Оценка читательской грамотности обучающихся на уроках иностранного языка.
методическая разработка по английскому языку

Лыткин Глеб Олегович

Оценка читательской грамотности обучающихся

на уроках иностранного языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка читательской грамотности обучающихся

на урокахиностранного языка.

Читательская грамотность — одна из важнейших составляющих функциональной грамотности школьника. Предметом измерения при ее оценке является умение чтения как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов. Содержание понятия читательская грамотность включает: понимание прочитанного, рефлексию (размышления о содержании или структуре текста, их перенос на себя, в сферу личного сознания) и использование полученной информации (содержания текста) в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества — экономической, политической, социальной и культурной. При выборе текстов следует учитывать такие параметры, как формат, вид, тип, объем.

Для оценивания читательской грамотности рекомендуется подбирать сплошные и несплошные (составные) тексты достаточно большого объема. Несплошные тексты позволяют оценить такие умения, как интерпретация и обобщение различной информации из нескольких источников. Рекомендуется выбирать тематику текстов с учетом текущей информационной среды и потребностей социума, что позволяет оценивать способность учащихся ориентироваться в современном мире и справляться с новыми вызовами времени.

Мы рекомендуем использовать печатные или отображенные на дисплее аутентичные тексты разных жанров и типов: 1) описание (художественное и техническое); 2) повествование (рассказ, репортаж); 3) объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова, резюме/выводы, интерпретация); 4) аргументация (комментарий, обоснование); 5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы).

Несплошные тексты, кроме вербальных фрагментов, могут включать визуальные изображения: 1) графики; 2) диаграммы; 3) таблицы; 4) карты, схемы; 5) рисунки, фотографии; 6) формы (анкеты и др.); 7) информационные листы и объявления.

Для формирования навыков читательской грамотности учащихся рекомендуется подбирать аутентичные тексты по следующим тематическим областям: межличностные отношения; человек и природа; человек и технический прогресс; экологические проблемы; здоровый образ жизни; безопасность; путешествия по родной земле; научные открытия; выбор товаров и услуг; образование; великие люди нашей страны; будущее и др. Правильно подобранные тексты позволяют адекватно отобразить формирование компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность человека в его будущей профессиональной деятельности в условиях современного общества и его прогнозируемого развития.  

Для проверки понимания прочитанного материала можно предложить обучающимся задания, в которых требуется воспользоваться полученной из текста информацией. Контроль сформированности читательской грамотности проводится на основе заданий с выбором ответа, кратким и развернутым ответом. Специфика отбора текстового материала связана с постановкой в текстах проблем, с которыми школьник может столкнуться в повседневной жизни.

С учетом этого фактора рекомендуется составлять задания, направленные на оценку способности школьника правильно понимать коммуникативное намерение автора и назначение текста, а также на оценку умения ориентироваться в структуре текстов разных видов и форматов, в структуре заданий и способах формулировки ответов на поставленные вопросы. Таким образом, происходит оценивание не только предметных, но и метапредметных интеллектуальных умений.

Оценивание читательской грамотности как одного из компонентов функциональной сфокусировано на навыках чтения, которые включают в себя поиск, выбор, интерпретацию, интеграцию и оценку информации из всего спектра текстов, связанных с ситуациями, которые выходят за пределы класса. При оценивании уровня понимания информации из многочисленных разнообразных текстовых или других источников необходимо учитывать сформированность таких умений, как анализ, синтез, интеграция и интерпретация информации, сравнение данных, полученных из разных источников, оценка их достоверности, интерпретация и обобщение фактов из нескольких отличающихся (а иногда противоречащих друг другу) текстов. Объектом оценивания является умение осуществлять эффективный поиск, сортировку и фильтрацию большого объема информации, проводить поиск нужных данных при просмотре множественных источников; умение использовать при работе с текстом информацию из разных предметных областей.

