Проект «Оружейные легенды». Формирование метапредметной компетенции на уроках иностранного языка
статья по английскому языку (8 класс)

Данная статья рассматривает один из видов компетенции при изучении иностранного языка с теоретической и практической точек зрения. В статье дано определение метапредметной компетенции, эффективные методы формирования метапредметной компетенции на уроках английского языка. А также представлен один из методов на практике (урок-экскурсия). Рассмотрен подробно данный метод, с примерами, результатами и выводами. В сатье представлен ряд литературных и электронных ресурсов по предлагаемой теме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Оружейные легенды». Формирование метапредметной компетенции на уроках иностранного языка

преподаватель отдельной дисциплины

(иностранный язык) Боровик М.А.

ТулСВУ

        Одной из основных задач современного образования является формирование у ребенка умения учиться. Значит, результатом изучения всех учебных предметом должны стать сформированные универсальные учебные действия (УУД) как основа умения учиться. А это невозможно без метапредметного подхода. Приоритетом образования является формирование метапредметной компетенции.

        Метапредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными. Регулятивные УУД заключаются в контроле и коррекции, инициативности и самостоятельности, то есть управлении своими действиями. Познавательные – в работе с информацией, учебными моделями, выполнении логических операций, анализе, обобщении, подведении итогов. А коммуникативные действия – это речевая деятельность,  навыки сотрудничества.

Формирование метапредметных компетенций на уроке иностранного языка эффективнее всего достигается через работу с текстами, сопоставление явлений родного и изучаемого языка, решение проблем творческого характера. А так же интеграции полученных знаний на уроках иностранного языка и по другим предметам          в ходе проектных и исследовательских работ. Ведущей компетенцией для современной методики преподавания иностранного языка является коммуникативная, которая включает: лингвистическую, речевую, социокультурную, предметную и профессиональную компетенции.

Отсутствие у обучающихся потребности пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях – проблема, с которой часто сталкиваются преподаватели иностранного языка в процессе обучения. Для решения этой проблемы важно сделать уроки английского языка по-настоящему интересными и необычными.

Применение нетрадиционных форм занятий необходимо для организации благоприятного климата и эффективной деятельности учащихся. Такие виды занятий – это всегда увлекательно: все учащиеся активны, каждый имеет возможность проявить себя. Это повышает интерес к предмету в целом и способствует формированию более прочных и глубоких знаний. Одной из форм нестандартного занятия является урок-экскурсия.

Урок-экскурсия — это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений.

В рамках образовательного процесса и в ходе изучения темы “The whole world knows them”(« Весь мир их знает». Учебник 8 класса 2 часть Rainbow English. Афанасьева О.В.) в экспозиции Тульского государственного музея оружия был реализован проект урока-экскурсии «Оружейные легенды» (“Armory legends”).

Тульский государственный музей оружия выбран не случайно. Музей предоставляет широкие возможности реализации военно-профессиональной направленности в ходе изучения различных дисциплин.  Являясь хранителем уникального наследия, повествующем об оружейном производстве с XIV века до современности, музей раскрывает историю героических побед русского оружия, демонстрирует уникальные экспонаты, в том числе и опытные образцы, рассказывает о людях, внесших особый вклад в развитие оружейного производства. Достижения именно этих людей – конструкторов - оружейников – стали основой урока-экскурсии.

Основная цель урока-экскурсии “Armory legends” – создать условия, обеспечивающие воспитание патриотизма и любви к Отечеству, способствовать профессиональной ориентации суворовцев. А также урок-экскурсия должен способствовать развитию коммуникативной компетенции у учащихся. Основная задача  - закрепление полученных знаний и умений в ходе уроков по изучению темы “The whole world knows them”.

Проведению урока-экскурсии предшествовало изучение лексических и грамматических единиц по выше указанной теме. На уроках использовались различные методы и технологии, в том числе:

- методы наглядной передачи информации и зрительного ее восприятия;

 - методы передачи информации с помощью практической деятельности;

- методы стимулирования и мотивации суворовцев;

- информационно-коммуникативные технологии [1, 160].

Полученные знания закреплялись с помощью выполнения упражнений, чтения тематических информационных материалов, просмотра биографических документальных фильмов о советских и российских конструкторах стрелково-пушечного вооружения С.И. Мосине, Ф.В. Токареве, Н.Ф. Макарове, М.Т. Калашникове, В.П. Грязеве, Н.А. Макаровце, предварительном посещении Тульского государственного музея оружия с обзорной экскурсией на русском языке.

Результатом проведенных уроков стала реализация подготовленных суворовцами проектов в виде кратких биографических рассказов о легендарных конструкторах – оружейниках на английском языке в рамках урока – экскурсии “Armory legends” по экспозиции Тульского музея оружия с демонстрацией их изобретений.

Таким образом, метапредметный подход в образовании способствует сохранению и поддержанию культуры мышления,  и формированию научного мировоззрения учащихся. Все это  предоставляет большие возможности для использования полученных на уроках знаний в реальных ситуациях. Учебный предмет «иностранный язык» является благоприятным полем для достижения широкого спектра метапредметных образовательных результатов.

Литература

  1. Савина С.И. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
  2. Пинк И.Б., Ивлева О.Б. Тульский государственный музей оружия / Альбом по коллекциям музея. – ООО «Борус-Принт», 2018. – 56 с.
  3. Пинк И.Б., Ивлева О.Б. Новая постоянная экспозиция музея. Путеводитель по экспозиционным уровням. - ООО «Борус-Принт», 2018. – 64 с.
  4. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. – М.: Университетское, 2000.
  5. Яковлева С.В. Интеграция современных образовательных технологий как профессиональный творческий процесс //ИЯШ – 2008 № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка

Термином "вербально-коммуникативная компетенция" обозначается способность учитывать при речевом общении контекстуальную уместность и употребительность языковых единиц для реализации когнитивной и комм...

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Данная исследовательская работа предназначена для преподавателей.  Цель данного материала – познакомить  с методами обучения иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции у...

Формирование информационных компетенций на уроках иностранного языка.

Для успешного формирования компетенций необходимо создать соответствующие условия для учебной деятельности школьника.Одно из этих условий – это создание информационного поля ученика, помогающее ему ис...

статья на конференцию"Формирование професиональных компетенций на уроках иностранного языка

Интегрированные занятия как одна из форм формирования профессинальных компетенций....

Научно- исследовательский проект «Формирование речевых компетенций на уроках иностранного языка»

Научно-исследовательский проект на тему: "Формирование речевых компетенций на уроках иностранного языка" является 3 частью инновационной площадки районного методического объединения учителей...

Формирование метапредметных компетенций на уроках английского языка

Данная статья затрагивает основные вопросы формирования метапредметных умений на уроках английского языка, формирования метапредметных результатов и способов их достижений....

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Материал по формированию метапредметных компетенций...