низкий уровень групповой сплоченности, есть лидеры и аутсайдеры, многим ребятам в классе плохо, неуютно.

Ниже 30 баллов — очень низкий уровень групповой сплоченности, каждый сам по себе, ребята друг другу не интересны.

По результатам анкетирования был выявлен низкий уровень сплоченности, дети не очень хорошо умели работать в команде, выслушивать мнение других и отстаивать свою точку зрения. Так как я не только классный руководитель, но и учитель иностранного языка в своем классе, мною было принято решение использовать на уроках английского языка технологии для формирования навыка кооперативности. Для этого я использовала игры и упражнения, например:

  1. Игра «Пожелание».

 На уроке английского языка в преддверии Нового года учащимся нужно было написать на открытке, на которой написано имя одноклассника, какое-либо пожелание (например, Happy New Year to you! Merry Christmas! Good Luck!) и подарить открытку этому человеку. После этого учащимся предлагается сделать выводы, что им понравилось или не понравилось.

2. Упражнение – «Мой идеальный класс»

Данное упражнение способствует созданию положительной атмосферы в классе.

Ход игры: в центре игры надпись: «Наш класс» («Our class»).

 Учащиеся должны написать вокруг этого слова те качества, которыми должен обладать класс: доброта (kindness), юмор(humor) уважение (respect), вежливость (politeness), дружба(friendship).  Каждый радиус делится на 10 баллов. Учитель называет качество, а учащиеся должны ответить на сколько баллов это качество проявляется в их классе. После этого соединяются все точки, в результате чего получается «паутина» чем ближе она к центру, тем каждому в группе трудней. Чем ближе паутина к краям окружности, тем лучше группа и тем комфортнее каждому. Проводится рефлексия. Всем с учащимися решаем: как улучшить атмосферу класса, какие качества группе надо развивать, какой вклад может внести каждый в улучшение климата группы. Лексика, используемая в этом упражнении, соответствует тематике урока английского языка.

3. Игра «Строй»

При повторение грамматической темы «Степени сравнения прилагательных» можно использовать данную игру. Учащимся необходимо встать по росту, кто выше и кто ниже. При этом они должны произнести вслух, выше они или ниже кого-либо. (I am taller than Denis. I am shorter tnan Ruslan.)

После 5 месяцев проведения на уроках английского языка таких упражнений нами вновь было проведено анкетирование на уровень кооперации в этом классе. Результаты нас приятно удивили.

Диаграмма 2.

Учащиеся показали положительную динамику в плане формирования «мягких навыков», а именно навыка кооперации. В классе восстановилась благоприятная атмосфера сотрудничества и желания работать в команде. Это то, чего я хотела добиться, используя данные упражнения.

Те умения и навыки, которые дети получают на моем уроке английского языка не ограничиваются только знанием самого предмета. На уроках дети изучают различные сферы жизни, познают культуру страны, учатся работать в команде, слушать и понимать своих одноклассников.

Благоприятная атмосфера в классе, отсутствие у учащихся страха оценок, доброжелательность со стороны - учителя-это то, к чему должен стремиться каждый учитель для успешного формирования 4К-Компетенции и повышения качества знаний своих учеников.

Выводы:

Изучена литература о "soft skills" и их классификации. Проведено сравнении «soft skills» с универсальными учебными действиями обучающегося согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Рассмотрены формы работы на уроке иностранного языка и
определены наиболее эффективные для формирования «soft skills». Анализ результатов подтверждает, что выбранный комплекс упражнений для формирования «soft skills» дает положительный результат. А, следовательно, можно говорить об их метопредметности.