В процессе написания данной статьи перед нами возникли вопросы: «Как помочь обучающимся в формировании функциональной грамотности? Как подготовить их к жизни в современном мире? Какие типы заданий целесообразно использовать на уроках иностранного языка и во время внеурочных занятий?» Ответ на эти непростые вопросы — в разнообразии текстов и видов чтения:

  • чтение для личных целей (для себя): включает личные письма (в том числе блоги, чаты, смс), художественную литературу, биографии и др.;
  • чтение для общественных целей: официальные документы, информация разного рода о событиях общественного значения и др.;
  • чтение для практических целей: тексты инструкций; информация о товарах, услугах; реклама; путеводители; расписание движения транспорта; афиши;

        — чтение для получения образования: включает учебную, справочную литературу, научно-популярные тексты.

У многих обучающихся достаточно хорошо развиты познавательные интересы, любознательность: дети с удовольствием схватывают новое. Исходя из этого, как на уроках, так и во внеурочной деятельности рекомендуется применять современные инновационные технологии: творческий подход, сотрудничество в обучении (групповые и парные формы работы), ИК- технологии, что позволяет добиться хороших результатов в достижении оптимального чтения.

В собственной практике автор статьи часто использует различные приемы критического мышления. Самым продуктивным при работе с текстом мы считаем методический прием «Инсерт» (INSERT). Сама аббревиатура — название данного приема (I — интерактивная, N —познавательная, S — система, E — для эффективного, R — чтения, T — размышления) — раскрывает его характер: это система мыслительных действий, которые приведут к пониманию и использованию информации. Прием «Инсерт» требует от обучающегося сконцентрированного чтения, параллельного анализа и выбора изучаемой информации. Этот прием развивает навыки работы с таблицей и условными знаками, умение четко разграничивать информацию на знакомую или новую тему, вызывающую несогласие или вопрос, пробуждает интерес к неизвестным фактам.

На первом этапе (вызов) обучающимся предлагается внимательно прочитать текст. Во время чтения они должны делать на полях пометки, а после — заполнить таблицу, где значки станут заголовками. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Таким образом обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение.

После чтения познакомьте учащихся с системой маркировки:

  • V — известная информация,
  • + — новая информация,
  • ? — непонятная информация,
  •  — думаю по-другому.

Второй этап (осмысление): обучающиеся в соответствии с маркировкой расставляют значки на полях текста (разрешается подчеркивать слова, графически выделять нужную информацию). Важно, что на данном этапе обучающиеся еще раз прочитывают текст, анализируя и сортируя информацию.

На этапе размышления ученики заполняют таблицу: переносят свои метки в графы, но уже в виде тезисов. Работа на данном этапе развивает навыки выборочного письма, тезисного оформления информации.

Завершающий этап приема «Инсерт» — рефлексия. Данный этап можно провести в парах в форме диалога. Обучающиеся обсуждают свои заполненные таблицы.

В соответствии с существующими группами читательских действий, то есть задач и способов их решения, которые читатель использует для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами, рекомендуется оценивать читательские действия, связанные с:

  • нахождением и извлечением информации из текста;
  • интеграцией и интерпретацией текста;
  • осмыслением и оценкой текста;

    –  использованием информации из текста.

Результатом сформированности читательских действий у обучающихся являются читательские умения, подлежащие оценке:

  • Находить и извлекать информацию.
  • Интегрировать и интерпретировать информацию.
  • Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.

     –   Использовать информацию из текста.  

Для того чтобы человек мог в полной мере участвовать в жизни общества, ему необходимо уметь находить в текстах различную информацию, понимать и анализировать ее, интерпретировать и оценивать прочитанное. Всё это позволит участвовать в деятельности, предполагающей использование возможностей печатного слова для решения жизненных задач в различных сферах жизни на основе прикладных знаний, необходимых для ориентирования и успешного функционирования индивида в быстро меняющемся современном мире. Именно поэтому особое внимание при оценке сформированности читательской грамотности мы уделяем значимости умений, связанных как с пониманием прочитанного, так и с развитием способности применять полученную в процессе чтения информацию в разных ситуациях, в том числе — нестандартных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

Павлуцкая Е.В., учитель  русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Отработка читательской грамотности на уроках иностранного языка

Текст для отработки читательской грамотности...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, Учитель английского языка МБОУ Одинцовского лицея №2

На основе результатов проведенных международных исследований качества образования российских школьников можно сделать вывод, что учащиеся сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности во...

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...