Список использованной литературы

  1. М.А.Пинская, А.М.Михайлова // Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации. М.: Корпорация «Российский учебник», 2019.
  2. Институт образования. НИУ ВШЭ // Мастерская 4К.
  3. УМК «Английский язык» Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М.,Сухина Е.И. для 2–11 классов общеобразовательных учреждений.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Анкета «Сплоченность класса»

Прежде всего обсудим, что такое «сплоченность», и зачем она нужна в процессе школьной жизни. К числу важных характеристик сплоченности можно отнести наличие у большинства ребят таких ценностей как: сотрудничество, взаимопомощь, поддержка, желание делать все творчески, уметь найти компромисс, решать поставленные задачи и др. В сплоченном классе человек чувствует себя более защищенным. Наиболее значимым для него является чувство «Мы». При этом важно, чтобы он не прятался за спины других, проявлял свою индивидуальность, уважая индивидуальность других. И чувствовал ответственность за общее дело.

Ниже приводятся характеристики класса как малой группы. Каждая дана в трех вариантах. Твоя задача — выбрать один из трех предлагаемых вариантов (а, б или в), который, по твоему мнению, больше всего подходит к твоему классу.

1

а) Думаю, что всем ребятам тепло, уютно и комфортно в классе, мы в кругу друзей;

б) далеко не всем уютно в нашем классе;

в) в классе есть ребята, с которыми никто не дружит.

2

а) В основном ребята дорожат нашим классом;

б) большинство ребят не задумываются о том, что значит класс в их школьной жизни;

в) думаю, что есть ребята, которые хотели бы перейти в другой класс.

3

а) В нашем классе внимательно относятся к каждому ученику;

б) наш класс заботиться не только о себе и нашей школе, мы внимательны ко всем людям, которые нас окружают;

в) ребят из нашего класса больше волнуют дискотеки, школьные вечера, чем проблемы каждого из учеников.

4

а) В нашем классе интересная жизнь, мы любим все делать вместе;

б) жизнь в нашем классе могла бы быть интереснее;

в) в нашем классе скучно, чтобы жизнь класса была интересней, все надо полностью изменить.

5

а) Мы часто ходим куда-нибудь все вместе, и нам это нравится;

б) хотелось бы чаще ходить куда-то всем классом;

в) не надо никуда ходить вместе всем классом.

6

а) Думаю, что наш класс дружный;

б) в нашем классе есть несколько дружеских компаний, несколько групп, а общей дружбы нет;

в) дружба в классе невозможна.

7

а) Думаю, что каждый из нас может проявить в классе свои способности и интересы;

б) далеко не все могут проявить свои способности и интересы в классе;

в) мало кто из ребят может проявить в классе свои способности и интересы.

 

Обработка результатов

Полученные ответы переводятся в баллы с помощью следующей таблицы Номер вопроса

Ответы в баллах

а          б          в

1          10        2          -10

2          10        2          -10

3          10        20        -10

4          10        5          -10

5          20        10        -10

6          10        6          -5

7          30        20        -10

 

Подсчитайте сумму полученных баллов

Интерпретация результатов

76—100 баллов — ваш класс — сплоченный коллектив, в нем ценится и уважается каждый ученик.

46—75 баллов — В вашем классе средний уровень сплоченности, в нем существуют отдельные группировки по симпатиям, взаимным интересам.

30—45 баллов — В вашем классе низкий уровень групповой сплоченности, есть лидеры и аутсайдеры, многим ребятам в классе плохо, неуютно.

Ниже 30 баллов — В вашем классе очень низкий уровень групповой сплоченности, каждый сам по себе, ребята друг другу не интересны.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Формирование лексического навыка говорения на уроках немецкого языка в 7 классе"

В данной работе приведён анализ упражнений учебника  "Немецкий язык" 7 класс на предмет достаточного количества упражнений, направленных на формирование лексического навыка говорения, подобран на...

Обобщение опыта работы по теме «Формирование ключевых компетенций на уроках иностранного языка».

Концепция модернизации российского образования  так определяет социальные требования к системе школьного образования: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предпри...

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ООО"

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ОООИз опыта работыучителя русского языка и литературы филиала МБОУ Пеклинской СОШРябчинской СОШАв...